Яков Грусовский, i-Media: «Бывает посмотришь на галактику, и уже ругать никого не хочется»
Создание и масштабирование компании трудный процесс. Как удержаться на плаву в кризисные моменты, что помогает выстраивать долгосрочное сотрудничество с клиентами и каким будет рекламный рынок в 2025 году, рассказал Яков Грусовский, основатель и генеральный директор компании i-Media
![image](http://adindex.ru/assets/publications/2025_02/330786.png)
— Когда в августе 2003 года вы решили открыть свое агентство интернет-рекламы, какие видели пробелы в отрасли?
— Если говорить про 2003 год, отрасли не существовало в том виде, в котором мы ее представляем сейчас. Проникновение интернета было весьма незначительным. На тот момент в России им пользовалось менее 10 млн человек — порядка 7% населения страны.
Большинства каналов, которые существуют в настоящий момент и которые мы привыкли использовать, еще не было. Соцсети, маркетплейсы, классифайды — все эти слова появились в нашем обиходе значительно позже. Были российские и западные поисковые системы «Яндекс», «Рамблер», Aport, Google, Yahoo и небольшое количество популярных новостных, развлекательных и профессиональных интернет-ресурсов.
Когда в 2003 году мы основали i-Media, рынок интернет-рекламы только зарождался. Уже существовала индустрия разработки сайтов, поискового продвижения, на рынке было представлено несколько SEO-компаний и агентств, которые занимались медийной рекламой, кто-то рассылал спам.
i-Media стало одним из первых специализированных агентств интернет-рекламы. Основными услугами сразу стали контекстная реклама и поисковое продвижение. Мы эволюционировали вместе с рынком, аудитория интернета в России росла, увеличивалось проникновение, появлялись новые площадки, соцсети, такие как «ВКонтакте», Facebook*, Instagram*, видеосервисы — YouTube, Rutube, мессенджеры — Telegram и множество других.
Все площадки хотели зарабатывать на рекламной модели. Тогда модель оплаты подписок еще не была популярна в интернете, интернет-ресурсы делали ставку на продажу рекламы.
Мы же занялись автоматизацией технологических процессов и средств размещения, а также автоматизацией внутренних процессов. Одними из первых, если не первыми разработали свою платформу автоматизации контекстной рекламы, позже вышедшую на рынок как отдельный продукт — «Оригами». Это позволило завоевать большую долю рынка в некоторых отраслях, таких как e-com, которую мы сохраняем до сих пор. Вручную работать с большими рекламными кампаниями невозможно, электронной коммерции необходима автоматизация: у них большие товарные каталоги и ассортимент.
Технологии автоматизации и индивидуальные решения по-прежнему остаются нашими основными конкурентными преимуществами.
Кроме того, мы стараемся относиться к бизнесу клиентов как к собственному, позиционируем себя как партнеры по их продвижению в интернете. Это все помогает в продажах сейчас.
— Какие из продуктов в портфеле компании можно назвать флагманскими?
— Флагманскими можно назвать все услуги, которыми мы занимаемся: контекстная и медийная реклама, поисковое продвижение, programmatic buying, таргетированная реклама в соцсетях и SMM, продвижение на маркетплейсах, mobile и, конечно, веб-аналитика. Мы помогаем клиентам лучше и эффективнее строить продажи в digital и задействуем для этого все возможности.
— В августе 2024 года агентство i-Media присоединилось к группе компаний MG Group. Расскажите подробнее, что включает в себя сотрудничество.
— Стратегически мы видим, что объединение в групповые структуры дает дополнительные преимущества на рынке, поэтому решение о присоединении направлено на дальнейшее развитие бизнеса i-Media.
С новыми партнерами мы общаемся, делимся опытом и технологическими решениями, аккумулируем и систематизируем информацию о рынке, налаживаем совместный баинг, работаем над повышением эффективности, сотрудничаем в кадровых вопросах. Всего не перечислить. И это только начало.
Одно точно — i-Media осталось независимым агентством, и мы продолжим самостоятельно развивать бизнес, используя полученные преимущества.
— В 2025 году вы планируете еще какие-то партнерства заключать?
— Нет, мы планируем работать в рамках группы компаний. Видим открытость, искреннее желание партнеров помогать нам и, в свою очередь, готовы делиться опытом и экспертизой. Уверены, это принесет хороший результат.
— Средний срок сотрудничества i-Media с клиентами — более трёх лет. Как вы выстраиваете долгосрочное партнерство, что в этом помогает?
— Секрет на самом деле прост — порядочность и профессионализм. Мы очень тщательно подходим к выбору каждого клиента, не работаем с клиентами, которые не совпадают с нами по духу и ценностям. Деньги для нас всегда были менее важны, чем люди и интересные проекты. Мы стараемся погрузиться в бизнес клиента, понимаем, что работаем с людьми, и стараемся выстраивать отношения. Это дает результат, большинство клиентов сотрудничает с нами долгие годы.
— Как компания пережила кризисное время 2022–2023 годов, в том числе уход иностранных сервисов?
— Компании уже 21 год, и это далеко не первый кризис, который нам удалось успешно пережить. Сейчас рынок столкнулся с определенными трудностями: уход западных рекламодателей, сокращение количества площадок, уход с рынка Google и его продуктов, ограничение на использование технологий — это все сказалось на бизнесе i-Media и на наших партнерах по рынку. К счастью, в портфеле агентства было не так много совсем ушедших с рынка клиентов, а многим технологиям, которые нас покинули, нашлись адекватные альтернативы.
Основной задачей в этот период стало развитие в условиях обострившейся конкурентной борьбы. Из-за того, что объем рынка сократился и количество клиентов уменьшилось, у многих упали бюджеты, нам нужно было выживать в новой среде.
Во все кризисные периоды мы делали ставку на сохранение главного, что у нас есть, — нашей команды, людей. Так было и в этот раз: мы никого не сокращали, не урезали зарплаты, постарались максимально уменьшить необязательные расходы на офис, часть соцпакета и прочие мелочи.
Кроме того, основную нагрузку взяли на себя акционеры за счет компании и накопленных резервов. Все это позволило сохранить команду, а впоследствии, когда рынок стабилизировался, окупить потери и добиться роста.
— Какие рекомендации вы можете дать компаниям, чтобы удержаться на плаву в кризисные моменты?
— Грамотное финансовое планирование, работа с командой. Люди — главный актив агентства, поэтому в кризисные моменты наиболее важным является сохранение команды, с которой вам предстоит в дальнейшем работать.
Клиенты, которые работали с нами 10-15 лет назад, возвращаясь, очень удивляются, когда узнают, что команда, которая раньше вела их, практически полностью сохранилась.
— Было ли такое, что вы принимали стратегически неверные решения в кризисной ситуации?
— Если говорить про текущий кризис — не было времени на то, чтобы стратегически сильно ошибиться. Для рынка, конечно, полной неожиданностью был уход множества клиентов и площадок, но, имея альтернативы, он достаточно быстро пришел в себя.
Вообще в жизни агентства мы совершали множество тактических и стратегических ошибок, начиная от найма неправильных людей или траты денег на технологии, которые не окупали себя, заканчивая недооценкой рынков.
Например, в одно время мы сильно недооценили рынок mobile и его рекламные перспективы. Это характерная ошибка крупных успешных компаний — мы не заметили, что этот рынок активно растет, поэтому впоследствии нам пришлось оказаться в позиции догоняющего и создавать новое направление с нуля, находить коллаборации, партнерства. Сейчас мы себя уверенно чувствуем, но на тот момент это была существенная ошибка.
— Ваши хобби как-то помогли в принятии серьезных решений?
— У меня достаточно разнообразные хобби. Например, я увлекаюсь любительской астрономией и астрофотографией. Уже несколько лет я арендую обсерваторию в Испании, в которой установлены два моих собственных телескопа. Мои работы участвуют в российских и международных выставках. Путешествую для наблюдения редких астрономических явлений – полных солнечных затмений, ярких комет, например. Это увлечение позволяет отвлечься от мирских проблем, подумать о бренности бытия, помогает не думать о мелочах. Бывает, посмотришь на какую-нибудь галактику, которая находится в 130 млн световых лет от нас, возвращаешься на работу, и уже ругать никого не хочется. Это очень помогает в агентском бизнесе.
— Современные специалисты все больше внимания уделяют work-life balance. Возможно ли руководителю соблюдать баланс?
— Сейчас мне это больше удается. Я люблю свою работу, мне приятно работать с людьми, коллегами, партнерами и клиентами. Сейчас начался новый этап в жизни — мы вступили в партнерство с MG Group. Это дало мне дополнительную мотивацию для дальнейшего роста и развития. Но в моей жизни хватает времени и на семью, увлечения, путешествия, я этому рад.
— Если возвращаться к вопросу об уходе иностранных сервисов — сейчас появилось больше отечественных решений, но каких технологий все-таки не хватает рынку в области digital?
— На мой взгляд, практически все западные продукты нашли себе замену на российском рынке в том или ином виде. Из-за общей экономической ситуации и происходящих геополитических событий рынок переживает определенную стагнацию. Мы внедрили нейросети и AI-сервисы в процессы, но их потенциал еще не используется даже на 20%. Возлагаем большие надежды на продукты и технологии, связанные с искусственным интеллектом и надеемся, что российские решения займут заметное место на этом рынке.
— Как изменится рынок digital-рекламы в 2025 году? Как вы готовитесь к этим изменениям? Что вы посоветуете рекламодателям и агентствам для эффективной работы в 2025 году?
— Если говорить про российский рынок, 2025 год станет вызовом для очень многих бизнесов, в том числе рекламной отрасли.
Рост налоговой нагрузки, новые рекламные сборы, инфляция, снижение маржинальности, дефицит кадров — с этим всем мы столкнемся. Условия заставят думать об эффективности. Как никогда большое значение будут иметь технологии автоматизации.
Я рекомендую рекламодателям присматриваться к новым инструментам, которые появляются на рынке, заниматься ими, изучать их, не бояться экспериментировать и доверять своим партнерам. Уверен, что уже скоро российская экономика, а вместе с ней и рынок digital перейдут в стадию активного роста.
— В чем вы видите дальнейшее развитие i-Media?
— Мы будем следить за рынком. По-прежнему важно быть на острие знаний и технологий. Я видел, как компании, строившие грандиозные планы на 10 лет вперед, по прошествии времени переставали существовать, потому что следовали этим написанным планам, а не тенденциям рынка.
Боюсь загадывать далеко, но у меня еще много сил и энергии для того, чтобы развивать бизнес с новыми возможностями и ресурсами. Посмотрим, как все будет развиваться. Уверен, скучно не будет!