«Я убиваю 15 человек ежеминутно». Что делать – кричать или спасать?


Креатив | 13 Апреля 2010 | 5

«Я убиваю 15 человек ежеминутно». Что делать – кричать или спасать?
22 марта мы благополучно пережили, не заметив, Всемирный день Воды. Для нас это событие – что-то вроде Дня Мелиоратора: столь же неактуальное и неблизкое, на грани чьей-то праздной блажи.

Но знатоки утверждают, что проблемы с водой, а особенно чистой питьевой водой, реально существуют. Россиянам в этом плане повезло: москвичи просто перестали пить воду из-под крана (но она при этом всегда есть), в некоторых регионах ее подают по графику (но подают), и это, в общем, не проблема. Порою отечественная общественность слегка взбудораживается очередной информацией о сложной экологической ситуации, загрязнении водоемов, отсутствии очистных сооружений, но мощный информационный поток смывает и эту тревогу, окатывая новыми поводами для размышления, и омут экологических страхов затягивается успокоительной ряской.

Например, кто из нас знал, что 28 марта (на следующий день после акции «Час Земли», когда нужно было на час отключиться от электричества), в Москве прошел митинг «За Байкал», посвященный грандиозному по значимости и уровню социальной ответственности решению российского правительства разрешить «Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату (БЦБК), как и любым другим предприятиям, сбрасывать в озеро Байкал токсичные сточные воды без каких-либо ограничений, а также складировать, перерабатывать и сжигать на его берегах любые отходы» (http://savebaikal.ru/)?

«Байкал – глубочайшее озеро планеты Земля (наибольшая глубина Байкала составляет 1640 м), крупнейший природный резервуар пресной воды, составляющий около 19 % ее мировых запасов. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине 40м. Чистейшая и прозрачнейшая вода Байкала содержит так мало минеральных солей (100 мг/л), что может использоваться вместо дистиллированной. В 1996 году Байкал был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО». (Википедия)

В 1966 году на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате (БЦБК) началось производство вискозной целлюлозы, обёрточной бумаги и картона. Производство остановлено 10 ноября 2008 года, возобновление процесса ожидается в апреле 2010. Для производства необходимо большое количество дистиллированной воды.

ЮНЕСКО взволновано, общественность бьется в едином порыве протеста, а слухи, которыми переполнен интернет, утверждают, что БЦБК играет важную роль в цепочке оборонной промышленности, да и не является самым страшным врагом Байкала.

Уникальная и уязвимая достопримечательность нашей страны привлекла и рекламодателей: сейчас проходит акция пива «Три медведя», привлекающая возможностью посетить это, столь отдаленное от нас место. Теперь, кроме отходов БЦБК, флора Байкала обогатится бюстгалтерами, а фауна – пивной тарой.

Но, как бы то ни было, Байкал у нас есть, реки не высохли, климат удовлетворительный, и мы сказочно богаты и счастливы, чего не осознаем совершенно, - стоит только посмотреть на фотографии критических районов мира.

Что делать – социалку или прямой массаж сердца?
«Я убиваю больше, чем рак, больше, чем СПИД, больше, чем война. Я ежеминутно убиваю 15 человек.
Я – главная причина массовой смерти в мире. Я – неочищенная вода. Непригодная для питья вода убивает 8 миллионов человек в год».
Такой текст сопровождал посвященную Дню Воды акцию французской гуманитарной миссии Solidarités International.

Agence BDDP & Fils
Directeur 
Artistique
 : 
David
 Derouet






Concepteur-
Rédacteur
 :
 Emmanuel 
de 
Dieuleveult



Production COSA
Réalisation : LES JANDJ
Technologie
 :
 Use/Aquascript

Действо в течение недели проходило в Париже, и оно прекрасно. Оно прямо таки брызжет и струится чистой водой парижского водопровода. Оно лучше и осмысленнее, чем банальный фонтан, и весьма бережно расходует воду экономных парижан.
Сочетание душераздирающего текста и необычности его подачи, безусловно, сработало, все гармонично и красиво. Настолько красиво, что не страшно. И вот интересно, покрывают ли дотации социально ответственных и проникшихся проблемой граждан-зрителей расходы на производство и эксплуатацию инсталляции? А тем более – превращаются ли эти дотации в суммы, достаточные для изменения ситуации в мире?

Этот вопрос неизбежно возникает, когда видишь вот такие, например, произведения социального искусства.

«Я убиваю 15 человек ежеминутно». Что делать – кричать или спасать?

«Я убиваю 15 человек ежеминутно». Что делать – кричать или спасать?

«Я убиваю 15 человек ежеминутно». Что делать – кричать или спасать?


 
 
AP Photo/Keystone/Peter Klaunzer
4000 бутылочек для детского питания, заполненных грязной водой, ровненько были расставлены на площади Bundesplatz в Берне (Швейцария). Действие организовано швейцарской ассоциацией Helvetas в честь Дня Воды ООН.
Швейцария – страна небедная. Голода они не испытывают, в войнах давно не участвуют. Вероятно, им никогда уже не понять, что устраивать такие акции – просто безнравственно.

Как свидетельствует Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), каждый день в мире от голода и недоедания умирают 18 тысяч детей и 25 тысяч взрослых. 1,2 миллиарда населения Земли ложатся спать голодными, и это не только жители пресловутой Африки, но и Азии, и Латинской Америки (Индия, Китай, Мексика).

К чему призывают 4000 бутылочек со стерильной швейцарской слизью? К миссионерству? К жертве? К расточительству? Хорошо, если ко Всемирному дню продовольствия (World Food Day), отмечаемому ежегодно 16 октября и, собственно, посвященному решению глобальной задачи — избавления человечества от голода, не будет подготовлено 4000 грязных буханок хлеба.

Ко дню воды приурочен и международный проект World’s Longest Toilet Queue / «Самая длинная очередь в туалет», в которой на данный момент отметились 32293 человека. Для поддержания проекта нужно было собрать в любом общественном месте минимум 25 человек и продержать их, не давая разбегаться, от 10 минут до 24 часов – по желанию. Но в книгу рекордов Гиннеса попали страждущие активисты из Брюсселя - 756 человек, получившие футболки и номерки, выстроились перед туалетом в центре города, «чтобы привлечь внимание к проблеме нехватки чистой воды в странах третьего мира». По статистике, 42% населения планеты не имеют возможности цивилизованно «отправлять свои нужды». Около 2,6 млрд людей во всем мире не имеют доступа к отвечающим нормам гигиены туалетам. Для привлечения внимания к этой ситуации была создана Всемирная туалетная организация, ежегодно отмечается Всемирный день туалета – 19 ноября.

Ну как дети, ей-Богу… Посмотрите, кстати, на карту акции, на девственную чистоту России в окружении беснующихся туалетоманов. Мы люди серьезные. Их нужда нашей нужде – рознь.

А ведь, кроме всего этого, по данным ВОЗ, ежегодно около миллиона человек кончают жизнь самоубийством, т. е. 30 тысяч в день, и это количество растет, причем жителям голодного и нищего черного континента, как ни странно, такой способ решать свои проблемы не близок, а вот половозрелые белые христиане, презрев сакральность бытия и взяв грех на душу, выбирают этот путь. 

Народная мудрость гласит, что проблемы надо решать по мере их поступления. Но что делать, когда проблемы поступают пакетом?

Чтобы одно очистить, нужно другое запачкать (Закон неразумного сохранения грязи)

1. Неважно, что вам говорят - вам говорят не всю правду.
2. Неважно, о чем говорят - речь всегда идет о деньгах.
(Первые два политические принципа Тодда. Законы Мерфи)

А что делать, если при этом мы живем в России, в стране, где общепринятые принципы, решения и законы, кроме законов Мерфи, не приживаются или мутируют до неузнаваемости.

Например, в России хорошо работает (особенно на низшем социальном уровне), «Второй закон Чизхолма»: «Когда дела идут хорошо, что-то должно случиться в самом ближайшем будущем.

Следствия:
1. Когда дела идут хуже некуда, в самом ближайшем будущем они пойдут еще хуже.
2. Если вам кажется, что ситуация улучшается, значит вы чего-то не заметили».

К примеру, вода. Всемирный день, социальная реклама, глобальные акции, мобильные инсталляции, «собирайте ваши центы и евроценты на бутилированную воду для детей Африки»… В России так не усложняют и не призывают к невыполнимым обязательствам – здесь в чести романтические утопии. Патриотичные, локальные. Здесь проблема чистой воды решается не усилиями международных организаций, не энтузиазмом ученых Академии наук и не безрассудными акциями волонтеров, а исключительно силами партии «Единая Россия» в лице одного из ее руководителей, спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова в соавторстве с неким Виктором Петриком, придумавшим вечный двигатель и формулу беспроигрышной игры в казино.

Партийный проект «Чистая вода», претендующий на госпрограмму, претендует также и на госбюджет – по словам самого Бориса Грызлова, до 2020 года финансирование программы может составить 15 триллионов рублей. Правда, была озвучена и более скромная сумма в 150 миллиардов – как вариант. Задача проекта проста и чиста, как родниковая вода: оборудовать все государственные и бюджетные учреждения, а в перспективе - все жилые дома страны фильтрами, позволяющими очищать жидкости любого качества до уровня питьевой воды. А вот эти самые фильтры для всей России и ее фабрик-заводов изобрели - Борис Грызлов и Виктор Петрик (подробно об этой истории можно прочесть, например, здесь).

«Прохиндиада», «скандальный проект» «лженаучный проект» - только некоторые из грубых, завистливых слов, вырывающихся у журналистов и ученых при попытке постичь высокий класс проекта «Чистая вода».

Так что пусть благополучные швейцарцы в терапевтических целях и шахматном порядке выстраивают что угодно. У нас свои банки есть, и счета, и горы, и льды, и часы «Полет». У нас один только Байкал размером со Швейцарию. Попьете еще все нашей чистой воды.
Ведь «Первый закон Скотта» из пресловутых, но все же безотказно работающих у нас «Законов Мерфи» гласит: «Неважно, что что-то идет неправильно. Возможно, это хорошо выглядит».

«Наиболее высоконравственны обычно те, кто дальше всех от решения задач», - читаю я напоследок о себе. Но ведь «нельзя ничего сказать о глубине лужи, пока не попадешь в нее»...

 

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Goliй Vasya | 13.04.2010, 11:50
Чего ж безнравственного в швейцарской инсталляции? Банки с водой не могут быть безнравственными. Так, высокопарная благоглупость с претензией на большой социальный мессидж.
Анна Щетинина | 13.04.2010, 12:24
Вот именно это и безнравственно. Тратить деньги на подобные благоглупости, зная реальные масштабы реальных проблем - безнравственно. Хорошая формулировка у вас, кстати, - универсальная)
Goliй Vasya | 13.04.2010, 12:54
Спасибо. Деньги тут небольшие - ну, стоит эта банка 2 доллара, не о чем говорить. При том, что в мире есть огромное кол-во денег, действительно растрачиваемых впустую. Типа борьбы с глобальным потеплением. Или помощи недоразвитым странам, которая никакая не помощь, а способ размножения жутко многочисленной и коррумпированной бюрократии и в этих странах, и в организациях, помощью занимающихся. И, кстати, при всей тупости обсуждаемого проекта как иск-ва проблему-то он актуализирует, но слабо. Банок мало. Надо было 100 тысяч банок поставить, и не в Берне, что непонятно - Берн-то тут при чем? - а перед зданием ООН, тогда бы кол-во и место как-то сыграли бы.
фыва | 13.04.2010, 14:45
французская акция - это офигеть!
FameFan | 14.04.2010, 14:25
Да, водяная стена впечатляет. Только, может, нужно было народ грязью обрызгивать - для достоверности?

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама