«Запах бренда»: как ароматы решают бизнес-задачи
Как маркетологи могут дополнительно воздействовать на эмоции клиентов в условиях тотального информационного шума — рассказал Андрей Щемелинов, специалист по мультисенсорике и обонятельным коммуникациям

И человек, и мир мультисенсорны. Однако сегодня все коммуникационные каналы настолько упрощены и перегружены, что аудитория как никогда нуждается в равномерном распределении информации и сообщений, исходящих от брендов.
При этом только подготовленные к новым вызовам компании могут себе позволить дарить полноценный естественный микс эмоций — визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений, создающих уникальный клиентский опыт.
Бизнес, использующий мультисенсорный брендинг, имеет весомое преимущество перед конкурентами, которые ограничиваются утомляющими традиционными средствами воздействия на аудиторию. Меняются не только инструменты, но и подходы к ним: концепция и стратегия не могут повторяться из года в год. Они устаревают и обесцениваются, а также множатся и копируются более слабыми участниками рынка.
Флагман идеи о мультисенсорной бесценности
Основная парадигма последних лет многих выдающихся компаний звучит так: «Не продавайте продукт, продавайте впечатления». Сенсорный брендинг — естественный шаг в развитии долгосрочных отношений между бизнесом и клиентом.
Флагманом внедрения мультисенсорного подхода в коммуникациях с потребителем стала международная платежная система Mastercard. История ее перезапуска началась в 2019 году. Первое, что они сделали, — отказались от названия бренда в логотипе. «Мы должны быть узнаваемы без упоминания компании», — заявил Раджа Раджаманнар, директор по маркетингу Mastercard.
Источник: @mastercard
Далее компания разработала фирменную мелодию, которая теперь используется во всех активностях бренда: рекламе, спонсорствах и картридерах.
В том же году платежная система запустила коллаборацию с производителем пирожных и представила свое фирменное печенье — макарон — в двух вкусах: «Страсть» и «Оптимизм», и, соответственно, в двух цветах — угадайте каких?
Коктейли, парфюмы, ужины — это каналы коммуникации, выходящие за пределы традиционных активностей. Одни транслируют ценности через вкус, другие — через аромат.
Источник: @Axios Media
За всеми этими попытками бренда стать «мультисенсорным» и ассоциироваться у потребителей не только с финансовыми услугами стоит, наверное, главный мировой (действующий!) адепт мультисенсорики и один из самых влиятельных CMO, суперстар маркетинга — Раджа Раджаманнар.
Я думаю, что стратегия Mastercard — это такой простейший чувственный квест в рекламном поле, вовлечение в игру. Кто-то буквально надрывается, кричит. А ты деликатно предлагаешь сыграть, причем на той территории, на которой это не принято, и естественным образом выделяешься среди остальных. Но это начало. Также ты защищаешь свою идентификацию всеми доступными способами и через все доступные каналы, укрепляешь коммуникацию за счет качественного вариативного наполнения, которое сложно повторить.
Как использовать в промо только цвет и аромат
А вот кому не нужно долго «раскачиваться» и у кого в стратегии стоит зеленый цвет в разделе «экспериментировать», так это McDonald's. Хотя сложно назвать это экспериментом, скорее — нестандартным форматом промо.
Итак, самый эффектный кейс по мультисенсорике 2024 года (подтверждающие это цифры ниже) — McDonald’s, который в своей кампании убрал из промо все, кроме цвета и аромата.
Как это было: в Нидерландах в двухстах метрах от ресторанов быстрого питания компания разместила стенды, на которых был только корпоративный цвет. Конструкции источали узнаваемый аромат ключевого продукта — картошки фри. И большинство респондентов безошибочно угадывали, что это за бренд.
Однако любая реакция стала бы победой, потому что главная цель — вовлечь людей и получить отклик. И McDonald’s этого добился. Официальные итоги акции говорят сами за себя:
- 1,5 млрд просмотров;
- 25 млн реакций;
- 85 тыс. взаимодействий;
- EMV (expected monetary value — ожидаемая денежная стоимость) составила €49,9 миллионов.
Из недостатков этого промо я хочу отметить только ограниченный радиус активации (около одного метра).
Похожую по механике кампанию в 2007 году запустила корпорация PepsiCo Benelux, продвигавшая в Нидерландах бренд Duyvis. Основная задача была в привлечении внимания к новому продукту через обоняние на большом расстоянии. Трейлер со встроенной аромамашиной перемещался по крупным голландским городам и приглашал жителей на промо-зону, привлекая их внимание ароматом жареного арахиса.
Для повышения эффективности в этих примерах можно было бы пойти по пути развития коммуникации, через полиграфию с тем же ароматом или сделать стратегию навигации до ближайшей точки продажи или промо-автомата с выдачей продукта. Таким образом увеличить количество контактов через выбранную стратегию (аромат+) и продлить время вовлеченности аудитории. Вариантов много, в любом случае молодцы.
Современная классика автопрома
Последнее время автомобильный мир будоражит один неоднозначный ребрендинг, но, пожалуй, комментировать его еще рано — это 100% игра в долгую. А вот кто уже перелистнул страницу новых стандартов, так это Infinity и Porshe.
Источник: @Infiniti USA
Infiniti сделал редизайн корпоративного логотипа, черпая вдохновение в бесконечной дороге к горизонту, говорится в их пресс-релизе. Далее, желая создать более приятный и запоминающийся опыт работы с клиентами, компания внедрила мультисенсорную айдентику: музыкальный логотип, записанный уникальным способом с отсылками к японской культуре.
Не обошлось и без обонятельной составляющей — компания разработала аромат, который также сильно перекликается с локальным брендингом: поскольку Infiniti — японский автопроизводитель, все сенсорные каналы формируются через ассоциацию с Японией. Он будет использоваться во всех салонах и на мероприятиях бренда, а в дальнейшем аромат можно будет приобрести в виде корпоративного сувенира.
Источник: @Porsche
Не только дилерские центры Infiniti узнаваемы. В автосалонах Porsche Cars Australia особое внимание уделяется дизайну мебели и освещению, наличию натуральной зелени и музыке, которая призвана вызвать широкий спектр чувств: от восторга до расслабления.
«Поскольку человеческое восприятие работает, когда органы чувств собирают информацию из окружающей среды, комбинация таких стимулов, как цвет, форма, освещение и звук, может оказать глубокое влияние на то, как люди относятся к ситуации», — рассуждает Даниэль Шмолингер, управляющий директор Porsche Cars Australia.
Источник: @Porsche
Компания уделила особое внимание аромату дилерских центров и тому, как он может вызывать узнаваемость и личные ассоциации. «Влияние аромата на наше настроение и самочувствие поразительно. Именно поэтому компания разработала бодрящий и свежий фирменный запах специально для использования в новых форматах розничной торговли», — рассказывает Шмолингер.
Мне кажется, это слишком аккуратный план, чтобы быть заметным и запоминающимся. Поскольку использование ароматов в интерьере — это уже сложившаяся традиция в премиум-сегменте, у клиентов развивается адаптивность и они реже реагируют на подобные «тихие» сигналы.
Но стоит изменить конструкцию, сделать активацию более динамичной и оригинальной, как это начинает работать эффективнее. Дополнительно можно «атаковать» внешними активностями — реклама, промо, ивенты, выставки, полиграфия — все, где мультисенсорные каналы максимально задействованы и концентрированы.
Как можно использовать аромат в наружной рекламе
Нельзя обойти стороной интересную чувственную кампанию агентства наружной рекламы — JCDeacaux. Компания реконструирует автобусные остановки, превращая их в 3D-«витрину» бренда, а дополнительные элементы, например аромат, еще больше привлекают и усиливают внимание к рекламируемому продукту.
Например, навес в виде мороженого разместила компания Ben&Jerry’s, принадлежащая корпорации Unilever. На остановке распространяется аромат, соответствующий продукту, — соленая карамель.
Источник: @JCDeacaux
Еще один яркий пример того, как ароматы используются в наружной рекламе, — работа JCDeacaux для итальянского производителя хлебобулочных изделий Roberto Alimentare.
Бренд развернул огромную коммуникационную кампанию, включающую в себя 3D-размещение на автобусных остановках и курсирующий по городу старинный трамвай. Прохожие, оказавшись рядом с этими объектами, действительно ощущали запах свежеиспеченного хлеба.
Источник: @JCDeacaux
Я думаю, это беспроигрышная и вирусная концепция. Жан-Клод Деко, основатель JCDeacaux, мог бы гордиться ими.
Граффити и аромат: опыт компании Lush
Всем известна агрессивная политика коммуникации через обонятельный канал косметического бренда Lush. Компания пошла дальше и использовала технологию ароматизации на улицах Лондона: на фасады домов были нанесены граффити в стилистике и цветах бренда, которые источали аромат, заранее распыленный на рисунки.
На мой взгляд, такой опыт взаимодействия не самый удачный. Дело в том, что при данной технологии ароматизации (распыление высококонцентрированного аромата на стены) запах будет очень зависим от направления ветра, и его стойкость и качество будет низким, так как стена — не лучший бустер молекул аромата. Правильнее было бы создать зону покрытия размещением нескольких аромамашин по периметру.
Аромат на выбор: почему «пробники» нужны брендам
Мультисенсорный брендинг позволяет компаниям выйти за пределы привычных вербальных коммуникаций. Корпорация Unilever активно этим пользуется. Бренду не очень важно, как вы заходите на территорию его влияния, главное, чтобы вы на нее зашли. Предоставление выбора — это один из триггеров привлечения внимания, а обоняние здесь играет роль эмоционального, отвлекающего маневра.
Так, в офлайн-магазинах на полках, где представлена парфюмированная продукция Lynx (торговая марка, используемая в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. На других рынках те же товары Unilever продаются под брендом Axe), компания разместила элементы, похожие на шелфтокеры, но с ароматами продукции. Таким образом, покупатель может выбрать товар, который соответствует его предпочтениям. Этот подход отчасти формирует более сильные эмоциональные связи с брендом.
Источник: @Grocery Trader
Немного цифр для понимания масштабности запуска: размер инвестиций составил порядка одного миллиона фунтов, задействовано было около двух тысяч POS (point of sale — место продажи, где осуществляется платеж за товары или услуги. — Прим. ред).
Применение мультисенсорики в эконом-сегменте
Международная сеть розничных магазинов одежды С&A перезапустила более тысячи точек в мультисенсорном формате. Изменилось все: визуальный язык, мебель, декор, акустика. Бренд пришел к современному сдержанному минимализму, который почти не встретишь в бутиках эконом-сегмента. По словам Джини Боера, CEO С&A Europe, компания предлагает покупателям «новое сенсорное путешествие через визуальные, тактильные, обонятельные и акустические сигналы».
Источник: @C&A
Мне кажется, такую масштабную мультисенсорную реновацию в данном сегменте припомнить сложно. Со времен «удушливого» проекта A&F использование ароматов в ретейле в таких масштабах себе никто не позволял.
Мультисенсорная эстетика Duty Free
Зона Duty Free — самая горячая точка для мультисенсорики: аудитория максимально открыта для впечатлений, а уровень ожидания космический. Этим уже воспользовались культовый бренд виски The Macallan и японский косметический люксовый бренд SK-II (входит в P&G).
Чтобы создать мультисенсорный опыт и отразить взаимодействие The Macallan с миром природы, в магазинах распространяется аромат настоек из диких трав. Есть также интерактивные зоны с визуальными, ольфакторными, то есть относящимися к запаху или чувству обоняния, и звуковыми элементами.
Источник: @The Moodie Davitt Report
Для повышения качества обслуживания сотрудники также предлагают разнообразные услуги: от дегустации до подарочной упаковки.
Источник: @The Moodie Davitt Report
Что касается магазинов косметического бренда SK-II, то здесь клиенты, посетившие пространство бренда, могут увидеть художественную выставку, вдохновленную многочисленными преобразованиями кожи, которых добились женщины. В центре, который называется «золотое святилище», гости могут увидеть интерактивные инсталляции, созданные международной художественной студией Studio Swine.
А объединяющим весь этот мультисенсорный опыт стал аромат сандалового дерева, отдающий дань уважения истокам представленных продуктов.
Источник: @The Moodie Davitt Report
Еще одна возможность испытать необычный опыт в зоне вылета есть в аэропорту Хитроу. Там в бутике Glenmorangie компания Moët Hennessy Travel Retail представила устройство Wonder Machine.
Эта конструкция с помощью технологии AirParfum позволяет клиентам изучить весь ассортимент напитков Glenmorangie, определив свои предпочтительные ароматические профили. Затем Wonder Machine даст персонализированные рекомендации по виски на основе этих предпочтений с возможностью дегустации.
Источник: @The Moodie Davitt Report
Билл Ламсден, директор по дистилляции и созданию виски Glenmorangie, описывает Wonder Machine как «эксперимент по поиску новых способов создания вкуса».
Источник: @The Moodie Davitt Report
Хоррор с ароматом черничного пирога: кейс студии А24
Студия А24, которая специализируется на производстве фильмов, всегда очень ярко поддерживает свои кинопродукты в процессе дистрибуции. Стоит только обратить внимание на их активности, сопровождающие премьеры. В каждом промо они обыгрывают «изюминку» главного героя или самого сюжета.
Аромат — один из самых влиятельных триггеров эмоций. Очевидно, его лучше использовать в самом будоражащем жанре — ужасы. В честь премьеры фильма «Еретик» А24 в коллаборации с сетью кинотеатров запустила сеансы с обонятельной поддержкой. Во время просмотра по залу распространялся аромат «черничного пирога» — ключевого элемента картины, с которого начинается завязка пугающих событий.
Источник: @.idlehandsblog
Еще несколько примеров появления подобных технологий в художественном мире:
В фильме «Звук тишины» с Питером Сарсгаардом представлена вымышленная мультисенсорная компания Sensory Holdings. Герой Питера — специалист по акустике жилых пространств — был приглашен для сотрудничества в это агентство, где в ожидании встречи мог выбрать ароматизацию воздуха под настроение.
В одной из серий ретрофутуристического сериала от Apple TV «Здравствуй, будущее!» также есть упоминание применения ароматехнологий.
Выводы
В каждой мультисенсорной концепции особое место занимает обонятельная составляющая, и это не случайно. Обоняние — самое интересное, что может случится с человеческой памятью и эмоциями. Оно усиливает характеристики предметов, продуктов, брендов, сервисов, пространств и дизайнов. И при этом делает людей счастливее.
По наблюдениям Мартина Линдстрома, одного из самых известных консультантов по сенсорному брендингу в мире, 75% наших ежедневных эмоций связаны с запахами, которые мы чувствуем.
Прежде чем принимать решение об использовании инструментов аромамаркетинга, следует изобразить график смыслов для каждого канала коммуникации. Насколько они попадают в контекст? Именно это делает каждое сообщение максимально влиятельным. Помните, в каком месте принимается то или иное решение, и это точно не глаза.