Владимир Черников: «Москвичи уже сейчас видят город без рекламных ожогов»
На сайте Департамента СМИ и рекламы сегодня будет опубликована схема размещения наружной рекламы в городе. Согласно документу наружки в столице станет минимум в два раза меньше. Накануне корреспондент "ВМ" встретился с руководителем ведомства Владимиром Черниковым
— Владимир Васильевич, документ готовился довольно долго, и по заявлениям властей радикально меняет рынок наружной рекламы в Москве. На что направлена новая схема, в чем главная идея?
— Два года назад при поддержке жителей города мы начали серьезную работу с «рекламным вандализмом», активно развивавшимся в Москве последние 20 лет. Сегодня результаты наших действий очевидны — столица сбрасывает с себя излишнюю рекламу, как змея старую кожу — москвичи уже сейчас увидели другой город. Москву без рекламных ожогов. Опубликованная нами схема — первый в истории отрасли документ, дающий четкое понимание расстановки мест рекламных конструкций. При этом, помогая бизнесу, мы берем на себя все сложности по согласованию мест, освобождая его от необходимости общения с чиновниками.
— То есть для предпринимателя путь от желания установить рекламную конструкцию до самой установки резко сокращается?
— Он фактически отсутствует.
— Благодаря…
— ...Системе администрирования. Дело в том, что рекламный рынок 90-х складывался по принципу «хочу установить рекламную конструкцию и готов любой ценой это сделать». И в такую политику играли как сами рекламщики, так и чиновники. И тех и других подобная ситуация абсолютно устраивала.
— Так те самые рекламщики теперь вроде бы и недовольны?
— И это самое любопытное. Ведь раньше можно было договориться. Благодаря «ресурсу» можно было разместить рекламу на Российской государственной библиотеке — бывшей имени Ленина, и на здании Театра эстрады… И так далее, и так далее. Невзирая на зоны исторического наследия, не обращая внимания на памятники архитектуры. Понимаете?! Главное было — договориться. А теперь ситуация изменилась. Во главу угла ставятся интересы города и москвичей. И — внимание! — интересы бизнеса. Это как раз отдельным предпринимателям и не нравится.
— Вернемся к системе администрирования, о которой вы сказали. Каким образом исключается коррупционная составляющая?
— Суть в том, что, выигрывая на аукционе лот (малые лоты будут содержать в себе 100 конструкций, а первые аукционы пройдут во второй половине июля. — «ВМ»), предприниматель приобретает не гипотетическую возможность размещения рекламы, а конкретное место для ее установки. Департамент сам согласовывает всю схему размещения конструкций с ГИБДД, с Москомархитектурой, с Москомнаследием, с ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций. — «ВМ»), с ФСО. При такой системе для победителя аукциона общение с чиновниками исключается.
— А как вы считаете, при прежней схеме кто получал больший доход: чиновники или рекламщики?
— Вопрос риторический. Бюджет от такой деятельности недополучал сумму, в разы превышающую ту, что в городскую казну поступала. Это очевидно.
— Правильно я вас понимаю, что благодаря новой схеме размещения рекламы городские власти решают две задачи: приводят в порядок рынок и пополняют бюджет?
— Главная цель — отчистить город. Показать лицо Москвы, ее красоту, перспективу, особенности архитектурной застройки. В этом заключается потребность времени. Люди устали жить за рекламными сетками и под перетяжками. Вторая цель, как вы правильно сказали, наведение порядка на рынке и выработка единых правил абсолютно для всех его участников, а не для избранных или у кого сильнее ресурс. Ну и, конечно, пополнение бюджета также важно.
— Что до бюджета, то он, по всей видимости, с сокращением мест под размещение рекламы будет получать значительно меньше?
— Отнюдь. Смотрите, что получается в цифрах. Еще несколько лет назад в реестре рекламных мест было зарегистрировано и выдано разрешений на 21 тысячу конструкций. В то же время сюда не входили афишные стенды, которых насчитывалось от 7 до 12 тысяч. Не учитывались здесь и рекламные конструкции на заборах — от 4 до 6 тысяч, сетки и брандмауэры на стенах домов. И так далее. Общая цифра составляла примерно 40 тысяч конструкций и даже больше.
Доходы за прошлый год составили около 2 миллиардов рублей, как и изначально планировалось. Размер чуть-чуть снизился по сравнению с 2011 годом. Но не намного, в то время как количество рекламных конструкций было сокращено значительно. Полностью ушли перетяжки. В конце прошлого года мы уже начали демонтировать те форматы, которые не попали в новые правила.
— И насколько сегодня сокращается рекламный рынок наружки?
— В схеме предусматривается размещение почти 12 тысяч конструкций. Значит, только от законного рынка в два раза. Но здесь важно заметить, что сокращение не является самоцелью. Совсем нет. Жителям столицы хочется видеть свой город. Вот в чем главный посыл. В июле из 12 тысяч на торги будет выставлено только восемь.
— Почему?
— Потому что мы пока не готовы выставлять на торги спорные места. К ним относится, например, внешняя сторона МКАД. Нам нужно разобраться с коллегами из области: чья это территория, почему эти конструкции там стоят? Никаких односторонних решений в таких вопросах не будет.
— Какова стартовая цена лотов?
— Она сейчас вырабатывается. Но точно не менее 2 миллиардов рублей в год.
— С точки зрения количества рекламы вам сегодня приятнее гулять по городу, чем, скажем, два года назад?
— Приятнее. Особенно когда едешь на работу по сложившемуся маршруту и, зная буквально каждый сантиметр этого пути, отмечаешь на нем изменения. Рекламы стало меньше, и это заметно. Но главное она перестала быть чрезмерно навязчивой. Надеюсь, в скором времени будет еще лучше.
— А насколько сильно противостояние «с той стороны»?
— На новых территориях оно есть и сегодня. Дня не бывает, чтобы демонтаж проходил без эксцессов. Если же говорить в принципе, то, с одной стороны, было тяжело объяснять людям новые правила, когда они привыкли работать совсем по другим «законам». Но с другой, наоборот, легко, потому что порядок, как я говорил, один для всех. Те же стандарты, по которым работали прежде, являл собой букет исключений. И, кстати, на рынке мало кто не верил, что ситуацию можно изменить.
— Проявилась политическая воля?
— Скажу просто — воля. Воля мэра города, правительства Москвы. Людей, которые, поверьте, искренне хотят сделать жизнь в столице значительно лучше. Москва должна быть городом не только для зарабатывания денег, но и местом для комфортной жизни.
Источник: Вечерняя Москва