Юмор, нейрокреатив, симбиоцен — тренды и хайпы третьего квартала 2022
Команда BrandScience представила подборку хайпов и трендов, посвященных креативу, приложениям и стилю жизни
Зрелый тренд – Media&Marketing
Музыкальные ролики 2.0: юмор спасет бренд
Турбулентные времена – не повод унывать, и современные бренды это знают. Постирония и мемы, приправленные хоум-мейд стилистикой, отдают дань ностальгии по 1990-м, тоже достаточно непростому времени.
Microsoft в своем TikTok разместила видео, в котором герой нашего времени воспевает оду Teams — сервису видеоконференций, а в качестве подтанцовки вы можете увидеть ту самую скрепку-помощницу.
Российские бренды не отстают: за последние месяцы вышло сразу несколько роликов на территории современного юмора. «Черноголовка» пригласила блогера Артура Диланяна зачитать рэп о том, как в «смутные времена» не ошибиться с выбором правильной колы на полке. «СберМаркет» вдохновился креативом «улиц» и запустил трек от сборщика заказов. Танец героя призван подчеркнуть простоту и удобство мобильного приложения сервиса. После первого успеха «Сбер» решил выпустить вдогонку полную версию вирусного ролика в формате караоке.
Нейрокреатив в действии: искусственный интеллект на службе рекламы
В погоне за креативом и вниманием аудитории бренды обращаются не только к светлым умам человеческим, но и к искусственным. Это становится новой нормой.
Этим летом Epica начала вести соцсети при помощи нейросетей DALL-E 2 и MidJourney, которые создавали все посты и сториз в соцсетях бренда. Сервис «Яндекс.Музыка» представил новую функцию сервиса — бесконечную мелодию, которую в реальном времени генерирует нейросеть. При этом создаваемый трек — уникальный для каждого пользователя.
В рамках «Ночи дорам» (изначально японских телесериалов) телеканал «Суббота!» представил первые серии «Я не робот», сериала корейского производства. Для анонса показа была создана нейроафиша, которую сгенерировала нейросеть Midjourney.
Fantola выпустила креативную кампанию в поддержку новой линейки вкусов, которые «сгенерированы» нейросетью. Авторы также создали «фантольный бит» — трек, который создала обученная нейросеть.
Хайп – Tech&Marketing
От импорто- к человекозамещению: в креативах все больше виртуальных персонажей
Раньше считалось, что незаменимых людей не бывает. Наконец, это утверждение нашло свое отражение и в маркетинге, который долгие десятилетия настраивал контакт с целевыми аудиториями, прежде всего, «по-человечески».
В конце августа появилась информация, что «М.Видео» разрабатывает персонажа «Эм.Ви» — девушку, «которая нереально круто разбирается в технике». Как и полагается заметной девушке, у нее будет свое приветствие: «Всем Эм.Привет!» и фирменный жест.
Не отстает и МТС Банк, который сделал главным героем коммуникации нового продукта для молодой аудитории ежа. Все, что в стандартной банковской рекламе обычно делают люди, здесь сделал анимированный еж, который проанонсировал «вклады и счета для денЁЖек», «ЁЖемесячные выплаты» и «карту с кЁЖбеком». Озвучивал ролик электронный музыкант Uglyboy.
Человекозамещение было и раньше: например, Лил Микелла, виртуальный блогер с 1,5 млн подписчиками, живущая в LA и посещающая парижские и нью-йоркские показы мод. Но именно сейчас совпадение нескольких кейсов, кажется, намекает на хайп.
Хайп– Marketing
Диверсификация 2.0: как трансформируется бизнес в новых реалиях
Текущий кризис заставляет адаптироваться всех, в том числе и бизнес. Мы уже видели, как после первых ограничений трансграничной торговли стала популярна торговля через логистические компании в качестве посредников. Но посредничество выходит на новый уровень: например, фэшн-консьерж Oskelly, традиционно занимавшийся рисейлом и закупкой одежды и аксессуаров, теперь привезет вам технику Apple, а грузинская обувная фабрика достанет для вас новенький стайлер от Dyson.
С еще более необычным кейсом была замечена обувная сеть Rendez-Vous: у компании есть собственная экоферма в Краснодаре, где они выращивают картофель. Сначала модный мешок картошки можно было получить в подарок при покупке обуви, теперь картофель можно добавить в заказ при покупке на сайте: 150 рублей за 5 кг.
Мы наблюдаем своеобразную диверсификация бизнеса: никто не упускает возможности стать полезным еще в одной сфере для покупателя.
Созревающий тренд – Media&Audience
Искренней будь: французская соцсеть BeReal набирает обороты
Суть хайпа вокруг новой соцсети заключается в том, что у вас ровно две минуты, чтобы сделать фотографию и опубликовать пост. И это ваша единственная запись за день. При этом об обработке фотографии можно забыть — у вас просто не будет на это времени. Так что обмануть себя и других никак не получится.
Вызов для аудитории довольно серьезный — быть искренним и не пытаться транслировать «идеальную» реальность, в которой вы и не живете. Конечно, в других соцсетях появилось немало иронии из-за того, что выкладывают люди в реальном моменте, ведь не весь реальный контент может быть удобным для публикации. Тем не менее it’s time to be real.
Хайп – Media
Карпулинг в черте города: или почти peer-to-peer модель каршеринга
Шеринговая экономика столицы пополнилась еще одним сервисом. В Москве заработал новый сервис Most — аналог BlaBlaCar, только для совместных поездок в черте города. Приложение позволяет найти автомобилисту попутчиков, с которыми совпадает его маршрут. Пассажиры с помощью такого сервиса экономят на поездках на такси.
Данная модель схожа с peer-to-peer моделью каршеринга (или person-to-person моделью), когда водитель берет автомобиль не у юридической компании, а у такого же автомобилиста, как он сам. Например, вы арендуете через приложение личный автомобиль вашего соседа, пока ему не нужна его машина. Такая модель каршеринга в нашей стране только набирает обороты, но сейчас Most — важный шаг к популяризации подобного формата.
Зрелый тренд – Culture&Audience
Old money aesthetic: в TikTok еще один межпоколенческий тренд
TikTok в последнее время изобилует межпоколенческими трендами: пока одна часть пользователей увлечена стилем жизни в тренде прибрежной бабушки (coastal grandmother), другие выстраивают свою жизнь в стиле старых денег (old money).
На сегодняшний день хештег #OldMoney набрал более 566 млн просмотров на TikTok. Суть тренда заключается в том, чтобы жить и одеваться, вдохновляясь богатством самых известных семейных династий прошлых лет. Термин «старые деньги» традиционно относится к богатым людям, унаследовавшим свое богатство от нескольких поколений предков, которые также унаследовали его.
Тренд настолько заинтересовал аудиторию, что люди готовы не только продумывать гардероб в стиле старых денег, но и заниматься дорогим спортом и выбирать себе подходящие великосветские имена. Новые сериалы, посвященные роскошной жизни и высшему обществу, к примеру, «Позолоченный век» и «Изобретая Анну», только подогревают данный тренд.
Зарождающийся тренд – Audience
Кофе с собой 2.0: тренд на пересечении смартэкономии и устойчивого развития
Дорожающий кофе в кофейнях вынуждает кофеманов искать более экономные пути ежедневного потребления кофе. Достойной альтернативой привычному формату coffee to go является заваривание дрип-кофе в своей многоразовой кружке. При этом речь идет не только о домашнем потреблении нового актуального формата кофе, но главное — о потреблении в дороге, на работе, в парке и так далее.
Кофе с собой в новом переосмыслении действительно очень удобен в путешествии. Это заключается в том, что в таком сочетании — своя кружка и дрип-кофе — напиток можно заварить в любом месте. Например, взять с собой термос кипятка, если вы на машине, или попросить бесплатный кипяток в любом кафе. Теперь экономить можно модно и красиво.
Созревающий тренд – Culture&Audience
Переосмысление места человека на планете: от антропоцентризма к симбиоцену
В последние годы все чаще наблюдаются сигналы нового тренда. Симбиоцен — подход к восприятию окружающегося мира, в котором человек не доминирует над другими биологическими видами, а живет в симбиозе, не нанося урона окружающей среде. Все больше исследовательских студенческих работ, некоммерческих инициатив, посвященных вопросу, возникает на мировой карте.
Symbio(s)cene и Generationsymbiocene — некоммерческие организации, основной миссией которых является формирование нового мышления и новых отношений между человеком и природой. С этой целью организации проводят многочисленные просветительские мероприятия, участвуют в выставках. Концепция симбиоцен воплощается в жизнь и в студенческих проектах Лоэса Вермана «Сообщество симбиоза» и Терезы Швайгер «Как мы входим в симбиосцену?» и фокусирует внимание на новых способах сосуществования человека с природой и биологическими видами.
Ученые, архитекторы ищут пути интеграции архитектуры в биологическую экосистему земли. Buro Happold работает над разработкой стратегий устойчивости городов к изменению климата. Крыши из живых деревьев и плавающие дома на тростниковых островах — одна из градостроительных концепций.
Читайте, какие тренды и хайпы были актуальны во втором квартале 2022 года