16 Сентября 2022 | 15:03

Все больше интернета и замыкание в семейном мире: как россияне проводят свой досуг

Публикуем отрывок из монографии Горшкова М.К., Комиссарова С.Н. , Карпухина О.И. «На переломе веков: социодинамика российской культуры». В книге рассматриваются проблемы социодинамики российской культуры в конце ХХ – начале ХХ1 вв, дается обобщения многолетних социологических исследований Института социологии РАН и др. социологических центров страны, представлен социокультурный анализ  тех сложных и многомерных изменений, которые претерпела за  последние 30 лет отечественная культура

image

Сфера досуга представляет собой одну из важнейших характеристик образа жизни, показателем уровня, качества, стиля жизни, ценностных и культурных предпочтений. Для подавляющего большинства это главная сфера культурной деятельности, реальное проявление ценностных, художественно-эстетических и других содержательных характеристик культурного облика человека. Самоценность свободного времени – отражение его стремления к свободе и самопроявлению своей духовной природы. В мире непрогнозируемо нарастающей интенсивности политико-экономических и информационно-технологических трансформаций, усиления внешних угроз и социальной отчужденности человек всё в большей степени видит в досуговом времяпровождении одно из главных «полей» своей свободы и самоосуществления.

Как и во всех областях и измерениях постсоветской жизни страны, в сфере досуга происходят противоречивые изменения. Расширяется пространство социокультурной самореализации, реальные возможности и спектр индивидуальных и групповых вариантов проведения свободного времени, интернет и социальные сети раздвинули границы такой самореализации беспредельно, но одновременно сужают время и пространство для непосредственного общения людей и пользования ими учреждениями культуры. Баланс между этими двумя формами приобщения к культуре и досуговой самореализации будет оптимальным на индивидуальном, локальном и общесоциальном уровнях только при условии подчиненности всех форм культурной деятельности сущностному предназначению культуры – становлению человеческого в человеке, раскрытию всех его сущностных сил и творческих способностей.

Конечно же, «возможности удовлетворения культурных потребностей в условиях господства СМИ значительно расширились и не зависят в  абсолютном  смысле  от  материальных  возможностей»1. К этому следовало бы добавить несопоставимо с прежними десятилетиями многообразие форм культурно-досуговой деятельности. Однако реальные её формы и возможности реализации творческого потенциала человека зависят не только и не столько от новых информационных технологий, но и от социально-экономических факторов.

В целом поле творческого  самовыражения  человека в наиболее доступной для этого сфере – культурного и художественного творчества – на наш взгляд, сужается, несмотря на расширение реальных возможностей самореализации человека. И не только потому, что из-за смещения центра тяжести такого самовыражения – прежде всего, у молодых людей – в виртуальную плоскость общения крайне малое количество наших соотечественников (мизерные доли опрошенных, на уровне статистической погрешности) участвуют в трафаретных формах творческой деятельности – художественной самодеятельности, научно-техническом творчестве и т.д. Но и потому, что вся социальная парадигма бытия человека – работа, потребление, досуг и т.д. – настроена не на его самовыражение, а на его функциональную «отдачу» во всех сферах его деятельности в пользу тех политико-экономических структур, которые подчинены получению прибыли.

Экономические детерминанты досуга, конечно же, определяют его характер. Но более важную роль в оценке его содержательной стороны дают культурологические критерии. Социологические замеры позволяют опосредованно «нащупать» качественные характеристики этой сферы: практически, каждый пятый россиянин (18% населения) мечтают в свое свободное время сделать жизнь интереснее и реализовать себя. Цель, вполне соответствующая сущности культуры как способа самореализации человека. Однако скольким из этих 18% удается достичь этой цели и в какой степени – вопрос открытый.

Нельзя не отметить, что изменение технологии досуговой деятельности и её различия в зависимости от социальных факторов являются существенными показателями динамики досуга. Но они не могут адекватно отразить его содержательно-качественные характеристики. Ученые ИС ФНИСЦ РАН пытаются квалифицировать эту деятельность, выделяя следующие её типы. «Простой досуг» (не требует дополнительных затрат, сводится к просмотру телепрограмм, ведению домашнего хозяйства и т.п.) характерен практически для всех россиян (91%). «Домашний тип» (чтение, хобби, просмотр видео, прослушивание музыки в домашних условиях) свойственен примерно 60% населения. «Расширенный досуг» (компьютер, встречи с друзьями, посещение церкви, прогулки на природе) предполагает включение индивидуальной активности и присущ 68% россиян. «Развлекательный досуг» (посещение дискотек, клубов по интересам, секций, кафе и т.п.) характерен примерно для трети населения (31%). На этом же уровне (30%) находится тот социальный контингент, который практикует «развивающий досуг» (посещение театров, выставок, получение образования). Намного ниже число тех россиян (всего около 6%), для которых характерен «досуг-участие», предполагающий социальную активность, которая реализуется в деятельности в политических и общественных организациях2.

При всей условности такой типизации она представляется продуктивной, несмотря на отсутствие единого системообразующего принципа и пересечение разных типов в большинстве индивидуальных случаев. Но дело не в этом. Социокультурный анализ предполагает качественные критерии содержательной оценки досуга, которые лишь косвенно отражаются в социологической плоскости. Эти критерии только опосредованно связаны с формами культурной деятельности, потому что должны устанавливать разделительную черту между становлением или разрушением «человеческого в человеке», развитием его культурного потенциала или утратой его. Ведь понятно, что чтение Пушкина и Бунина или Донцовой и Марининой, активное участие в защите экологии или в запрещенной законом организации, хоть и «проходят» по одному и тому же пункту социологического опроса, имеют противоположное значение с точки зрения отношения к культуре.

С этой точки зрения показательным является самооценка россиянами качества своего досуга. Большинство респондентов (54–55%), оценивающих свои возможности проведения свободного времени как хорошие, предпочитают активные типы досуга: развлекательный, развивающий и досуг-участие. У тех, чьё свободное времяпровождение можно квалифицировать как «простой досуг», его отрицательные оценки даже превышают положительные (19 и 18% соответственно). Стремление к интересной жизни и самореализации – основная психологическая установка, соответствующая сути культуры – присуще тем людям, у которых досуг разнообразный и насыщенный. В наибольшей степени оно характерно для молодежи и представителей благополучных слоев населения, жителям мегаполисов и людям с высоким уровнем образования. Здесь снова вступает в силу несоответствие между чисто социологическим и социокультурным видением досуга. Этот социологически установленный факт фиксирует реальность, но не отражает потенциальный вектор культурного развития различных социальных слоев, условия жизни которых не позволяют оптимальным образом проводить свободное время, реализовывать свой культурно-творческий потенциал. Реальное состояние социокультурной среды, в которой живет человек, определяет не только содержательные характеристики его досуга, но и потребности, интересы, цели и в сфере культуры, и в жизни в целом.

Согласно проведенным ИС ФНИСЦ РАН с 2010 по 2013 г. исследованиям, среди работоспособной части наших граждан усиливается недовольство в связи с сужением возможностей личной самореализации. «Хотя уровень жизни россиян продолжает повышаться, они фиксируют всё меньше качественных изменений, связанных с улучшением в профессиональной сфере. В то же время именно успехи в этой области являются не только основой благосостояния человека, но и важнейшей формой его самореализации». Люди хотят расти карьерно и профессионально, но не могут. И этот факт отсутствия роста их удручает, отрицательно сказывается на самооценке, вынуждает переносить «центр тяжести» самореализации в другие сферы жизнедеятельности. Не случайно почти восемь из десяти россиян (77%) хотели бы иметь побольше свободного времени для полноценного досуга. При этом четверо из десяти опрошенных (38%) не надеются на осуществление этой цели, и складывающаяся экономическая конъюнктура, скорее всего, число скептиков увеличит.

Для полноценного досуга большое значение имеет доступность спортивных и культурных учреждений и у 80% россиян это не представляет проблемы: у 59% респондентов в непосредственной близости есть библиотека, почти у половины – спортивное сооружение или комплекс (49%), кинотеатр (48%), у каждого третьего клуб, где проводятся занятия по интересам (33%), парк с аттракционами (32%). Однако такие данные соответствуют понятию о «средней температуре по больнице». На Урале, в Поволжье и в национальных республиках, сельской местности, поселках городского типа и в районных центрах ситуация (по сути, обязательная и первичная) с обеспеченностью жителей объектами культуры и отдыха не позволяет говорить о том, что государство в лице Минкультуры выполняет обязательства по обеспечению населения доступности «культурных услуг»3.

Важно отметить, что досуговыми возможностями в своем микрорайоне (а это уже «епархия» региональной и местной власти) удовлетворены 87% россиян, в том числе полностью – 31%. Демографические различия (пол, возраст, семейное положение) на этот показатель влияют мало. Доля в целом удовлетворенных условиями (возможностью) проведения культурного досуга в микрорайоне (или поселке) составляет среди женщин 82% (полностью удовлетворенных – 37%), среди мужчин – 86% (полностью удовлетворенных – 31%); соответственно в возрастной группе до 20 лет – 92% (полностью удовлетворенных – 38%), в возрастной группе 60 лет и старше – 85% (полностью удовлетворенных – 21%); среди семейных – 84% (полностью удовлетворенных – 30%), среди несемейных – 83% (полностью удовлетворенных – 33%). Во многом здесь сказывается симбиозный вариант времяпровождения на досуге с неуклонно увеличивающейся долей пребывания (особенно у молодых людей) в виртуальном пространстве (интернет, социальные сети, гаджеты, электронная почта).

В такой серьезной ипостаси культуры, как досуг, главное, конечно же, не в его продолжительности и доступности учреждений культуры, а в качественных характеристиках: чем дольше длится бездуховное времяпровождение, тем больше человек отдаляется от культуры и разрушается его человеческое «я». Социологи выявили, что свои возможности проведения досуга как хорошие оценивает 35% россиян, как плохие – 12%. Однако субъективность критериев содержательной оценки своего досуга мало что дает для понимания его качественной характеристики.

Надо отметить, что в целом по стране социологические данные свидетельствуют о преодолении «традиционалистского» вектора досуговой деятельности. Сокращается число тех, кто в свободное время смотрит телевизор (81% в 2003 г. и 66% в 2012 г.), встречается с друзьями (65 и 55% соответственно), занимается домашним хозяйством (67 и 47% соответственно)4. В определенной степени компенсационным фактором такой, в целом негативной, «традициона- листской» локализации жизненного пространства человека является выход в почти безбрежное виртуальное пространство: с 2003 по 2012 г. более чем в 2 раза выросла доля тех, кто увлекается компьютером и интернетом – это отметили 36% россиян. Причем, общение в социальных сетях вместо общения с друзьями, пользование интернетом вместо просмотра телепередач, чтения газет и т.д. характерны, прежде всего, для молодежи: 57% тех, кому от 16 до 25 лет, 43% тех, кому от 26 до 35 лет, 25% среди 36-45-летних и всего 16% среди тех, кому от 46 до 55 лет. Такая тенденция виртуализации досуга входящих в социальное пространство поколений свидетельствует о векторе социокультурного развития общества в целом.

Согласно данным исследований ИС ФНИСЦ РАН 2010– 2013 гг., две трети населения проводят досуг перед телевизором, более половины – встречаясь с друзьями, чуть менее половины – просто отдыхая и расслабляясь, а также занимаясь домашним хозяйством, немногим более трети слушает музыку и читает книги, отдыхает на природе, увлекается компьютером и читает прессу. В остальные виды активности в свободное время включены не более 20% населения (табл. 29.1)5.

