Ирина Полуэхтова, «Видео Интернешенл»: «Уходящий 2012 год в телеиндустрии не стал поворотным или революционным»
Почему сегодня телевидение сильно как никогда, почему 2012 год не принес ничего инновационного и как соотносятся российские тенденции с общемировыми
CINEMOTION: Как Вы оцениваете итоги прошедшего года в телеиндустрии?
Ирина Полуэктова: Уходящий 2012 год в телеиндустрии не стал поворотным или революционным, он, скорее, продолжил глобальные долгосрочные тенденции в развитии телевидения как медиа – тенденции, которые мы наблюдаем во всем мире, а также и в нашей стране в последнее десятилетие. Прежде всего, это обострение конкуренции между телевидением и «новыми медиа», которые претендуют на время аудитории. Эта борьба меняет и аудиторию, и телевидение. И говорить о чьей-то победе преждевременно. С одной стороны, цифровые медиа и новые гаджеты «оттягивают» на себя внимание наиболее активной, молодой части населения, что ведет к некоторому сокращению и «старению» телеаудитории. С другой – телевидение теперь есть не только «в телевизоре», оно есть во всех цифровых девайсах. И смотреть его стало даже более удобно и комфортно – можно выбрать и время, и место, и экран для просмотра.
C: То есть угрозы телевидению со стороны новых медиа не существует?
ИП: Аналитики и практики медиаиндустрии во всем мире единогласно утверждают, что телевидение сильно как никогда, что новые технологии не ослабляют, а укрепляют его позиции. И, действительно, за последние 10 лет среднее время телепросмотра в мире выросло на 20 минут в сутки! Причем в странах с наиболее развитым медиарынком этот рост особенно заметен.
С: Какие тенденции на российском телевидении Вы можете выделить?
ИП: В России телевидение остается главным медиа – и по потреблению, и по рекламным бюджетам (48% - у ТВ, 19% – у Интернета). У телевидения по-прежнему самый большой охват аудитории (72% в сутки - против 63% у радио и 54% у Интернета) и время просмотра, даже среди молодых. Так, зрители старше 55 лет отдают телевидению 5 с половиной часов в день, а молодые - почти 3 часа в день (2 ч 40 мин). Наряду с этим все большие распространение и популярность приобретают новые формы потребления телеконтента – на различных устройствах через Интернет, которые пока не фиксируются существующей в России системой измерения. Но и там телепотребление растет с каждым годом, о чем свидетельствуют данные различных социологических опросов.
Вторая тенденция – фрагментация аудитории, которая связана с ростом числа телеканалов и обострением конкуренции внутрителевизионного сегмента. Она наглядно проявляется в том, что «большие» и универсальные каналы («каналы для всех») теряют аудиторию, которая перераспределяется по множеству тематических нишевых каналов. Это происходит во всем мире, на всех развитых рынках.
С: Продолжится ли, на Ваш взгляд, фрагментация аудитории?
ИП: В России число доступных телеканалов также растет, хотя не столь стремительно, как на развитых цифровых рынках. В 2005 году среднее число телеканалов в городских семьях было равно 10, а в конце 2012-го – уже 35. Чем более конкурентной становится среда, тем больше телеканалы вынуждены «таргетироваться», искать свою аудиторную нишу и ориентироваться на «свой» сегмент аудитории. Не случайно, в 2012 году большинство эфирных телеканалов скорректировали возрастные границы своих базовых целевых аудиторий. Скажем, Первый перешел с аудитории «18+» к аудитории «14-59», а Россия – «25+»; ТНТ сузил свою прежнюю аудиторию «6-54» до «14-44» и т.д. Это – необходимость и веление времени, и отражение реальных процессов фрагментации телевизионного рынка, которые продолжились и в 2012 году. Федеральные каналы потеряли еще немного аудитории – в разной степени, но каждый из трех каналов, а суммарная их доля уменьшилась на 5 с лишним пунктов! Большая часть «потерянной» аудитории ушла на меньшие каналы, среди которых более всего выросли в 2012 году Пятый, РЕН, ТВ-3, Перец, Россия 2, Домашний. Продолжает расти суммарная доля тематических неэфирных каналов: в 2012 году она достигла 10%, и это уже – четвертое место в нашем телевизионном сегменте (после трех федеральных каналов).
С: Как изменилась структура эфира основных каналов?
ИП: Что касается жанровой структуры эфира и предпочтений аудитории, они остаются достаточно стабильными. Кинопрограммы (фильмы+сериалы) доминируют в эфире и потреблении – на них приходится почти половина суммарного эфирного времени общенациональных эфирных каналов и среднего объема телепросмотра. Другие востребованные жанры – развлечения и новости. В целом, на эти три категории телепрограмм приходится 80% телепотребления. При этом, конечно, внутри этих трех категорий – огромное жанрово-тематическое разнообразие, которое и позволяет удовлетворить все более дифференцирующиеся потребности и интересы телезрителей.
Каждый канал это делает своими средствами, придумывает свои «фишки» – это поле творчества.
С: Какие эфирные события в этом году были самыми масштабными?
ИП: Если говорить о рейтинговых успехах, то в 2012 году успешными были как старые, уже полюбившиеся зрителям проекты, так и премьеры. Среди сериалов, которые занимают большую часть топ-листов основных телеканалов, успешно прошли «Жуков», «Однолюбы», «Брак по завещанию» на Первом канале, «Ласточкино гнездо», «Сваты-4», «Гюльчатай» на России 1, «Чужой район» «Шеф», «Карпов», «Ментовские войны-5» на НТВ; «Восьмидесятые» «Дневник доктора Зайцевой», «Кухня» на СТС. На ТНТ бессменные сериалы-лидеры – «Интерны», «Универ. Новая общага», «Реальные пацаны» и премьера 2012 года – «Деффчонки». Что касается спецпроектов и премьер, внимание телеаудитории более всего привлекли «Голос» (Первый канал»), финал Евровидения-2012 (Россия 1), Прямая линия общения с народом Аллы Пугачевой и Максима Галкина, также «Джуна. Моя исповедь» на НТВ.
Источник: Сinemotionlab.com