Джаник Файзиев, «Киностудия КИТ»: «Никакие технические приемы не гарантируют создания настроения»


Медиа | 26 Февраля 2019 | 1

Джаник Файзиев, «Киностудия КИТ»: «Никакие технические приемы не гарантируют создания настроения»
Джаник Файзиев, генеральный директор «Киностудии КИТ» (входит в ГПМ КИТ, холдинг «Газпром-медиа»), рассказал AdIndex, что сегодня хочет смотреть российский зритель, есть ли будущее у интерактивных форматов в кино и где искать оригинальные идеи

«Киностудию КИТ» создали в 2016 г. Какие задачи перед вами ставило руководство «Газпром-Медиа», когда позвало руководить студией?

Основная задача заключалась в развитии отечественного контента. Как бы много ни кричали про то, что все уходит в сеть, в первых трех строчках в интернете все равно оказываются сериалы. Поэтому перед нами поставили задачу максимально расширить производство сериалов для больших каналов, и, как мне кажется, мы с ней успешно справляемся.

Насколько вырос объем производства сериалов и фильмов у киностудии? И насколько по прогнозам он вырастет в 2019 году?

Наш объем производства вырос с нуля до почти 300 часов в год. Что будет в 2019 г. — я затрудняюсь сказать. С одной стороны, нас поддавливает трудная финансовая ситуация на рынке, потому что падают закупочные цены, с другой — мы должны постоянно наращивать свое присутствие. Поэтому активно разрабатываем выпуск веб-сериалов. Не всегда рейтинг на ТВ адекватен тому, как воспринимает контент интернет-сообщество. Например, наши проекты попадали в топ по скачиванию с [сайтов] телевизионных каналов. Поэтому сейчас мы думаем над тем, чтобы совершить серьезную экспансию именно в сторону интернета: запустить какие-то проекты, короткие сериалы или драмы исключительно для любителей веб-смотрения.

Где вы планируете их дистрибутировать?

Стратегия самая простая: распространять контент по всем доступным площадкам. Думаем о создании собственной единой платформы или общей для холдинга «Газпром-медиа», которая станет местом паломничества любителей всех видов и жанров кинопродукции.

У «Газпром-медиа» уже есть «ТНТ-Премьер». Рассматриваете ли вы возможность размещения контента на этой площадке?

Вопрос нерешенный, но мы не исключаем для себя никаких вариантов. Будем идти туда, где у нас будут покупать.

Известно два способа монетизации продукта в интернете, но они настолько же традиционны, насколько непредсказуемы. Поэтому не ставим для себя никаких ограничений, пока рынок не структурируется настолько, чтоб точно понимать все протекающие внутри процессы. Мы скорее хотим устроить разведку и посмотреть, как это будет работать, потому что понятно, что смотрение с ТВ перетекает в интернет. Телевидение стало тяжеловесным для современных ритмов и аудитории. Но оно тоже не стоит на месте, постоянно что-то придумывает. Поэтому я уверен, что главное в нашем деле — создать продукт, а уже как им дальше распорядиться — рынок сам предложит какие-то варианты.

Какие телеканалы чаще всего покупают контент производства вашей «Киностудии КИТ»?

Мы работаем практически для всего рынка. Активнее всего сотрудничаем с «Первым каналом» и НТВ, но также делали проекты для ВГТРК (телеканал «Россия-1») и ТВ-3.

Достаточно ли, по вашему мнению, поддержки, которую государство оказывает киноиндустрии? И насколько она эффективна?

Безусловно, она эффективна. У нас бы никогда не было фильмов, собирающих по несколько десятков миллионов долларов в прокате, если бы не господдержка.

Достаточно ли ее? Ответ однозначный: ее всегда недостаточно. Государство в год выделяет около 5 млрд руб. на поддержку киноиндустрии в целом. Для сравнения: примерно столько же за год правительство выделяет на несколько театров.

Понятно, что на каждый затраченный рубль государство хочет получить как можно больше откликов и контактов со зрителем. Кино полностью эту тему закрывает. Столько статей пишут на тему питчингов, выходов новых фильмов — никакая другая отрасль в нашей стране такого резонанса не имеет.

Валерий Федорович, директор телеканала ТВ-3, рассказывал, что следующим шагом в кино станет создание параллельных историй одного и того же фильма. В частности, ТВ-3 планирует так подойти к съемкам «Чернобыля». Насколько такая история вообще может быть интересна для кино?

Эта мысль давно волнует умы кинематографистов. Но не возьмусь быть предсказателем и говорить, что да, сразит насмерть и покорит рынок или никогда в жизни не взлетит.

Был момент, когда ко мне пришли молодые люди, разрабатывающие в России 3D-формат, и просили помочь с финансированием. Я долго разбирался с этим и посчитал бесперспективной историей. А когда вышел «Аватар», один из них мне позвонил со словами: «Вот видишь, а ты — бесперспективно. Мы бы сейчас были во всеоружии». Я искренне развел руками — в успехе «Аватара» точно не 3D является краеугольным фактором. Просто сам Джеймс Кэмерон — великий человек!

Что будет с параллельными историями одного фильма — прогнозировать сложно. Сегодня люди живут в быстром ритме и мощном информационном потоке, остается все меньше свободного времени. Захотят ли зрители прийти второй-третий раз и досмотреть фильм до конца — зависит от его качества. А на любой качественный фильм, независимо от количества финалов, около 40% зрителей приходит второй раз. И во всем мире это является залогом больших кассовых сборов.

Да, как эксперимент это блестяще. Но без качества самого фильма в общем все равно, сколько там будет финалов.

Уже сейчас создаются интерактивные сериалы и реклама, когда пользователь может влиять на развитие событий. Как вы считаете, за таким вот вовлечением зрителя будущее, или «новая игрушка» так же быстро надоест, как 3D?

Киноиндустрия, как ее грандиозно назвал кто-то из американцев, — фабрика грез. Мы создаем эмоции, продаем настроение. Никакие технические приемы не гарантируют создания настроения. Здесь нельзя ничего посчитать. Вы никогда не знаете, какую эмоцию может вызвать ваша картина. Будут ли помнить фильм десятки лет или забудут через 15 минут. Захотят ли они интерактивно участвовать, или половина выйдет на 10 минуте фильма и не досидит до первой точки альтернативного сюжета — неизвестно.

При прочих равных условиях для хорошего фильма — это дополнительный бонус. Например, если бы в «Аватаре», «Гладиаторе», «Матрице» была возможность влиять на сюжет, я бы смотрел их до тех пор, пока не увидел все возможные варианты. Поэтому создаются франшизы, делают две, три, восемь частей фильма. Все ругают, но ходят.

Хотя я думаю, что если ваш герой в ключевой точке может поступить либо так, либо так — значит, у вас какие-то трудности с драматургией.

На какое кино сейчас существует запрос у российской аудитории?

Часто вопрос этот задают. Ответ на него существует и не существует. Российской аудитории интересно понять, в каком мире, в какой стране, в каких взаимоотношениях живут они и люди, которые их окружают. В этом и заключается запрос аудитории. С другой стороны, наши зрители с удовольствием смотрят любое хорошее кино.

Есть мнение, что полнометражное кино как жанр вырождается. Все чаще зритель выбирает сериалы, короткие форматы, ярких больших фильмов почти не появляется. Согласны ли вы с этим утверждением?

Абсолютно нет. Аудитории ужасно интересна история «Трансформеров», «Аквамена». Посмотрите на сборы! («Аквамен» в мировом прокате собрал $1,12 млрд.) Как можно говорить, что кино вырождается, когда один фильм собирает столько людей в залах?

Вот вы сделали подписку на Netflix — она стоит $10–11, или «Амедиатеку» — она еще дешевле. Потратили совсем немного денег. А при походе в кинотеатр сразу заплатили 250 р. за себя, столько же за девушку или жену, за ребенка, купили попкорн, напиток. Это самый активный показатель интереса аудитории к полнометражному кино: люди пришли и потратили почти 2 тыс. руб., что для многих сумма немалая.

Если говорить про интернет — там тоже больше всего скачивают кино и сериалы, и цифры примерно одинаковые. А формат зритель выбирает от количества свободного времени. Есть у меня  свободных полтора часа — посмотрю полнометражный фильм. Или у меня есть полчаса-час, тогда гляну одну серию.

Рафаел Минасбекян, генеральный директор ГПМ КИТ, говорил на НРФ, что сейчас крайне мало оригинальных идей среди успешных фильмов. Где, собственно, искать эти идеи, когда, казалось бы, все уже снято и не по одному разу?

В человеческой жизни существует всего 16 сюжетов. Во все времена человек должен родиться, вырасти, выжить, кем-то стать, кого-то полюбить и так далее. Могу смело сказать, что эти 16 позиций полностью закрыты Библией, а перед этим они были полностью закрыты Гомером. С этих времен никто ничего нового не написал.

Если вы еще прочитаете эпосы, например «Песнь о Роланде» (французский эпос), «Махабхарату» (индийский эпос), «Сказания о нартах» (эпические произведения народов Северного Кавказа) или «Олонхо» (якутский героический эпос), то поймете, что ничего лучше, интереснее, оригинальнее не придумать.

С тех пор, однако, литераторы, поэты, живописцы все равно что-то делают. Потому что на каждом новом этапе поколению необходимо заново пройти весь путь. И молодой аудитории вы должны на понятном им языке рассказать все то, что прошли наши с вами праотцы — 10, 15 или, как Гомер, много тысяч лет назад.

Разговор о кризисе идет всегда, он нескончаем. Оригинальных идей очень мало. Но это же не значит, что старые идеи скисли и больше к ним не надо возвращаться.

Сейчас рынок испытывает острый кадровый голод. Появилась необходимость в специалистах, которых даже в штатных расписаниях часто нет, например шоураннер. Где искать новые кадры для кино, как и чему их учить, что сейчас востребовано на рынке?

На рынке спрос сильно превышает предложение, поэтому востребованы все — от ассистента костюмера до режиссера.

До шоураннеров наша индустрия пока не доросла, потому что слово есть, а смысла в нем нет. Хотя, например, телеканал ТНТ, когда снимает ситкомы, давно делает сценариста смотрящим за режиссером. Потому что режиссер подключается к проекту за три-четыре месяца до начала съемок, когда сценарий уже написан. И мало какой режиссер может за это время глубоко погрузиться в проект. Поэтому автор сценария формально является человеком, который ведет режиссера, чтобы он не допускал ошибок и не смещал важные смыслы. На ТНТ это оправданно, потому что у них автор сценария является носителем основного знания, основной истины.

Во всех остальных случаях шоураннер — профессия, к которой мы только-только начинаем присматриваться. И продюсеру сильно повезет, если он сможет найти человека, который доведет проект до конца, понимая не только организационно-финансовую, но еще и смысловую часть.

Но по большому счету профессии пока нет. У нас нет даже достаточного количества режиссеров. А шоураннер, продюсер, режиссер-постановщик должны обладать примерно одним и тем же набором навыков и умений. Чтобы шоураннером стал человек, который не хочет почему-то быть режиссером-постановщиком, но обладает всеми необходимыми навыками, нужно еще некоторое время пожить и поработать.

С каждым годом все сильней развивается противостояние между классическими и онлайн-кинотеатрами. Еще в прошлом году Александр Цекало в интервью говорил, что «массово онлайн-кинотеатр становится мощным игроком на любом рынке в любой стране». Как вы думаете, смогут ли онлайн-кинотеатры стать серьезным источником дохода для производителей?

Да, довольно скоро так и произойдет. Единственное — мы же социальные животные, нам все равно нужно на тусовки ходить, наряды показывать, ходить на свидания с девушками, водить куда-то детей. Социальные акты все равно нужны, и потребность собираться вместе останется. Но есть ощущение, что на ближайшем этапе просмотр кино в онлайн-кинотеатрах может приобрести еще разные странные формы.

В интервью изданию «Кино-театр.ру» вы рассказывали, что если «Легенда о Коловрате» будет иметь успех, то создадите франшизу под названием «Легенда о…». Фильм в прокате собрал почти $11 млн. В итоге: будете ли вы делать такую франшизу?

Да, собираемся. Следующий фильм, над которым мы начали работать, будет легендой об Александре Невском. Пока проект находится в зачаточном состоянии, но надеюсь, что через два года — может, чуть больше — фильм появится на экране.

Product placement насколько эта история интересна в России брендам в полнометражных фильмах?

Рекламный мир делится на две категории: те, которые считают, что product placement — value zero, и те, кто считают, что product placement — мощное оружие в рекламной кампании. Поэтому очень трудно сказать, в какую сторону эта чаша весов однажды качнется.

Кино никогда не гарантирует, что реклама останется в финальном монтаже, потому что все подчиняется только одному закону: история должна двигаться вперед. А рекламодатель хочет, чтобы его продукт запомнился, это важнее. И всегда не просто уравновесить эти точки зрения.

Одно дело, когда Джеймс Бонд ездит на Aston Martin, и все это знают. Другое — рекламировать шоколадку. Станет ли этот фильм популярным, останется ли в памяти аудитории, что герой ел именно эту шоколадку —никто не знает. Поэтому до недавнего времени в Голливуде заключались контракты, по которым брали часть суммы и не гарантировали присутствие продукта в монтаже. Что это означает? Например, герой в фильме пользуется определенным телефоном. Рекламодатель хочет крупный план, чтобы было видно бренд. Сам смартфон уже не вырезать из монтажа. Кто-то заметит его, кто-то нет, а крупный план может войти, может не войти. В этом месте наступает тонкая зона.

Но всегда будут люди, уверенные, что product placement — важная часть рекламной кампании.

Какие сейчас вы можете отметить тренды в киноиндустрии? И каким вы видите кино через пять лет?

В России идет тренд на «безопасное кино». Зритель устал от сложных потрясений, бесконечных колебаний в вопросе жизни и смерти. Этим я могу объяснить успехи фильма «Легенда 17», «Лед», «Движение вверх» и «Последний богатырь».

Что же касается сериалов, то с развитием платформ расширится зона дозволенного, появятся более острые политические заявления, толерантность по отношению к языковым ограничениям, пикантные продукты. А федеральные каналы останутся зоной безопасности. И это, наверное, наш тренд на ближайшие пять лет.

 

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации


doc id = 8945

Спецпроекты

Новости партнеров

Be online, go offline!

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама