Книга недели: «Стальная воля: Как закалить свой характер»


Культурный обмен | 11 Ноября 2016

Начался ноябрь, потихоньку выпадает снег, люди уже начинают готовить новогодние подарки, а кое-кто составляет списки дел, которые нужно успеть сделать в 2016-м. Мы обещаем себе сбросить пару кило перед праздниками, избавиться от хлама в доме, докурить последнюю сигарету… Но, к сожалению, часто обещания эти не выполняем. Почему?

Книга недели: «Стальная воля: Как закалить свой характер»

Норвежский писатель Том Карп убежден: главное, что мешает нам менять свою жизнь к лучшему, — это не развитая сила воли. Какими бы благими ни были наши намерения, они так и останутся намерениями, если мы не проявим твердость характера. Том Карп изучил примеры из жизни отважных полярников, выносливых спортсменов и успешных музыкантов и ознакомился с социологическими исследованиями по этой теме. Присовокупив к этому собственный опыт службы в спецназе, он написал книгу «Стальная воля: Как закалить свой характер».

С разрешения издательства «Альпина Паблишер» AdIndex публикует отрывок из главы «Стратегия первая: обязать себя», который поможет вам серьезнее относиться к своим обещаниям.

Вы должны выбрать для себя конкретную цель, отказавшись от чего-то второстепенного, и обязать себя следовать ей неотступно. Первая стратегия мобилизации силы воли подразумевает верность своей цели. Вы должны пообещать себе — или другим — выполнить то, на что решились, — будь то реализация определенной цели, преодоление трудностей или избегание соблазнов. Важно, чтобы это обещание, данное самому себе или другим, имело для вас вес. Многие исследования подтверждают, что ограничение выбора — лучшая стратегия достижения целей. Это означает, что, сделав выбор в пользу чего-то одного и поступившись чем-то другим, вы не просто говорите «да».

Разумеется, сложность не в том, чтобы дать обещание, а в том, чтобы выполнить его. Еще сложнее — сделать осознанный выбор и неотступно следовать ему. Современное общество предлагает нам бесконечные возможности и прививает высокие требования к самим себе, своей жизни, личным отношениям и карьере. Нас постигает разочарование, когда наши решения не становятся безусловным залогом комфортной жизни и счастья. Ноша ответственности тяготит, и поэтому, когда не все идет по плану, гораздо проще пенять на кого-нибудь другого — общество, власть, производителей, начальников, родителей, супругов или друзей.

Когда вы обязываете себя выполнить что-то, у вас появляется полная ясность относительно собственных желаний. Вы знаете, чего хотите, и чувствуете себя уверенно, так как ощущаете четкие границы. Обязав себя, вы лучше понимаете, зачем делаете то, что делаете, почему это важно — важнее, чем все остальное. Обещание будет иметь еще большую силу, если вы свяжете его с конкретной целью и потребностью. Однако силой обладает именно чувство долга, а не сама цель. Когда берете на себя обязательство, вы заключаете с самими собой психологический контракт, запускающий процесс мобилизации силы воли.

Обещание — это ваше заявление сделать что-то или, напротив, не делать чего-то. Обещание, данное себе или другим, связывает вас чувством долга, и его нельзя отозвать задним числом. Философы неоднократно пытались вывести формулу действия обещаний. К примеру, Иммануил Кант считал, что обещания нужно сдерживать в любых обстоятельствах, в то время как более прагматичные мыслители допускают нарушение обещания, если это может быть выгодно одной из сторон. В психологии распространено представление о том, что вероятность выполнения обещания сильно зависит от области, которой обещание касается, и от надежности того, кто его дал.

Многие считают, что данные другим людям обещания имеют большую силу. Когда вы озвучиваете свои обещания публично, вы невольно сравниваете себя с окружающими и начинаете прикладывать усилия, чтобы сдержать слово и таким образом сохранить лицо. Однако для мобилизации силы воли необходимо дать обещание себе самому — чтобы обязать себя действовать. Ведь именно вы, а не кто-то другой несете ответственность за вашу жизнь, поэтому вам нужно осознанно принимать решения и отстаивать их, выполнять обещания, подтверждать свою правоту, мотивировать и вознаграждать себя. Придумайте специальный ритуал, помогающий сдерживать слово: например, записывайте обещания на бумаге, произносите их вслух перед зеркалом, напоминайте себе о важности дела.

Мы затронули серьезную тему — важность. Почему то, что вы делаете, важно для вас? Все мои собеседники, обладающие сильной волей, говорят, что им необходимо четко осознавать, почему та или иная задача имеет для них значение. Так они выстраивают эмоциональную связь с целью.

Подумайте о чем-то, чего бы вы хотели добиться. Это может быть любая цель, но она должна представлять для вас важность.

Нами во многом движут потребности. Физиологические потребности заставляют нас выполнять действия, необходимые для выживания и полноценного функционирования. Потребности оказывают влияние на поведение и в определенной степени объясняют его. Помимо таких базовых потребностей, как еда, сон, тепло, любовь и безопасность, существуют и психологические потребности. Американский психолог Абрахам Маслоу разработал в 1943 г. теорию иерархии потребностей, которая позже была дополнена другими исследователями. Однако сегодня, в противовес «Пирамиде Маслоу», распространена точка зрения, согласно которой человеком движет целый спектр потребностей, поскольку они не являются взаимоисключающими. Современные исследователи чаще всего выделяют потребность во власти, то есть стремление оказывать влияние на свое окружение, добиваться успеха и доказывать что-то. Отмечают также потребность в познании, независимости, социальном статусе, хороших отношениях, любви, собственной значимости, принадлежности к чему-то, порядку, контролю, признанию, приятию другими, справедливости, безопасности, интересных переживаниях, самореализации и развитии.

Предположим, сила воли вам необходима для удовлетворения потребности оказывать влияние на других, но при этом вы боитесь выступать на публике. И все же вы страстно желаете иметь вес в обществе, доказать другим свою правоту, заслужить признание. В таком случае вы можете обязать себя выступить с докладом, для чего нужно задействовать силу воли. Вы даете себе обещание: я выступлю с презентацией. Знаю, что буду нервничать и захочу сбежать, но я не поддамся слабости и доведу дело до конца. Зачем вам это нужно? Чтобы удовлетворить потребность доказать что-то другим. Почему вы должны что-то доказать? Потому что хотите утвердить собственную ценность.

Многие успешные люди, с которыми я общался, говорили о необходимости отыскать для себя глубинный смысл стоящей перед ними сложной задачи. Один тренер рассказывал, что он обязал себя соответствовать в своей работе высокой планке, которую сам установил. Зачем? Он хотел доказать себе, что он на это способен. Студентка, за которой мне довелось наблюдать, решила улучшить свой рацион, отказавшись от сладкого и газированных напитков. Что именно было для нее важно? Вероятно, она хотела сбросить лишний вес? (Позже мы вернемся к разговору о том, почему желание похудеть не подходит для мобилизации силы воли.) Или она хотела поправить здоровье? Разумеется, стройная фигура и хорошее самочувствие были для нее приятными побочными эффектами. Но в процессе формулирования своего обязательства она осознала, что главная ее цель — повысить самооценку, гордиться собой, чувствовать себя привлекательной и принять себя такой, какая она есть. Одна руководительница высшего звена, с которой я общался, считала главным для себя достижение целей. Однако оказалось, что за ее целями находился гораздо более глубинный мотив. Цели для нее были лишь поводом проявить себя и при этом не только давать, но и получать. Она испытывала явную потребность в признании, желала быть на виду и хотела, чтобы ее слушали и ценили по достоинству. Достижение целей дарило ей ощущение удовлетворения.

Сегодня такие инструменты, как целеполагание и управление целями, используются не только в бизнесе и государственном секторе, но и в частной жизни. В ходе своего исследования я выяснил, что процесс принятия на себя обязательства гораздо важнее, чем постановка цели. Обязательство может как совпадать, так и не совпадать с целью. Поэтому стратегия мобилизации силы воли связана именно с чувством долга и механизмами заключения «психологических контрактов», а не с выбором цели и планированием действий.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама