30 Апреля 2021 | 16:58

Правила хорошего нетворкинга: как организовать деловые знакомства в онлайн-среде

Долгое время считалось, что формат деловых знакомств не приживется в онлайн-среде: люди хотят встречаться лично, а не обмениваться цифровыми визитками. Но опыт прошлого года показал: онлайн-коммуникации тоже могут быть эффективными и продуктивными

image

Главными инсайтами по организации виртуального нетворкинга поделился Александр Альперн, основатель и генеральный директор Webinar Group.

Изменения в культуре делового общения происходят медленно: в начале 2010-х никто не мог представить, что Instagram станет площадкой для ведения бизнеса, а на рынке появится Clubhouse — новая соцсеть, которая позволяет напрямую задать вопрос любому эксперту. Еще пару лет назад многие считали онлайн-нетворкинг вспомогательной опцией и предпочитали встречаться лично. В 2020-м ситуация изменилась — работа, ивенты и социальная жизнь переместились в онлайн-среду. И, как оказалось, даже виртуальный нетворкинг при грамотной организации приносит крутые результаты. Делимся главными лайфхаками, которые мы получили благодаря организации онлайн-конференций для широкой аудитории.

1. Начните с онбординга

Задача организаторов любых онлайн-ивентов — это устранение барьеров в коммуникации. На офлайн-мероприятиях нетворкинг устроен максимально просто: вы подходите к интересному собеседнику, завязываете диалог и обмениваетесь контактами. Иногда пользу приносят случайные знакомства или участие в общей беседе с несколькими людьми. Воссоздать спонтанный характер нетворкинга в онлайн-среде тоже можно — для этого подойдут соцсети, мессенджеры и чат-боты.

Обычно организаторы используют классические SMM-механики вовлечения: поддерживают диалоги в соцсетях, модерируют беседу, добавляют элементы интерактивности и геймификации. Например, можно разослать напоминание о регистрации на онлайн-платформе и попросить слушателей заполнить данные о себе — важно не ограничиваться ФИО, а указать профессию, сферу интересов и предпочтения. К слову, для этого даже существуют специальные сервисы — например, российский Random Coffee и американский Cafecito: они соединяют двух случайных людей и помогают им узнать друг друга получше.

Компания Virtual With Us соединяет офлайн- и онлайн-элементы нетворкинга — слушатели связываются с собеседником виртуально, но перед этим получают набор для заваривания кофе. Совместное кофепитие делает атмосферу более непринужденной и помогает людям быстрее найти общий язык. Похожую механику можно подключить на платформе онлайн-ивента, используя чат-ботов, — такой сервис есть, например, у Eventumbot.

За несколько дней до события предложите участникам вступить в онлайн-сообщество или в общий чат в Telegram. Инициируйте общение: предлагайте людям рассказать о себе, своих целях и планах. Таким образом, участники смогут найти единомышленников, с которыми продолжат общаться и на конференции. Еще один способ «прогрева» аудитории на старте — это дискуссия в Clubhouse перед мероприятием.

Отличное решение нашла команда стартап-конференции Startup Village’20: организаторы запустили подобие социальной сети, в которой участники могли находить единомышленников, создавать чаты, ставить лайки и задавать вопросы.

Некоторые используют креативные стратегии. Например, компания Paruzal Games разработала виртуальные квесты в Zoom, в которых могли участвовать случайно отобранные слушатели.

2. Постройте виртуальную структуру для борьбы с хаосом

Второй этап — это нетворкинг на конференции, который состоит из нескольких компонентов: это и общение со спикерами, и комментарии к выступлениям, и неформальные беседы в приватном формате. Многие организаторы используют популярные площадки для лайв-трансляций, например YouTube или Zoom. В этом случае все диалоги ведутся в сопроводительных чатах, и часто общение строится хаотично: кто-то задает вопросы спикеру, кто-то жалуется на звук, а часть пользователей ведет диалог между собой. Без модератора в этом случае не обойтись, но можно бороться с хаосом другими способами.\

Например, можно каждые несколько минут проводить короткие опросы — это поможет слушателям оставаться в тонусе и сохранять фокус. Зрители могут выбирать, какую тему затронуть или на какой вопрос ответить в первую очередь. В целом общение должно занимать хотя бы 25–30% от времени, которое уходит на выступление: условно, спикер разбирает тему 20 минут, а еще 5–7 минут посвящает Q&A-сессии.

Еще один интересный формат — это виртуальная среда, в которой пользователи могут создавать своих аватаров и взаимодействовать с другими гостями или экспертами. Например, британский стартап Teooh разработал платформу для создания онлайн-комнат: можно открыть комьюнити-лаунж, зону отдыха у камина или кабинет для деловых переговоров. А стартап Virbela проектирует виртуальные лекционные залы и целые экспо-павильоны. Главный недостаток таких платформ — это непривычный формат. Людям проще пользоваться привычными соцсетями и платформами, с механикой которых они хорошо знакомы. Поэтому виртуальные пространства хоть и повышают вовлеченность, но не всегда подходят для массовой аудитории онлайн-конференций.

Более того, иногда пользу приносят не инновационные технологии, а простые решения. Создайте Google Doc или таблицу, где каждый сможет оставить свои контактные данные и указать сферу интересов. Также для этого подойдут платформы Notion или Miro, которые дают больше возможностей для самопрезентации.

3. Поощряйте культуру нетворкинга

Часть аудитории пока еще не привыкла общаться на онлайн-конференциях, а многие до сих пор относятся к возможностям виртуального нетворкинга скептически. Используйте новые инструменты, чтобы показать преимущества онлайна перед офлайном. Например, встроенный чат позволяет гостям задавать вопросы спикеру в процессе его выступления в режиме реального времени. На классической конференции такой опции нет и приходится ждать сессии вопросов и ответов.

Удобные базы контактов — еще одно преимущество онлайн-формата: так участникам проще найти профессионалов из своей индустрии или обсудить сотрудничество с представителем интересующей компании.

Организаторы онлайн-конференции могут создавать короткие тематические сессии для участников или предоставлять им площадку для общения на других платформах — например, в чатах в Telegram или в Clubhouse. Желательно подключить к процессу модераторов, которые будут выступать фасилитаторами беседы.

Поощряйте активность — иногда для этого организаторы вводят игровые механики: активным участникам присваивают баллы и вручают призы. Такую опцию предлагает платформа для повышения вовлеченности Hubilo, которая назначает очки за просмотр сессий, посещение виртуальных павильонов и обмен сообщениями — по итогу сервис составляет рейтинг самых активных участников.

Элементы геймификации могут быть и менее очевидными. Например, некоторые онлайн-конференции используют инструменты на базе машинного обучения, которые случайным образом соединяют двух участников для последующего нетворкинга. Такие услуги есть у сервиса Brella — команда предлагает ПО для автоматического подбора собеседников со схожими интересами.

Важно не только поддерживать коммуникации в процессе мероприятия, но и после него, а также анализировать результаты по итогам каждого ивента. Опросы показывают, что главный недостаток онлайн-инструментов для виртуальных ивентов — это низкий уровень вовлеченности. Поэтому все больше компаний предлагает сервисы детальной аналитики по итогу мероприятия. В Webinar мы также разработали систему, которая отслеживает активность слушателей вебинаров. При этом учитывается число сообщений в чате, количество активных участников и другие нюансы, с помощью которых можно построить график вовлеченности. Это помогает понять, какие механики и контент действительно работают, а от каких лучше отказаться.

По прогнозам аналитиков, будущее за гибридным форматом работы, поэтому виртуальный нетворкинг вряд ли потеряет свою актуальность. Переходный период еще не завершился, поэтому пока мы видим много экспериментов — как удачных, так и не очень. Вполне вероятно, что будущее не за геймификацией и аватарами, а за удобными и бесшовными платформами для коммуникаций, которые стирают границы и помогают людям продуктивно общаться друг с другом. В конечном итоге неважно, сидите вы у виртуального камина или у реального, главное — как проходит ваша беседа и какую пользу она приносит.

 

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Сбер Рекламодатели 2020
2 Nectarin №1 Digital Index 2020
3 Media Instinct №1 Медиабаинг 2019
–ейтинг@Mail.ru