Чем запомнится эта неделя
Вечер пятницы. Юристы издательств, рекламных агентств, блогерских платформ не спешат домой — изучают обновленный реестр иноагентов на сайте Минюста. Мы тоже не спешим и подводим итоги прошедшей недели
Начнем с новостей правовых. Сбор за размещение интернет-рекламы остается максимально расплывчатым понятием: закон принят, но проработку всех деталей возложили на правительство. Что с рекламой на маркетплейсах, с какой суммы будут рассчитываться отчисления, сделают ли поправку для рекламных агентств — рынок узнает из подзаконных актов кабмина.
Пока кабмин работает, бизнес робко пытается намекнуть на некоторые недочеты. Например, на риски «каскадного» обложения, когда каждому звену в цепочке распространения рекламы — агентству, посреднику, владельцу инвентаря — придется заплатить сбор со всей стоимости услуг по размещению. Именно поэтому «Опора России» через СМИ призывает чиновников выслушать представителей бизнеса. Иначе (как в любой непонятной ситуации) все подорожает.
www.istockphoto.com
Правда, ложь и статистика
В том, что все дорожает, сомневаться не приходится. Официальная инфляция, по данным Росстата за 2024 год, составила 9,5%. Это в два раза больше запланированного Центробанком — в декабре 2023 года регулятор прогнозировал, что жесткая денежно-кредитная политика позволит сбить темпы инфляции до 4–4,5%.
Неофициальную инфляцию можно оценивать по-разному. Например, по субъективным ощущениям респондентов ВЦИОМа. Россияне заявили социологам, что их траты на Новый год увеличились с 38,4 тыс. до 64 тыс. руб., тем самым установив новый исторический рекорд. Иногда индекс оливье и бутербродов с икрой выглядит красноречивее данных Росстата.
Сломать нельзя запретить
Новостей из недр Госдумы на этой неделе было немного. «Известия» сообщили, что глава комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов готовит законопроект о запрете рекламы безалкогольного пива на ТВ и радио. Цели благие — предотвратить вымывание необходимых минералов из организма.
www.istockphoto.com
Зато во вторник, 14 января, в России едва не сломали интернет. Сбой был недолгим, но масштабным и затронул практически всех операторов и провайдеров. Объяснение Роскомнадзора — кратковременное нарушение связности, объяснение источников на телеком-рынке — проблемы с техническими средствами противодействия угрозам (ТСПУ) Роскомнадзора и Главного радиочастотного центра.
Успехи Telegram
Одним из ресурсов, устоявших во время сбоя, оказался Telegram. И о нем довольно много говорили на прошедшей неделе. Появилось несколько цифр, которые свидетельствуют об устойчивом спросе на рекламный инвентарь Telegram. «Яндекс» озвучил доходы каналов — партнеров РСЯ — с момента запуска монетизации: 1,7 млрд рублей. Больше остальных на продвижение через «Директ» тратили категории «Недвижимость», «Авто», «Образование». Оценка eLama и AdVisor подтверждает, что образовательные проекты действительно вложили солидную сумму в рекламные интеграции в мессенджере.
Заграница нам поможет
В 2022 году мода на суверенитет дошла и до рекламного рынка. Международные компании спешно избавлялись от российского бизнеса, и с тех пор афишировать зарубежных партнеров считалось неприличным. Однако корпоративный конфликт в АДВ показал, что не все связи окончательно разорваны. На этой неделе стало известно, что голландская Semaris Holding направила ООО «Хавас медиа» уведомление о прекращении деятельности агентства Havas Media. Совладелец группы АДВ Кирилл Коробейников с таким положением дел не согласен и пытается оспорить решение. Следим за развитием событий.
И на десерт
www.istockphoto.com
В светских гостиных продолжают обсуждать хруст катаифи и нежность фисташковой пасты. Дубайский шоколад — феномен 2024 года — покоряет кондитерские от Калининграда до Сахалина. В редакции РБК деликатес сравнивают с барнаульской продукцией, пользователи ищут модный продукт даже на «Авито», блогеры предлагают «Теремку» не ограничиваться блинами с дубайским шоколадом, а сразу обновить все меню. И правда: дубайский оливье в «Ленте» уже есть, почему бы не появиться дубайским пельменям? Эффект губной помады, кажется, тоже можно переименовывать.
Прощание с мастером
В четверг пришла весть о смерти режиссера Дэвида Линча. Даже если вы не поклонник «Твин Пикса» и «Малхолланд Драйв», выходные — прекрасная возможность познакомиться с киновселенной мастера или пересмотреть его рекламные работы. Специально для вас собрали лучшие коммерческие ролики Дэвида Линча, смотрите сами и показывайте джунам, чтобы учились у лучших.