24 Апреля 2009 | 11:30

Василий Лебедев

Разговоры о Зикрисе, Интернете, параллельных мирах и проклятиях

image

О Зикрисе
Я решил придумать Зикриса и попросил художника Диму Максимова его нарисовать. Потому что так веселее и человечнее. Именно об этом я хочу здесь и сейчас поговорить. Можно было бы поменять тему на [моя маленькая утопияk, но боюсь ошибиться с названием, ведь и фантастике свойственно становится реальностью.


Зикрис

О смысле
Сегодня есть несколько слов, которые у всех у нас на слуху: о первом мы уже поговорили, второе стартап. Подобно тому, как в романтичные 90-е все мы превратились в коммерсантов и бросились открывать кооперативы, сегодня мы бросаемся на амбразуру виртуальной реальности. Тысячи и тысячи паломников Рунета ломают головы над вопросом, какую бы еще бизнес-модель построить, чтобы она приносила деньги. Мы собираем килограммы статистики, мы организуем образовательные процессы, посвященные тому, КАК придумывать стартапы, чтобы стать настоящим коммерсантом в виртуальном мире. Иногда мы даже проводим тренинги на тему [как проводить тренингиk.
Однако в погоне за интернет-доходами мы абсолютно забыли о другой стороне вопроса эмоциях. Эмоциях и идеях, способных эти эмоции раскрывать.

О мифах
Смотреть, как солнце встает, но никогда не смотреть, как оно заходит.
Многие специалисты сознательно отгораживают себя от вопросов дизайна, создания креативных концепций, а также какой-либо эмоциональной стороны вопроса, расставляя акценты исключительно на вопросах рациональных.

Но история нам подсказывает простые вещи: и о приземленном можно (и нужно) говорить красиво. Например, древние греки придумали огромное количество мифов, которые воздействуют на людей эмоционально и рассказывают им через метафоричные образы о простых бытовых (и вполне рациональных) проблемах. Во времена суровой инквизиции расцветает искусство Возрождения, которое говорит людям о бытовых проблемах и вопросах, прибегая к  истинно духовным и святым образам. Или, скажем, соцреализм XX века экспрессивные призывы плакатной формы, дающие вполне четкие указания к действиям... Рациональные послания доносятся до аудитории через образы, через переживания, через эмоции.


Зикрис в тоге

О сербах
Эмоции могут приносить деньги. Аудитория умеет благодарить за секунды радости (например, безудержного хохота).
Когда в 2008 году вышла игра GTA4 миллионы фанатов смели все копии игры с прилавков. Продажи PS3 и XBOX взлетели благодаря одной лишь игре. Игре-феномену, которая дает людям возможность постоянно переживать все происходящее на экране. Пусть в несуществующем, жестоком и сумасбродном мире.
В GTA4 разворачивается история про сербского эмигранта, так похожая на историю из реального мира. Но в игре нет запретных тем, никто не делает вид, что чего-то не происходит: геи это геи, кокаин это кокаин, а секс это секс. По сути дела, все очень просто: GTA просто не скрывает от пользователя ни одной эмоции и дает возможность человеку просто балдеть от радости, шока, грусти, ненависти, [ржакиk. GTA4 понимает внутренние, порою даже скрытые, потребности человека.

О вере
Итак, принимая во внимание не только внешние, но и внутренние потребности людей, можно построить вполне успешный бизнес. Но что мы видим сегодня: большинство отечественных стартапов ориентированы на удовлетворение внешних потребностей: найти, посчитать, купить, продать, поменять, сообщить, проверить, доставить. И почти ни один не решает потребности любить, надеяться, сомневаться, стремиться, самореализовываться, верить.

О проклятиях
Приблизительно три месяца назад нам в агентство пришел запрос на разработку сайта со следующим функционалом: любой посетитель сайта мог зайти, внести с помощью веб-мани денег и проклясть или благословить кого-либо.
В зависимости от суммы взноса посетитель получает соответствующую степень силы проклятия или благословения: проклинаемый мог быть предан анафеме, осквернен посмертно, поруган, а благословляемый же окутан светом, возведен в ранг святых. Человек, которого прокляли, получает об этом уведомление на е-мейл и по СМС. И чтобы ему смыть свое проклятие, ему также необходимо зайти на сайт, заплатить денег и компенсировать зло добром.
Любой человек мог купить себе аккаунт постоянного [проклинателяk, тогда ему за это давались бы дополнительные очки кармы, и он попадал в [демонический Зал Славыk...


Будь ты проклят, Зикрис!

О пощаде
...При всей абсурдности этой затеи это вполне успешная бизнес-модель, потому что она нестандартна.
Современный человек, особенно [интернет-социализированныйk, экономит и ценит свое время как никогда раньше. Вселенная сжимается, скорость передачи информации растет, остается очень мало времени для эмоций, поэтому зачастую они должны быть максимально сжатыми, реактивными и очень-очень яркими. Но! Избавиться от эмоций невозможно (и слава Богу).
Так почему бы не научиться внедрять эмоциональную составляющую в рациональную бизнес-сущность с помощью креативных концепций? Так мы, возможно, получим куда более лояльного клиента, нежели просто сухого и беспощадного потребителя жизни.

Еще раз о смысле
Так что же нужно, чтобы [очеловечитьk рациональные бизнес-проекты? Кого привлекать к работе? Как это работает? Что мешает? Начнем по порядку.

О параллельных мирах

Мир 1: реклама
Если в общем, то мир отечественной рекламы выглядит следующим образом:
1) независимые агентства;
2) сетевые агентства.

Независимые агентства вырабатывают уникальные предложения:
- ценовые (например, работают очень дешево, или наоборот очень дорого);
- креативные (способны рождать хорошие и свежие идеи за счет хороших специалистов);
- структурные (предлагают большое количество услуг [от дизайна сайтов до татуировокk или предоставляют клиенту оперативный менеджмент).
Сетевые агентства менее мобильны, так как имеют наработанные клиентские базы и готовые методики разработки рекламных кампаний.
Многие независимые агентства пытаются продаться сетевым агентствам. Зачем? Во-первых: клиенты. У многих сетевых агентств существуют исторически сложившиеся отношения со многими транснациональными клиентами. (Зачем, например, американскому клиенту в России работать с кем-то новым, если можно продолжать работать со своим агентством, с которым работаешь в США).
 Во-вторых: структура работы. Многие независимые агентства начинают работать [дружной бандойk в пять человек. Когда сотрудников становится уже пятьдесят пять, то структуру работы неизбежно надо менять, с чем многие агентства часто не справляются.


Зикрис в агентстве


Удивительное во всем этом мире то, что в последнее время сетевые агентства тоже заинтересованы покупать независимые агентства. Почему? Потому что у многих независимых агентств есть услуги, которые они предоставляют уже на протяжении нескольких лет (например, цифровой креатив и производство интерактивных продуктов). Так зачем же тратить время, когда можно потратить деньги.
Сетевые агентства прекрасно видят [интернетизациюk рынка рекламы и успешно вкладывают деньги в развитие. Но! Ее видят бизнесмены, бренд-менеджеры со стороны клиента, топ-менеджеры, но не креативный состав рекламных агентств: копирайтеры, арт-директоры и просто творческие люди. Все творцы с большой опаской и скепсисом относятся к виртуальному каналу коммуникаций.

Знакомясь с результатами рейтинга AdValue, который проводился в начале апреля, я обратил внимание на следующую картину: весь состав приглашенных специалистов с удовольствием за одним столом обсуждал ТВ-ролики и наружную рекламу. Когда же после перерыва дело дошло до интернет-секции, то половина людей просто ушла.
Вывод: нужно искать рычаги, с помощью которых мы заинтересуем креативных профессионалов, ибо именно они являются локомотивом рекламного рынка.

Мир 2: Искусство
Здесь все сложнее.
Люди театра и кино живут практически в полном отрыве от виртуальной реальности и не имеют ни малейшего представления об Интернете ни как о вполне реальном постоянном источнике заработка, ни как об отличном канале PR-деятельности и раскрутки собственной персоны.
Недавно мы проводили кастинг для видеосайта (все по-взрослому: актеры, режиссер, свет, оператор и т.д., но только для сайта), и режиссер (прекрасный человек) уже за неделю до кастинга буквально каждый день повторяла: [Вася, надо обязательно подготовиться к презентации, подробно рассказать об Интернете и показать все возможные примеры, чтобы люди понимали, во что они ввязываютсяk.

Для меня было удивительно, что современные молодые люди могут быть не знакомы с  Интернетом. Однако это действительно так: для 90% участников кастинга пришлось начинать с самого начала ([...Есть Интернет. В Интернете существуют сайты...k), показывая и рассказывая все об имиджевых сайтах, на которых совершенно спокойно может помещаться кино- и видеофильм. И это даже не затрагивая тему интерактивного развития сюжета.

Среди людей, которые учатся на художников и дизайнеров, ситуация лучше: в большинстве образовательных учреждений уже введена обязательная дисциплина [Компьютерные технологииk. Проблема только в том, что студентов учат зачастую не совсем (или [совсем неk) тому, что им действительно нужно.

Студентам-художникам вовсе не обязательно уметь оформлять письмо с тремя подзаголовками и суммировать ячейки в Excel. Намного важнее рассказать про возможности создания виртуальных произведений искусства, о возможностях цифровой живописи, 3D-моделирования и анимации.
При том что практически в любом институте постоянно декларируется лозунг: [Без компьютеров сегодня никуда!k, выделяется ЧУДОВИЩНО малое количество часов на эти дисциплины. Не говоря уже об отсутствии теоретической дисциплины [История цифровых искусствk.


Зикрис жрет монитор


Лучше дело обстоит в среде музыкантов и композиторов. За несколько лет работы с абсолютно разными композиторами мне ни разу не пришлось объяснять, в каком формате мне нужна музыка, зачем музыка нужна на сайты и почему я прошу сделать музыкальную тему кросс-фейдом, а не вбивать ритм и не делать такт в такт. Практически во всех центральных музыкальных ВУЗах и училищах страны стоят прекрасно оборудованные компьютерные классы с отличной цифровой фонотекой (которой зачастую могут позавидовать западные музучреждения) и прямым доступом к ней всех учащихся.
Вывод: нужно работать над системой образования, встраивая спецдисциплины, посвященные истории и развитию Интернета.

Мир 3. Интернет
Здесь я для себя открыл три континента:
- техника (разработка новых технологий, вклад в научно-технический прогресс);
- бизнес (создание новых коммерческих и информационных площадок для потребителей);
- идеи (дизайн, создание объектов искусства, реализация рекламных кампаний в Интернете).
На всех трех континентах люди увлечены своим делом и в большинстве случаев не желают глубоко погружаться в мир рекламы, креативных методик, стратегий позиционирования брендов. Словно это что-то совсем другое, не имеющее никакого отношения к стартапам, научно-техническому прогрессу и веб-дизайну.
Вывод: писать большее количество статей и проводить большее количество докладов на тему рекламы в Интернете :)
Мир 4. Комитет по рекламе РФ
Абсолютно автономно существующий организм, практически полностью изолированный от виртуальной реальности. На выступлении в 2008 году в Каннах в секции [Россия вчера, сегодня, завтраk не было ни единого упоминания о развитии Интернета в России, ни одного упоминания интернет-агентств или примеров рекламных кампаний, хотя их проводится в Интернете достаточное количество и среди них попадаются действительно качественные и интересные.

Голактеко опасносте
Теперь если округлить все миры до одного России, и посмотреть на рынок виртуальных проектов в целом, то мы увидим следующую ситуацию:
1. Отсутствует специальное образование. Как уже было сказано ранее: даже в профильных институтах чудовищно мало времени посвящается цифровым технологиям. Это совсем неплохо, когда программистам два года читают математический анализ, но почему за эти два года намного меньше уделяют внимания (или не уделяют вовсе), скажем, сетевым языкам программирования, когда абсолютно очевидно, что рынок сетевого программирования сейчас постоянно растет и развивается.
2. Аудитория не готова воспринять продукт. Два аспекта: моральный и технический. С моральным сложнее: сам потребитель зачастую не готов к экспрессии в рекламе или просто не способен ее понять. Проблема имеет куда более глубокий характер, чем кажется на первый взгляд. Здесь точно также необходимо проводить общественные образовательные программы, подобно тому как паломники в XI веке ходили по Руси, распространяя религию, по крайней мере, это единственный путь, который я вижу. Второй аспект технический. Нет качественной и быстрой связи. Но как мне кажется, второй решится сразу же, как только решится первый [было бы желаниеk.
3. Клиент не готов к экспериментам. Во-первых, зачастую модель ведения бизнеса консервативна: зачем тратить еще деньги на эмоции, когда и так можно купить за 100, а продать за 120. Во-вторых, заранее ограничен бюджет.


Зикрис диктует сокращение бюджетов


Анатолий Вассерман - один из выдающихся людей современности. Человек, способный часами говорить на любую тему, и при этом его будет интересно слушать. Я думаю, что Анатолий Вассерман в своей жизни очень много экспериментировал.

О дружбе и деньгах
Как дальше жить?
Во-первых, давайте все дружить:
1. Обмениваться специалистами. И не только внутри отрасли, но и между отраслями;
2. Проводить мастер-классы и совместные выездные сессии. Проводить вместе больше времени, делиться друг с другом новостями, рассказывать друг другу больше о своей отрасли;
3. Делать рынок открытым. Сообщать о клиентах, с которыми мы работаем. Сообщать о количестве и качестве сотрудников. Делиться методиками и идеями. Да, это больно. Но больно будет только сначала, а потом станет хорошо и весело, и прогресс в каждой конкретно взятой отрасли пойдет намного быстрее, потому что будет, с чем сравнивать.
4. Расширять штат. Как это ни странно, но я вижу стопроцентный смысл IT-компаниям брать в штат хотя бы одного профессионального креатора из области рекламы, потому что он сможет совершить так называемый [креативный прыжокk и помочь вам подойти к проблеме совсем с другой стороны. В рекламные агентства я рекомендую брать изобретателей и людей, которые двигают вперед научно-технический прогресс. Именно с ними можно реализовать самые невероятные креативные концепции.
5. Связь с государством. Во-первых, необходимо подать законопроект об увеличении академических часов на [цифровыеk спецпредметы. Во-вторых, ввести дополнительные образовательные дисциплины в непрофильные ВУЗы: в гуманитарные - технические, в технические - гуманитарные. Да, это больно. Но больно будет только сначала, а потом станет хорошо и весело.
6. Укрепление союза с министерством связи. Надо предлагать больше социально-значимых стартапов.
7. Укрепление союза с комитетом рекламы РФ. Необходимо развивать нашу рекламу в качественном плане: придумывать хорошие идеи и давать хорошим людям придумывать хорошие идеи, использовать технические инновации. И хороших людей.

О деньгах и дружбе
Во-вторых, давайте тратить наши деньги:
1. Давайте закладывать бюджет на создание и разработку идеи в рациональных бизнес-проектах;
2. Давайте тратить деньги на дополнительное образование сотрудников;
3. Давайте выполнять социальную миссию: создавать экспериментальные проекты для развития аудитории. Иногда даже вопреки здравому смыслу.

О том, что у нас всегда было
Все эти решения осуществимы, хоть и кажутся немного утопичными. Всегда надо помнить о трех вещах, которые у нас всегда были вне зависимости от образа жизни и времени суток:
- Огромный изобретательский потенциал;
- Огромный творческий потенциал;
- Многонациональность и свобода мысли.

О том, что нам нужно
Нам нужны авантюры и эксперименты.
О Зикрисе
И поверьте, Зикрис тоже хочет любви.



Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru