Видеопродакшены выходят из карантина
Что происходит на российском рынке производства креатива после снятия ограничений
Продакшен-индустрия серьезно пострадала от введенных из-за коронавируса ограничений. Как говорят в самих продакшен-студиях, из-за самоизоляции все масштабные съемки держались на паузе, проекты поменьше велись на закрытых локациях небольшими группами или вовсе координировались через Zoom. Часто героев выбирали сразу с локацией, из серии «семья с двумя детьми в большой квартире», рассказывает Любовь Беневоленская, совладелица и генпродюсер PRAVDA.production.
С 3 июня запрет на съемки был снят в Московской области, ранее их разрешили
возобновить в Санкт-Петербурге, а с 8 июня открылась для продакшенов и Москва.
Компании начинают запускать отложенные проекты. Насколько активным стал рынок
после снятия ограничений и сколько времени понадобится на полное
восстановление, AdIndex рассказали представители продакшен-студий.
✓ Что происходит со съемками сейчас
Евгений Онегин,
креативный директор видеопродакшена Divico («Медиа»-1)
Во-первых, важно понимать, что вирус никуда не делся. Во-вторых, период ограничительных мер многому научил продакшены, и (что важно!) клиентов. Брифоваться по видео, проводить пробы дистанционно, утверждать все до мелочей без лишних встреч — еще два месяца назад мало кто из клиентов на такое пошел бы. А сегодня большинство из них за то, чтобы продолжать работу в подобном формате и далее. Процессы оптимизированы, алгоритм принятия многих решений стал короче. Плюс меры безопасности будут сохраняться еще очень долго. Обязательное тестирование съемочной группы, средства индивидуальной защиты на площадке с избытком и т. д.
Александр Селиверстов,
основатель и генеральный продюсер Human Films
Ограничения, как известно, сняли 8 июня. Но мы знаем, что некоторые крупные российские компании снимали и в период запрета. В основном на закрытых территориях и в Подмосковье. Некоторые производители сериалов тоже не останавливали павильонные съемки. У нас в период запрета выдалось несколько заграничных съемок, которые мы координировали удаленно и по Zoom. Сейчас рынок потихоньку начинает оживать. Но насколько он восстановится относительно докризисного времени — пока неясно.
Игорь Сайфуллин,
сооснователь и генеральный продюсер Бюро «Рабочее название»
Начали активнее появляться тендеры с датами на середину и конец июня. Но до текущего момента съемок у всех было очень мало. По ощущениям в среднем по рынку в 8–10 раз меньше, чем в нормальное время.
Константин Мельников,
основатель и генеральный продюсер Cult Production
С отменой запрета в Москве быстро запускаются проекты, которые были
запланированы и уже частично подготовлены весной. Многие понимали, что
ограничения будут скоро сняты. В первые дни после снятия карантина стартуют
съемки многих рекламных проектов. Но в основном сейчас быстро запускается
большое количество кинопроектов, ведь лето уже началось. От того, сколько
материала будет снято за лето, зависят премьеры, релизы сериалов на ТВ и в
кино. Кинопродюсеры спешат оправдать инвестиции.
✓ Есть ли уже сейчас запросы на будущие съемки
Любовь Беневоленская,
совладелец, генпродюсер PRAVDA.production
У нас запросы на бушующие съемки есть, думаю, что после официального снятия карантина 8 июня некоторые стремительно выстрелят.
Евгений Онегин,
креативный директор видеопродакшена Divico («Медиа»-1)
Масштабные съемки держались на паузе. Все два месяца поступали в том числе и такие задачи, которые не решались работой с белорусскими подрядчиками или, например, графикой. Ждали снятия ограничительных мер. На данный момент началось планирование как накопившихся проектов, так и обработка новых брифов на большие съемки.
Александр Селиверстов,
основатель и генеральный продюсер Human Films
Запросы есть, пока не в том объеме, как до вируса, но что-то появляется.
Игорь Сайфуллин,
сооснователь и генеральный продюсер Бюро «Рабочее название»
Они есть, но кажется, что основной объем запросов придет чуть позже — всем нужно переварить информацию и сопоставить ее со своими планами. Но продакшены, конечно, все на низком старте.
Константин Мельников,
основатель и генеральный продюсер Cult Production
Основное, что есть сейчас, — это отложенный спрос. Это потребность в
рекламных роликах, которая накопилась за карантин. Большинство клиентов ждут
начала офлайн-продаж, чтобы посмотреть, изменится поведение покупателей, и уже
тогда корректировать стратегию — изменять бюджеты или разрабатывать новую
коммуникацию. И только следом пойдет новый креатив агентств и
продакшн.
✓ Как изменились запросы клиентов
Любовь Беневоленская,
совладелец, генпродюсер PRAVDA.production
Запросы клиентов уже меняются в сторону желания вписаться в меньшие бюджеты. Думаю, что, как и в 2015, будет спрос на продление прав. Опять же, вырастет доля постовых проектов (постпродакшен, не требующий съемок. — Прим. ред.).
Евгений Онегин,
креативный директор видеопродакшена Divico («Медиа»-1)
Не изменились. Но пока одни границы закрыты, а за другими очень неоднозначная ситуация с заболеваемостью, безусловно, съемок в других странах будет крайне мало.
Александр Селиверстов,
основатель и генеральный продюсер Human Films
Что точно будет — многие за лето постараются произвести контент сразу на несколько кампаний до конца года. Или YouTube-контента на месяцы вперед. Все опасаются осеннего карантина.
Игорь Сайфуллин,
сооснователь и генеральный продюсер Бюро «Рабочее название»
Клиенты, как и все остальные, реагируют на события в режиме реального времени. Следуют за повесткой — например, после майских начали готовиться ролики про выход из режима самоизоляции. Я думаю, что теперь им понадобится какое-то время, чтобы осознать, какую стратегию выбрать на остаток года.
Многие клиенты в силу специфики бизнеса вообще никак не реагировали на пандемию — шли запланированные работы, только даты съемок немного сдвинулись. Съемки в других странах продолжаются — белорусские и грузинские продакшены проявили инициативу и предложили полностью удаленные съемки, и несколько кампаний для серьезных брендов были так сняты.
Константин Мельников,
основатель и генеральный продюсер Cult Production
Клиенты чаще выбирают безопасные варианты, то, что точно сработает сейчас. Прямая чисто продуктовая коммуникация. Стало больше малобюджетных запросов, но и крупные проекты тоже остаются. Поэтому мы, например, запустили новую продакшен-студию Pushka, она специализируется на недорогих продуктовых роликах.
✓Когда рынок восстановится
Любовь Беневоленская,
совладелец, генпродюсер PRAVDA.production
Прогноз на восстановление давать сложно. С отменой карантина вирус никуда не денется, а значит, люди думающие не будут рисковать. По крайней мере, в это хочется верить. Однозначно говорить не приходится, ведь продакшен-рынок — это темная лошадка без профсоюза, каких-либо заметных объединений и договоренностей. Понятно, что в любой кризисной ситуации будут расти конкуренция и демпинг, а значит, кроме роста общей изворотливости и креативности будут ухудшаться общие условия работы в отрасли.
Евгений Онегин,
креативный директор видеопродакшена Divico («Медиа»-1)
Как бы громко это ни звучало, но полноценного возврата к прежнему миру уже не будет. Пандемия подтолкнула индустрию к лайфхакам, которые раньше не практиковались. Более того, ситуация вынудила уйти в диджитал многие бренды, которые раньше обходили его стороной. И им там понравилось. Так что ответа тут два: а) возвращаться ко всему, что было раньше, смысла нет, и б) подготовка больших съемок восстановлена уже.
Игорь Сайфуллин,
сооснователь и генеральный продюсер Бюро «Рабочее название»
Пандемия в очередной раз показала, что прогнозы не работают. Можно предположить, что это лето будет активнее, чем обычно, так как первый высокий съемочный сезон в этом году был упущен. Но мы пока не видим, кто в каком состоянии выходит из карантина.
Александр Селиверстов,
основатель и генеральный продюсер Human Films
Год будет трудным в любом случае. Часть компаний урезала маркетинговые расходы полностью. А это значит, что рынок уменьшился, а число компаний-продакшенов пока нет. А это значит — в результате кому-то придется «умереть». Покалеченный рынок не выдержит всех.
Константин Мельников,
основатель и генеральный продюсер Cult Production
Пока не могу сказать. В августе будет понятно, с какими бюджетами и количеством брифов мы входим в осенний и предновогодний сезон. К этому времени будет понятно, сколько реально денег в экономике и на что их хотят тратить потребители и бренды.