Пассивный досуг дает возможность психофизиологической разгрузки (здесь надо отметить, что треть россиян используют для этого поездки на природу, на рыбалку и т.п.), но ограничивать свободное время человека чисто рекреативной функцией в наше время недопустимо: развитие человеческого потенциала, на которое ставит ХХI век, без целевого приобщения к ценностям культуры и активных форм самореализации (будь то спорт, самообразование, творческая деятельность и т.д.) и духовного саморазвития невозможно. Однако именно в духовном отношении содержание досуга населения РФ в возрасте 16 лет и старше нельзя назвать чрезмерно насыщенным. В пассивном культурном потреблении (телевидение, чтение книг и т.д.) элемент избирательности (как первичный показатель ин- дивидуальности и активной позиции в культурной жизни) минимален. В интернете, который всё в большей степени становится информационным пространством культурного участия, избирательность более высокого порядка, но одной её недостаточно для активной самореализации. Свобода выбора «культурных услуг» пока наибольшая – она ограничена только финансовыми возможностями и достижимостью – в традиционном посещении учреждений культуры. Но  с учетом того, что только не более пятой части россиян в возрасте 16 лет и старше посещает ныне театры, музеи, выставки, в различных кружках художественной самодеятельности занимается всего 4% населения, а техническим творчеством и того меньше, можно однозначно квалифицировать такую ситуацию, как деградацию сферы досуга как фактора обновления и развития человеческого капитала. И это несмотря на огромное количество увеселительно-развлекательных, спортивных и «зрелищных» сооружений во всех крупных и даже средних городах.

Правда, если учесть, что почти 22% россиян ходят  в кино и несколько меньше (15%) имеют хобби, то такой вывод покажется недостаточно обоснованным. Но учитывая преимущественно развлекательный характер кинорепертуара в стране и субъективное представление у каждого из респондентов о своем хобби, можно предположить, что на духовное самосовершенствование эти занятия решающего влияния не оказывают. (см. табл. 29.1)6.

Ныне каждый третий (33%) россиянин оценивает свои возможности проведения досуга как хорошие, половина (49%) ими удовлетворены и лишь 18% наших сограждан оценивают возможности как «плохие». Данные за 2018 г. свидетельствуют о наметившихся изменениях культурного времяпровождении россиян. Прежде всего следует отметить, что за последние годы существенно (72% в 2014 г. и 58% в 2018 г.) сократилась теле- и радио аудитория, почти в 2 раза (с 17% до 28%) увеличилось число тех опрошенных, кто занимается компьютером, «сидит» в интернете и увлекается компьютерными играми. При этом в 1,5 раза сократилось количество тех, кто читает газеты и журналы (34 и 23% соответственно). Интернет захватывает все большее количество людей и сферы его влияния увеличиваются непрерывно. Практически неизменным остается число любителей музыки: ею интересуется примерно каждый четвертый опрошенный, каждый пятый интересуется театром и кино, посещает музеи и имеет хобби, каждый десятый посещает художественные выставки, занимается спортом, а также ходит в церковь7.

Конечно же, эти цифры не дают содержательной информации: и кино, и хобби, и художественные выставки могут иметь разный «культурный» вес и художественную значимость. Но всё-таки социологические данные позволяют судить и о качественных переменах в духовном мире современника. Так, люди всё больше замыкаются в своем семейном мире: 52% россиян в 2014 г. и почти 60% в 2018 г. предпочитают общение с семьей, почти столько же ныне по-прежнему общаются с друзьями. Человек всё больше отчуждается от социального окружения и стремится провести время на природе (32% в 2014 г. и 44% в 2018 г.). А если к этом добавить, что более половины россиян (55%) просто отдыхают и расслабляются, то можно предположить, что социальные нагрузки на них существенно возросли (табл. 29.2)8.

 

М.К. Горшков, С.Н. Комиссаров, О.В. Карпухин. На переломе веков: социодинамика российской культуры. ФНИСЦ РАН, 2022.

 


1 Культурная политика России в региональном разрезе. С. 14.
2 О чем мечтают россияне: идеал и реальность. М.: «Весь Мир», 2013. С. 224.
3 Культурная политика России в региональном разрезе. С. 68.
4 Вишнякова А. А. Тенденции использования свободного времени рос- сийской молодежи // Вестник БГУ. 2014. № 6–1.
5 О чем мечтают россияне… С. 220.
6 Там же.
7 Российское общество осенью 2018-го: тревоги… С. 37–40.
8Там же. С. 40.


 

Как сделать яркую упаковку без краски. Советы креативного директора Запретить нельзя разрешить: как новые ограничения повлияют на рекламу
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.