23 Мая 2014 | 16:30

Госпоисковик «Спутник»: мнение экспертов рекламного рынка и специалистов Рунета

Вчера все новостные ленты облетела новость про запуск государственного интернет-поисковика «Спутник» от компании «Ростелеком». По словам главы по разработке продукта Михаила Козлова, в первый год работы в поисковике не будет рекламы, что позволит заслужить лояльность аудитории

Заняться монетизацией продукта все же планируют, но только после анализа привлеченной аудитории. Поисковая система сотрудничает с поставщиками справочной информации, а также интегрирована с порталом gosuslugi.ru.

Отечественные рекламисты и другие игроки коммуникационного сервиса ответили на вопросы редакции AdIndex о месте поисковика на российском рынке, его конкурентоспособности и о том, для кого будет представлять интерес данная рекламная площадка.

 

Герман Клименко,

директор и владелец компании Liveinternet

Пока сложно сказать, что же создал «Ростелеком»: «Спутник телезрителя» или «Спутник интернетчика». Если первое, то «Спутник» станет медийной площадкой с массой разнообразного контента: кино, музыка, книги. При мощностях «Ростелекома» «Спутник» займет вполне достойное место и будет серьезным игроком. При втором пути развития «Спутник» должен будет пройти очень длинный путь, как минимум в несколько лет, без каких-либо гарантий успешного результата. Mail.Ru контролирует сейчас 8% поискового трафика и своей системы контекстной рекламы пока не запустил. Пользуется «Яндекс.Директом». Думаю, что у «Спутника» шансов стать самостоятельным игроком на этом рынке нет никаких. 

Если «Спутник» будет биться за долю в поисковом трафике, то думаю, что его место в последних рядах. Правильный путь – это наращивать медийную составляющую и сотрудничать с «Яндексом» и Google, размещая на своих площадках их блоки контекстной рекламы.

Я думаю, что год-два «Спутник» будет интересен только рекламодателям, экспериментирующим с рекламными бюджетами, исследующими те или иные формы рекламы. Для какой-то внятной рекламной стратегии «Спутник» еще очень долго будет непригоден в силу малой доли рынка. 
 


Ольга Куликова,

управляющий партнер Articul Media

На мой взгляд, мы не должны говорить о прямой конкуренции с «Яндексом» и Google. Речь скорее идет о поиске собственной ниши, и это вопрос стратегии развития данного ресурса, его правильного позиционирования.

Мне нравится озвученная идея поисково-сервисного портала, как точки доступа к государственным сервисам и необходимым для современного жителя России службам и организациям. «Ростелеком» – крупнейший провайдер цифровых госуслуг, и этот проект укладывается в стратегию развития компании. На мой взгляд, сейчас стратегам необходимо сфокусироваться на четком и целостном позиционировании ресурса под выбранную нишу, потребности аудитории; развивать именно те сервисы и тот функционал, которые соответствуют позиционированию. Будущее будет зависеть от того, что победит, и какие цели у проекта – бизнес или политика.

Если говорить о первом годе работы без рекламы – это известный прием. Когда мы помогали запускать ivi.ru, первый год на портале также не было рекламы, это помогло сфокусироваться на потребностях аудитории и самом продукте и, как мы видим, привело к успеху. Потенциально, ресурс может привлечь достаточно широкую аудиторию и, поэтому, может быть интересен рекламодателям в самых различных категориях.

Сможет ли «Спутник» занять достойное место на рынке – покажет время. Повторюсь, зависит от стратегии развития проекта. При правильном позиционировании и качественной реализации у портала будет и аудитория, и реклама. 

 


Наталья Колесникова,

руководитель отдела продвижения Kokoc.com

На данный момент я бы воздержалась от каких-либо прогнозов и комментариев по поводу конкурентоспособности «Спутника» для крупных поисковиков, которые сегодня работают в Рунете.

То, что «Спутник» будут продвигать на рынок, сомнений нет, так как он создан при господдержке и, в первую очередь, представляет интересы государственных структур. На первый взгляд, это некий информационный поисковик по госуслугам и сервисам, который может ответить на вопросы социального характера (например, «как получить родительский сертификат», «куда обратиться, чтобы получить субсидии», «как встать на учет в поликлинику»), на которые не сразу найдешь ответы через «Яндекс» или Google. В этом его очевидные плюсы.

Безусловно, «Спутник» сможет занять место на рынке. Сильный пиар, хорошие бюджеты на рекламу принесут ему определенную аудиторию, которую будет интересовать поиск информации по социально значимым вопросам.

Пока непонятно, кому будет интересна данная рекламная площадка. Сейчас поисковик запущен только в beta-тестировании и политика его позиционирования может измениться в любой момент.

 


Даниил Данин,

основатель компании и директор по развитию Social Craft

Скорее всего, «Спутник» поможет найти ответы на вопросы, связанные с государственными сервисами, и пользоваться им будет удобно, если нужно найти ответы на вопросы вроде «как усыновить ребенка», «ЖКХ Якиманка», «как побороть коррупцию» и «кому на Руси жить хорошо». Есть же, например, поисковик nigma.ru – со своей целевой аудиторией.

Если говорить о том, сможет ли «Спутник» занять какое-то место на рынке, то при таком обсуждении и уровне PR – определенно, сможет. У нас же все еще прирастают пользователи интернета в РФ, и они будут выбирать удобный для себя поисковик. Проникновение интернета составляет порядка 59%, расти можно до 80-90%.

Относительно «Спутника» как рекламной площадки, вопрос остается в том, какие будут ограничения на категории рекламодателей и форматы. Если будет посещаемость – будет интересно, но все зависит от аудитории и возможных ограничений.

 


Александр Чибисов,

руководитель отдела продвижения сайтов Russian Promo

В официальных заявлениях Алексея Басова и Дмитрия Чистова говорится о том, что Sputnik.ru не является прямым конкурентом поисковым системам «Яндекс» и Google. На текущий момент «Спутник» позиционируют как поисково-сервисный портал, который ориентируется на предоставление доступа к официальной информации, государственным службам и сервисам в сети.

Если говорить о нише размещения контекстной рекламы, то успехи Sputnik.ru будут напрямую зависеть от полезности продуктов для различных потребностей пользователей. В планах компании войти в ТОП-10 ресурсов Рунета по величине аудитории через четыре года – эти результаты вполне достижимы.

Система Sputnik.ru несомненно займет достойное место в информационной инфраструктуре, поскольку она предлагает ряд действительно уникальных и интересных возможностей для пользователей, но оно будет напрямую зависеть от качества поиска, то есть от релевантности предоставляемой информации. Сейчас в основе концепции «Спутника» заложено, что для пользователя наиболее критично отсутствие недостоверной информации, а не полнота выдачи. В этом подход системы кардинально отличается от ведущих поисковиков «Яндекс» и Google.

Позиционирование ресурса направлено на широкую аудиторию. Таким образом, среди пользователей системы найдется целевая аудитория для любой сферы бизнеса. Вероятнее всего, интерес к данной площадке проявят все игроки рынка. Также для рекламодателей данная система будет интересна еще и тем, что первое время будет невысокая конкуренция и СРС.

Если рекламные технологии «Спутника» будут предоставлять рекламодателям решения, которые позволят отвечать задачам бизнеса, то эта система надежно закрепит свои позиции на рынке контекстной рекламы.

 


Юлия Парфенова,

директор по развитию MST Digital Agency

Большинство членов интернет-сообщества по поводу развития поисковика, как государственного проекта, настроено скептически. Одна фраза из пресс-релиза дает понять, что ресурс будет идти по пути, намеченному правительством:

«Администрацией президента было принято решение создать государственный поисковик, который можно было бы контролировать». Интернет-бизнес диктует свои законы. Успешный проект должен быть гибким, готовым быстро меняться под интересы целевой аудитории и изменения у конкурентов.

На данный момент совокупная аудитория Google и «Яндекс» – более 90% аудитории сети. Причем больше половины посетителей приходится на «Яндекс». Его успех заключается в качестве выдачи, правильно настроенной на российского пользователя, и успешном развитии уникальных сервисов. Эти два поисковика наиболее привлекательны для рекламодателей. Сервис контекстной рекламы действует не первый год, настроен и отлажен отлично.

Здесь же придется делать все с нуля. Если «Спутник» и сможет «оторвать у них кусочек», то больше за счет мероприятий, которые будут идти «сверху», а не из-за органического роста. Наверняка во всех госучреждениях его заставят сделать стартовой страницей.

У «Спутника» узкая целевая аудитория, в которой мало или совсем не заинтересованы крупнейшие рекламодатели.  

Хотя, в целом, поисковик неплох, есть полезные фичи, отличные фотографии. Правда, само качество выдачи пока сомнительно и не настроено на 100% под интересы государства.

Резюмируя, могу предположить, что у «Спутника» в том виде, в котором он сейчас, – блестящее будущее, но только в том случае, если Россия пойдет по пути КНР и не оставит нам альтернатив, включив аналог «Золотого щита».

 


Владимир Габриелян,

вице-президент и технический директор Mail.Ru Group, руководитель бизнес-подразделения «Поиск» и E-commerce

Прежде всего, я хотел бы поздравить наших коллег с запуском своего поисковика в открытый доступ – это ответственный и важный шаг. 

Говорить о достоинствах продукта рано: видно, что мы пока что имеем дело с бета-версией продукта, в котором довольно много «детских» болезней, мешающих оценить его потенциал. Например, самой важной категорией запросов являются запросы навигационные – т.е., по запросу «вк» пользователь ожидает увидеть сайт «ВКонтакте», а не информацию о турбореактивном двигателе или компрессоре. Собственно, пока эта задача не решена, обсуждать достоинства или недостатки попросту рано, видно, что качество поиска пока что уступает существующим поисковикам.

 


Дмитрий Кустов,

директор по маркетингу Adventum

«Спутник», без сомнения, станет заметной площадкой для размещения рекламных материалов, но говорить о конкуренции с «Яндекс» или Google не стоит. Привлечение аудитории для поисковой системы процесс затратный, долгий и трудоемкий, а именно аудитория – основа монетизации площадки. Это лишь одна сторона медали, вторая сторона – инструменты проведения рекламных кампаний. «Директ» и AdWords разработали множество не просто инструментов, а систем автоматизации труда специалистов и удовлетворения потребностей рекламодателей. Широкий спектр таргетингов и настроек позволяет с ювелирной точностью настраивать рекламные кампании. Более того, существующие инструменты постоянно меняются, на этом рынке никто не стоит на месте. Сколько времени уйдет у «Спутника» на разработку полноценной системы размещения рекламы, которая не будет уступать аналогам, пока не известно.

Сейчас можно уверенно говорить только о том, что в первые годы «Спутник» станет нишевой площадкой для брендов, чья целевая аудитория предполагает разнообразных государственных служащих. Именно площадкой, так как говорить о здоровой конкуренции с лидерами рынка поисковых систем – значит быть слишком оптимистичным. Но не стоит сгущать краски, ведь однозначно положительной стороной такой площадки является возможность контактировать с ранее слабо доступным сегментом интернет-аудитории, и это открывает новые перспективы для рекламодателей.

 


Анна Колесникова,

генеральный директор РА «МедиаСеть»

Думаю, что сильным конкурентом лидирующим сейчас поисковым системам «Спутник» не станет. Люди неохотно меняют свои привычки и без удовольствия переходят с сервиса на сервис, если новичок не предложит ничего экстраординарного. Сейчас, из интересного, новый поисковик предложил более глубокую интеграцию с государственными услугами и социальными предприятиями – аптеками, больницами и т.п. Но сомневаюсь, что такое новшество станет ключевым для значимого количества пользователей. Несомненно, кого-то привлечет отсутствие рекламы на ресурсе, но удержать пользователей этим невозможно – люди приходят на сайт не за отсутствием рекламы, а за необходимой информацией. Здесь новому поисковику еще надо поработать и над количеством сервисов, и над их качеством.

Что касается успешности в размещении контекстной рекламы, это зависит от размеров аудитории, которую смогут привлечь в первый год. Привлекут много людей, и будет много поисковых запросов – будут успешны.

Свое место на рынке поисковик, конечно, займет. Ведь работает же в России Bing, мало знакомый неспециалистам в теме. В первый год на «Спутник» могут уйти люди, которые устали от обилия контекстной рекламы на «Яндексе» и Google. Останутся ли эти люди, зависит от того, насколько качественной будет поисковая выдача и дополнительные сервисы. Например, вполне интересен сервис «Удобная Россия», посвященный государственным учреждениям и услугам, разобраться в которых подчас довольно мучительно. Хотя текущая реализация далека от совершенства.

Ни одна рекламная площадка не интересна сама по себе. Брендам и компаниям интересна аудитория, которая на этой площадке собирается. Если новый поисковик за год сумеет собрать большую или чем-то особенно интересную аудиторию, все рекламодатели выстроятся в очередь, чтобы там размещаться. Не исключено, что государственные компании могут как-то обязать размещаться на «Спутнике».

 

Автор: Ксения Никифорова

Анастасия Можаева, MediaGuru: «Пик популярности таргетированной рекламы в соцсетях был отмечен примерно два года назад» Главные новости рекламы, медиа и маркетинга этой недели с Анной Яковлевой, Initiative (19-23 мая)
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru