Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора


Культурный обмен | 05 Декабря 2014 | 1

На этой неделе рекламисты рассказали AdIndex о том, как выйти победителем из информационных войн, а также что почитать и посмотреть в рамках получения полезной информации об антикризисном PR

 

 

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Алексей Яушев
генеральный директор
«Эпицентр»

 

В PR, тем более в черном PR, нет готовых схем. Залог успеха ярких PR-акций – их неожиданность и непредсказуемость, а этому по учебникам не научишься. Тем не менее начинающим пиарщикам полезно будет ознакомиться с примерами работы более опытных коллег. Это поможет им понять хотя бы общее направление, в котором нужно генерировать идеи, чтобы добиться результата, и наоборот, увидеть, где «наступили на грабли» другие пиарщики, осознать, что можно и что нельзя делать в сфере черного PR. Эта деятельность, вопреки мнению многих, отнюдь не подразумевает вседозволенности скороспелых «специалистов».

В качестве примера могу порекомендовать книгу Антона Вуймы «Черный PR: защита и нападение в бизнесе и не только». Антон – практикующий пиарщик, автор целого ряда очень ярких и креативных акций во многих городах России. Почитать его книгу будет интересно не только PR-специалистам, но и тем, кто хочет знать, как делаются медиаскандалы, режиссируются общественные акции, митинги и даже революции, тем, кто стремится уберечь свой бизнес от происков конкурентов или, наоборот, получить в свои руки качественный инструмент конкурентной борьбы.

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Что касается кино, которое я бы рекомендовал посмотреть пиарщикам, то тут можно вспомнить нестареющую классику – американский фильм «Хвост виляет собакой». По сути, весь сюжет этого фильма – одна большая «черная» PR-акция на высшем уровне: группа специалистов по связям с общественностью вместе с голливудским продюсером организуют масштабный информационный повод, связанный с деятельностью несуществующей организации албанских террористов. Единственная цель этого гигантского обмана – поднять рейтинг президента США перед выборами и отвлечь общественное мнение от реального сексуального скандала с участием первого лица государства. Жанр фильма заявлен как «комедия», но ведь в каждой шутке есть доля шутки, а все остальное – правда.

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Еще один фильм, который я могу посоветовать посмотреть специалистам по PR, – американский политический триллер «Карточный домик». Он тоже посвящен играм в высших эшелонах власти Америки: противоборству новоиспеченного президента и амбициозного конгрессмена, который поначалу помог ему получить этот пост, а потом остался без обещанной награды. Разумеется, все действующие лица сериала – вымышленные, но методы, которыми они ведут политическую борьбу, вполне реальны.

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

 


Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Сергей Денисенко
специалист пресс-службы
SuperJob

Уверен, что большинство моих коллег меня поддержат в том, что читать книги по PR – это как учиться ушу по учебнику (был когда-то у меня такой, еще советских времен). В первую и главную очередь специальность пиарщика подразумевает то, что ты должен быть всесторонне развитым (уметь поддержать разговор о вновь вышедшем блокбастере и малоизвестном скандинавском артхаусном кино, знать политическую и экономическую обстановку и 25 топ-менеджеров по мнению Forbes). Все я это к тому, что чем шире мы смотрим на этот мир, тем проще нам будет придумать очередную стратегию продвижения того или иного продукта, компании, лица и т.п. Поэтому кто еще не посмотрел «Интерстеллар» или норвежский фильм «Неуместный человек», очень советую.

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Я давно понял одну маленькую вещь – то, что применимо на Западе, в большинстве случаев не применимо у нас. Зарубежные гуру digital-маркетинга пользуются теми инструментами, которые наше общество особо не приемлет. И многие советы из книжек иностранных авторов становятся «пшиком» в нашей реальности. Но вопреки своему скепсису совсем недавно открыл для себя книгу (правда, она вышла пару лет назад) «Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить». Чего-то сенсационного там не найти, но она даст возможность по-новому взглянуть на некоторые приемы.

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Мы живем в эпоху, когда каждый может стать источником информации – позитивной и негативной, причем в последнем случае это происходит в разы чаще. Если в компании кризис, то об этом охотнее говорят. Каждый желающий может написать негативный отзыв у себя в блоге, соцсетях, а СМИ всегда это донесут до широкой аудитории. Поэтому лучше не дать пожару разгореться. Все это передача информации «из уст в уста», и это всегда было и будет самой сильной движущей силой пиара и маркетинга. Был такой знаменитый рекламист 20-го столетия – Огилви. Да, он занимался рекламой, да, реклама – это не PR, но Огливи еще много писал о том, как сделать продающий текст, какие есть правила копирайтинга. А у нас пиарщик очень часто сам пишет тексты, а тем более – пресс-релизы. Уже тошно становится от некоторых текстов, которые написаны, как законодательные акты. Вы же сами это не читаете. Тогда зачем оно нужно? В общем, очень советую классику литературы о рекламе – все книги Огилви, ну или главные – «О рекламе», «Искусство создания рекламных посланий». Да, он был первоклассным копирайтером, может, поэтому его и интересно читать. В любом случае, не пожалеете.

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

 


Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Алена Цуканова
PR-директор B2B-направления
Louder

 

Crisis PR – одно из самых интересных направлений в управлении репутацией бренда или компании. Если ежедневные коммуникации со СМИ требуют от пиарщика молниеносной оперативности, предельной четкости и полной информированности о специфике бизнеса клиента, то в условиях антикризисного реагирования он просто не имеет права на ошибку. Чтобы выйти победителем из информационных войн, достаточно опираться на следующие ключевые составляющие успешной PR-кампании.

1) Время на принятие решения – в условиях кризисных ситуаций редко играет с нами в одной команде, и надо научиться его не просто контролировать, а минимизировать.

2) Собственный опыт принятия решений/ответственности – то, что утром все узнают из СМИ, но уже от лица компании.

3) Связи – здесь важно понимать, кому предоставить информацию в первую очередь и как это сделать максимально эффективно.

4) Сама информация – важно научиться из всего потока выбирать именно то, что необходимо для выравнивания имиджа бренда в настоящий момент. Из нематериального это, пожалуй, самое основное.

Наряду с огромным количеством полезных и правильных книг по антикризисному PR или построению имиджа бренда рекомендую прочитать «Манипуляцию сознанием» Сергея Кара-Мурзы. В 2008 году книга стала политическим бестселлером и, к счастью, именно тогда попала мне в руки. На многие социальные, политические и коммуникационные моменты вы начнете смотреть по-новому. Не исключено, что перестанете смотреть телевизор, если все еще тратите на него драгоценное время.

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Вообще, я скептически отношусь к разному роду бизнес-коучинг-профессиональным книгам, если кому-то помогают – хорошо. На мой взгляд, основной профит из них получают сами авторы. Намного интереснее общаться с ними вживую, если такая возможность есть, и наблюдать за бизнес-ситуацией в режиме реального времени. При антикризисном реагировании инсайдерская информация очень часто становится основным инструментом пиарщика. К тому же, само понятие инсайта сегодня, как никогда, востребовано не только в бизнес-сообществе, но и в любых коммуникациях. Тренд-маркетинг, например, без этого вообще немыслим.

Для того чтобы комфортно себя чувствовать при принятии решений, совсем недостаточно подписаться на профильную/деловую прессу и почитывать обзоры рынка в обеденный перерыв. Наряду с чтением книг изучайте маркетинговые исследования. Они бывают разные, но чаще всего ответы на многие вопросы можно найти здесь.

Чтобы кризисный кейс не навредил бренду и при этом помог укрепить позиции на рынке, стоит быть в курсе маркетинговых трендов будущего года уже сейчас. Здесь опять же в помощь приходит бизнес-пресса. Например, автор статьи, опубликованной несколько недель назад в журнале Forbes, довольно четко расставляет акценты.

Чтобы добиться успеха в своей работе, нужно заниматься любимым делом. Как к этому прийти, прекрасно описано в книге Hug Your Customers у Jack Mitchell.

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

В ключе позитивного эмоционального восприятия брендов очень увлекательно рассказано в книге Lovemarks, автор Кевин Робертс. Такой подход очень важен при построении имиджа компании и позволяет пиарщику в кратчайшие сроки рекомендовать линии поведения или реакции, соответствующие клиенту не только по сути, но и по духу.

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Из фильмов очень рекомендую посмотреть «Народ против Ларри Флинта» – идеальный пример борьбы человека простив системы, рассказанный на примере основателя мужского эротического журнала Hustler.

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Фильм «Телефонная будка», пожалуй, передает весь накал страстей между журналистом и преступником, где первый становится заложником весьма непростых обстоятельств. Вся гамма эмоций, переданных в фильме, зеркально отражает, что чувствуют многие из нас, оказавшись в центре кризисных PR-ситуаций в момент принятия решения.

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Вообще, стоит больше читать книг, расширяющих сознание и позволяющих думать out of the box. А также смотреть такие фильмы. «Фонтан», например, произвел неизгладимое впечатление. Из последнего могу порекомендовать «Интерстеллар».

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

 

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора


 

 

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Вероника Михайлова
PR-менеджер

Devino Telecom

 

Действия в кризисных ситуациях вряд ли могут быть шаблонированы. Здесь, как у Толстого, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Можно обладать набором стандартных инструментов для действий в трудовые будни, но идти по проторенной дорожке в кризисных или внештатных ситуациях, скорее всего, нецелесообразно.

Из книг можно посоветовать учебно-практическое пособие «Антикризисный PR», Файншмидт Е.А., Юрьева Т.В., Кузнецов Б.В.

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Согласно книге, антикризисные меры всегда должны носить активный характер, но никак не оборонительный. Авторами описано значение деловой репутации компании, признаки надвигающегося кризиса, действия PR-специалиста при появлении в СМИ ложной негативной информации и достоверной и многое другое. К тому же объясняется необходимость подготовки плана кризисных мероприятий. Поскольку заниматься разработкой плана антикризисных мер, когда кризис вас уже настиг – поздно.

Пожалуй, ничто не может быть напряженнее, чем политический PR и работа в предвыборном штабе. Вот где все тривиальные и не очень инструменты работают на полную мощность, и важность этих действий ни у кого не вызывает сомнений. Закулисная кухня предвыборного штаба, репутационный политический PR и манипуляции общественным мнением (все манипулируют всеми) показаны в фильме Джорджа Клуни «Мартовские иды».

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Посмотреть его будет полезно не только государственным служащим, но и специалистам коммерческих компаний.

И снова о политике, это есть высший PR – о построении взаимоотношений с оппонентами рассказано в сериале «Карточный домик».

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Автор романа, по которому снят сериал, Майкл Доббс – член британской палаты лордов и бывший советник «железной леди» Маргарет Тэтчер. Этот человек точно знает толк в разрешении антикризисных ситуаций, и у него есть, чему поучиться. К тому же, по сообщениям СМИ, сериал смотрел и Барак Обама, которого работа также обязывает уметь регулировать кризисные ситуации. Это кино об амбициях, деньгах, предательстве, политике и, конечно же, PR – работе с репутацией, влиянии на общественное мнение и, с кем не бывает, подтасовке фактов.




 

 

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Лилия Кечина
Менеджер по корпоративным коммуникациям

КГ TWIGA

 

Где еще, если не в политтехнологиях, искать новые знания об антикризисных коммуникациях, о черном, сером и всех других оттенках пиара? По меркам корпоративных коммуникаций, политическая реальность существует в условиях перманентного кризиса. При всей тонкости игры используемые в политике приемы всегда очень динамичны, агрессивны, порой даже смелы и экспериментальны. Ну и, в конце концов, именно в политике появились и годами совершенствовались все инструменты, методы, технологии, которыми сегодня пользуются PR-специалисты во всех сферах.

Не самый очевидный источник для поиска вдохновения, но точно кладезь полезной информации по обозначенной теме – «Современные стратегии британской политической коммуникации» Светланы Бодруновой. Читается нелегко, но стоит того, чтобы побороть несколько сотен страниц сложносочиненных предложений, научных понятий и определений. В книге проанализированы политические коммуникации Великобритании с 1970 года, поэтому можно проследить, как трансформировались и развивались связи с общественностью в зависимости от ситуации, контекста и реакции общества на те или иные события.

Как минимум, прочитать эту книгу будет полезно для общего развития. В описании британских политических реалий прослеживается много аналогий с нашей действительностью, и в очередной раз становится очевидно, насколько степень идеальности государственного строя зависит от качества медиаподдержки.




 

 

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Мария Кабакчи
директор по маркетингу PR-агентства

PR PARTNER

 

В свое время я писала диплом на тему антикризисного PR, перечитала кучу книг, и мне казалось, что уж кто-кто, а я готова к ситуации, в которой компании могут понадобиться мои знания. В 2008 году я работала в консалтинговом агентстве PR-менеджером и хорошо помню, как у моего клиента возникла кризисная ситуация в компании, и наша команда должна была помочь  ему с точки зрения коммуникации со СМИ. Ни о каком антикризисном плане реагирования компания даже не слышала,  поэтому в очень сжатые сроки пришлось быстро принимать решения, собирать антикризисную команду, обсуждать стратегию поведения. Отсюда я хочу сделать вывод, что чтобы кто ни читал, сколько кейсов по антикризисному PR не изучили бы, в реальной ситуации их вряд ли удастся применить на практике. Во время кризиса помогут самообладание, умение работать в режиме многозадачности, знание тайм-менеджмента, сильные менеджерские качества, умение анализировать ситуацию и мыслить стратегически. Их я и рекомендую развивать.


 

 

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Юлия Юсина
PR-специалист
КОММУНИКАЦИОННАЯ ГРУППА «MOV!E»

 

Единственное, что может слегка приободрить пиарщика, на долю которого выпала необходимость проведения антикризисной кампании, это утверждение о том, что намеренный вборс компромата – плата за лидерство. Но наслаждаться этой мыслью он будет недолго – самый дефицитный ресурс в ситуации антикризисного пиара – время. Если компания не практиковала проактивных действий, то реактивные потребуют колоссального количества ресурсов – моральных и материальных. Только работа на опережение и  прозрачная коммуникационная стратегия в наши дни могут повлиять на информационное поле и переломить ситуацию. С другой стороны, с теоретической точки зрения именно черный пиар и антикризисная стратегия – один из самых интересных и захватывающих аспектов нашей работы. Разбор подобных кейсов на примере мировых политиков и компаний-гигантов, это всегда готовый сюжет для книги или фильма. Многие из них, собственно, и легли в основу сценариев…

Две стороны медали черного пиара в политике можно проанализировать, посмотрев подряд два фильма: «Мартовские иды» с Джорджем Клуни и Райаном Гослингом в главных ролях и картину – «Грязная кампания за честные выборы», где блистает Зак Галифианакис. «Иды» основаны на реальной избирательной компании Говарда Дина. Трансформация героя Гослинга в процессе фильма впечатляет и заставляет задуматься о многом в своей профессии.

«Грязная кампания…» это конечно же комедия, но, может, именно поэтому битва двух кандидатов – прожженного и опытного политика с чудаковатым новичком – обнажает самые неприглядные стороны черного пиара. Кстати, здоровый юмор – это тоже хорошее средство противостоять нечистым методам конкурентной борьбы.

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

Мой шорт-лист тематического кино не обойдется горячо любимого британского сериала  «Абсолютная власть» о буднях пиар-агентства «Прентисс Маккейб» со Стивеном Фраем в главной роли. Вот уж где в полной мере и с блестящим юмором показана изнанка работы тружеников «черного» пиара и «грязных» политтехнологий, так что особо интересующиеся могут конспектировать, не отходя от экрана.
С литературной точки зрения  прекрасно раскрывают тему Пелевин в «Generation П» и, конечно же, Кристофер Бакли в романе «Здесь курят». Думаю, что ни для кого эти культовые книги не станут открытием, но их никогда не скучно перечитывать.

Антикризисный PR: Специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения кругозора

А если говорить об еще одном принципе антикризисного пиара – открытость и честность, то вот здесь, я настоятельно рекомендую не полениться раскопать в архивах фильм «Святоша» с Эдди Мерфи в главной роли. Самый человечный антикризисный пиар и очень добрая история - это как раз то, чего нам всем сейчас очень не хватает.




КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН
 

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

НУ ШО, (Гость) | 05.12.2014, 18:27
ВПОЛНЕ СВОЕВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ))

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама