13 Марта 2020 | 19:06

Особый взгляд. Илья Андреев, Cheil Russia, о новой ливрее «Аэрофлота». Почему сейчас, что хорошо и чего жаль

AdIndex запустил рубрику «Особый взгляд». Каждую неделю мы просим креативного директора, стратега или арт-директора одного из агентств, брендов или медиа рассказать о рекламных кампаниях, трендах, событиях, культурных явлениях и т. д., которые привлекли внимание за последнее время. Сегодня креативный директор Cheil Russia Илья Андреев размышляет о том, что значит новая ливрея «Аэрофлота»

image

«Аэрофлот», флагманская авиакомпания России, обновляет ливрею. В конце февраля в Москве приземлился первый Airbus А350 в раскраске, которая отличается от всех других 250 самолетов флота. Пока не очень понятно, затронет ли это обновление другие борты, но, судя по всему, спустя 17 лет «Аэрофлот» меняет ливрею. 

В ливрее — да и не только в ливрее, а за каждым квантом коммуникации любого бренда в мире — всегда отражается большая история. Она может быть лучше или хуже продумана, артикулирована и исполнена. Она даже может быть лучше или хуже осознана самими исполнителями и заказчиками. Но она есть всегда. Будучи занятым в креативной индустрии, с одной стороны, и при этом неравнодушным к гражданской авиации — с другой, и с опытом влияния на ребрендинг национальной авиакомпании — с третьей, мне очень интересно поговорить о том, какая новая страница истории «Аэрофлота» открывается перед нами сегодня.

Давайте начнем с самого интересного: почему? Почему мы вообще видим какие-то изменения, почему все не осталось, как было? Тут хорошо будет вспомнить, что в последний раз Аэрофлот менял ливрею в 2003 году.

2003 — это почти 20 лет назад. Значительный срок для любого бренда из любой индустрии, даже такой ультраконсервативной индустрии, как гражданская авиация. С начала 21 века в индустрии гражданской авиации произошло немало событий: и успех лоукостеров, который заставил многие традиционные авиакомпании пересмотреть, что они могут предложить клиентам (или не предложить: например, бесплатную еду), и появление новых самолетов, которые могут долететь без посадки из Европы в Австралию (Лондон — Перт за 16 с половиной часов), и цифровизация опыта авиапутешественника (нет, в 2003 вы не могли зарегистрироваться на рейс с вашего смартфона). Чтобы осознать, как давно это было, давайте вспомним, что в еще новую тогда ливрею успели покрасить летавшие с советских времен ТУ-154.

За это время изменилась не только отрасль. Клиенты изменились. Успело стать на ноги целое поколение, у которых и герои не те, что 20 лет назад, они иначе одеваются, слушают другую музыку, смотрят другие фильмы. Короче говоря, они живут в другой культуре. Давайте просто вспомним, как в 2003 году выглядел логотип Сбербанка, главная страница «Яндекса», какова была диагональ экрана вашего смартфона (на самом деле смартфонов в привычном нам понимании еще не было). Сегодня трудно поверить, но, кажется, это были времена, когда русский хип-хоп был еще андерграундом, а не поп-музыкой.

Одним словом, гражданские авиации и культуры 2003 и 2020 годов — это очень разные вещи. Текущая ливрея «Аэрофлота» — именно из тех подзабытых времен. Время пришло. А введение во флот Airbus A350, самого нового и технологичного дальнемагистрального лайнера мира на сегодняшний день, стало и громким напоминающим звонком, и очень подходящим поводом, чтобы воплотить в жизнь изменения.

Однако если вы посмотрите на обновление, вряд ли справедливо будет назвать его фундаментальным. Это сдержанный, осторожный, нерадикальный, мастерски исполненный рестайлинг. Вместо парадно-серебряного «Аэрофлот» становится ежедневно-белоснежным. Леттеринг «Аэрофлот» увеличился и без стеснений пишется на фюзеляже. И это тот случай, когда сделать лого больше — это абсолютно уместное изменение. Флаг, который раньше скромно развевался на хвостах тонкой лентой, теперь распахнулся почти на всю площадь массивным полотном. К моей персональной радости, с ливреи почти полностью исчез оранжевый цвет, смысловая ценность которого мне никогда не была ясна.

«Аэрофлот» становится авиакомпанией для мира лаконичных, продуманных и приятных глазу диджитальных интерфейсов. Новая ливрея — это для мира, в котором самолет не роскошь.

И в этом, я думаю, суть того, куда дуют ветра перемен. Мы уже живем в мире, где казуальность, эргономичность и работоспособность становится востребованнее просто нарядных завитушек показной премиальности. В мире 2020 нужно фокусироваться на том, чтобы помогать миллионам людей решать их реальные проблемы: быстро и комфортно попадать из, скажем, Красноярска в Берлин, делать так, чтобы туда вместе с ними добирались в целости их любимые коты и чемоданы, и разговаривать, когда возникают проблемы (а проблемы возникают всегда и у всех — это нормально и часть жизни), и вместе искать пути их решения.

При том, что я оптимистично смотрю на изменения в облике «Аэрофлота», я бы отметил вещи, которые все же немного жаль, что произошли.

Надо признать, что серебряные самолеты «Аэрофлота» всегда особенно выделялись во всех аэропортах мира. Потеряв эту интересную деталь и не получив другой взамен, у «Аэрофлота» есть риск присоединиться к клубу правильных, но однообразных Эмирейтс-Бритиш Эйруэйз-ЭрФранс-Люфтганза и многих, многих других.

...И вещи, которые немного жаль, что не произошли.

Когда мы говорим о бренде флагманской авиакомпании любой страны, это всегда разговор об этой стране. Ливрея — это часть рассказа о стране базового аэропорта авиакомпаниии. «Аэрофлот» — это разговор о России. И думается, что история,  современность и будущее такой сложной страны, как Россия, делает возможным, а может быть, даже требует более интересный рассказ о ней на бортах лайнеров главной авиакомпании.

Тем не менее обновления — это всегда к лучшему. Надеюсь, мы увидим новую интересную страницу истории «Аэрофлота». Будем летать — увидим.  

 

Энди Фаруа, Mars Inc.: «Во многих случаях решение проблем займет двадцать лет, то есть целое поколение» Как бренды реагируют на коронавирус: хронология событий
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.