10 различий западного и российского покупателей
Что покупают россияне в Рунете, а что происходит за рубежом? Чем российский рынок электронной коммерции отличается от западного? Роман Кузьмин, генеральный директор интернет-площадки «Молоток», ответил на эти вопросы специально для AdIndex.ru
Российский рынок электронной коммерции на протяжении многих лет сохраняет за собой два ключевых статуса – «один из самых быстро растущих» и «один из самых перспективных» в мире. Рынок ежегодно прибавляет в весе 25-30% в денежном выражении, но потенциал для роста по-прежнему огромен. Я вижу 10 основных моментов, отличающих как наш рынок электронной коммерции от западного, в целом, так и главных его участников, то есть покупателей, в частности.
НЕ ПО РАЗМЕРУ
Одна из открытых торговых площадок, которая, как и «Молоток», входит в группу компаний Allegro, называется allegro.pl и работает на рынке Польши. Так вот, оборот польской компании – это более 20% от всего (!) объема российского рынка электронной коммерции. Население Польши, к слову, всего лишь около 40 млн человек. Рынок электронной коммерции в США превышает российский в 30 раз. Но армия покупателей в России растет – если еще пять лет назад покупки онлайн ежегодно совершали около 1 млн россиян, то сегодня их число превышает 15 млн.
БЕЗ ПРИВЫЧКИ
И в Восточной Европе, и в Америке покупатели гораздо сильнее приучены к совершению покупок онлайн – за их плечами годы «тренировок». У россиян интернет-шопинг пока еще только входит в привычку. Но уже очевидно – российский покупатель становится все более образованным и более осведомленным.
СЕРВИС ПО УМОЛЧАНИЮ
Растущий уровень профессионализма у российских онлайн-покупателей приводит к тому, что цена на интересующий товар медленно, но верно перестает быть ключевым фактором выбора. Людям нужен качественный сервис, а не нервотрепка. Именно с этой целью «Молоток», например, улучшил условия «Программы защиты покупателей»: если клиент не получил свой заказ, то при соблюдении стандартных условий торговая площадка возмещает любую сумму в размере до 10 тыс. руб.
НЕФОРМАТ
В США уже сложилась культура покупок: американцы регулярно ездят на шопинг в большие моллы, но при этом более 80% совершают интернет-покупки. Одно другому не противоречит. В России же моллы и интернет-ритейл еще долго будут оставаться злостными конкурентами. Да, онлайн понемногу вытесняет и продолжит вытеснять традиционный ритейл. Но вектор покупательского поведения будет смещаться небыстро.
ПО ВОЛЕ ИМПУЛЬСА
Импульсный шопинг в России пока существует лишь в офлайне. При этом в США за последние пару лет появился целый ряд успешных интернет-стартапов, которые заточены именно на сиюминутную слабость. Этому способствуют развитые американские службы доставки, отлаженные схемы возврата и, главное, наличие той самой привычки покупать онлайн. Российские покупатели долго запрягают – выбирают, прицениваются, думают.
ПРОДВИНУТОСТЬ
В США процветает сегмент мобильного шопинга. По итогам года, на покупки с планшетов и смартфонов в Северной Америке будет приходиться более 10% рынка. Наш оборот с продажи c мобильных устройств составляет более 12% от общего.
КАТЕГОРИЙНЫЙ СПРОС
Лидирующий сегмент российского рынка электронной коммерции – электроника (мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки). С некоторым отставанием, но с постоянным ежегодным ростом объемов продаж следует одежная категория. В США уже обратная последовательность.
ПО-КРУПНОМУ
На «Молотке» наибольшим спросом пользуются товары из категории "Коллекционирование, антиквариат и предметы искусства", и в этой категории торговая площадка - безоговорочный лидер рынка. Топ самых посещаемых категорий – техника и электроника, одежда и обувь, компьютеры, ноутбуки и комплектующие. Кстати, на американском онлайн-аукционе eBay абсолютно идентичная картина.
В ПЕРСПЕКТИВЕ
Автомобильные запчасти, товары для детей, косметика и парфюмерия, товары для животных – самые быстрорастущие категории российского е-коммерса. Рост продаж за год в каждой из этих категорий – более 100%. Ни американский, ни европейский рынки уже не могут похвастать подобным ростом в какой-либо крупной товарной категории.