«Сейчас Россия генерирует для нас больше денег, чем Китай»


Интервью | 10 Декабря 2007

«Сейчас Россия генерирует для нас больше денег, чем Китай»
Интервью с президентом SAP Хеннингом Кагерманом

Крупнейший в мире производитель делового ПО компания SAP пока сдерживает натиск конкурентов, но активность основного конкурента Oracle в области M&A позволяет аналитикам сомневаться в прочности лидерства SAP. Президент SAP ХЕННИНГ КАГЕРМАНН объяснил корреспонденту РБК daily АНТОНУ БУРСАКУ, почему его компания не хочет покупать конкурентов ради доли рынка, пожаловался на московские пробки, похвалил российский офис SAP и рассказал, как чуть не продал решение для управления недвижимостью Папе Римскому.

— За последнее время вы, как и ваш главный конкурент, сделали ряд крупных приобретений, в частности, вы купили компанию Business Objects, а Oracle — Siebel, Hyperion Solutions и Demantra. Насколько логично в текущих рыночных условиях развиваться не только за счет органического роста, но и за счет покупки активов? Намерены ли вы покупать еще какие-то активы в будущем, какова может быть логика этих сделок — в первую очередь покупка команд, технологий, «входного билета» на какие-то рынки и т.д.?

— Стратегия SAP состоит в том, что мы хотим быть лидером по решениям и технологиям, это не значит, что мы готовы отказаться от такого показателя, как доля рынка, но покупка компании ради получения ее клиентов и простого увеличения выручки — не тот вариант, который нам подходит. Business Objects как актив показался нам удачным объектом для поглощения, так как наши технологии пересекались с их примерно на 20%, ради оставшихся 80% стоило купить эту компанию. Эта сделка позволила нам существенно продвинуться вперед на рынке программного обеспечения для бизнес-анализа. В случае приобретения активов исключительно ради увеличения выручки и капитализации или получения «входного билета» на рынок — мне не совсем понятно, зачем покупать людей, которые делают то, что мы умеем делать так же хорошо или лучше, чем они.

— Намерены ли вы интегрировать Business Objects в бизнес-структуру SAP?

— Этот вопрос остается открытым. В силу уже упомянутой разницы в решениях наш отдел продаж не сильно пересекается с сейлз-менеджерами Business Objects, мы не мешаем друг другу, поэтому не вполне понятно, будет ли стоить синергия, полученная в результате слияния бизнесов, усилий, потраченных на этот процесс. Могу сказать, что мы рассматриваем возможность сохранения бренда Business Objects, о других вопросах говорить преждевременно.

— Процессы консолидации на рынке продолжатся?

— Да, без сомнения, сейчас рынок все еще сильно фрагментирован, три ведущих игрока — мы, Oracle и Microsoft — контролируют только 50%, я считаю, что консолидация продолжится. Такова специфика b2b-рынка, в потребительском сегменте мелкие игроки могут выжить за счет того, что занимают мелкие ниши, на корпоративном рынке такие возможности намного меньше.

— На развитых рынках давно закончился этап, когда компании впервые устанавливали ERP-системы и основной задачей производителей делового ПО и системных интеграторов было объяснить представителям бизнеса, зачем им это нужно. Сейчас возможен небольшой рост за счет новых игроков, появляющихся на рынке, и за счет смены компаниями одной EPR-системы на другую, но за счет этих факторов невозможно сохранить прошлые темпы роста. Где вы видите сейчас основные источники увеличения выручки?

— Если мы хотим быть лидерами в долгосрочной перспективе, нужно закладывать фундамент успеха на развивающихся рынках, которые сейчас не генерируют большой выручки. Мы так или иначе присутствуем на всех развивающихся рынках и занимаем лидирующие позиции в своем секторе. Но если мы хотим быть успешными сейчас, надо не упускать позиций в США, Германии, Великобритании, Франции... Я бы добавил в этот список и Россию.

— Россия на самом деле так важна для вас в качестве одной из точек роста выручки?

— На самом деле да. Сейчас Россия генерирует для нас больше денег, чем Китай. Это впечатляющий факт, учитывая масштабы китайской экономики. Мы ожидаем, что в этом году по выручке среди наших филиалов Россия окажется на третьем месте в Европе, после Германии и Великобритании, и на шестом месте в мире.

— Вы были в Москве?

— Да, несколько раз. К сожалению, Москва становится все более неудобным в плане транспортной инфраструктуры и дорогим городом.

— Это обратная сторона притока «нефтяных» денег...

— Думаю да, впрочем, для нас это очень неплохо. У SAP прочные позиции на рынке решений для компаний нефтегазового сектора, мы обслуживаем все шесть крупнейших нефтяных компаний мира. Однако наш бизнес в России — это не только добывающий сектор. Мы наблюдаем серьезный рост потребностей в наших решениях, например, в ритейле или энергетическом секторе.

— Что вы думаете о темпах роста российских ИТ-компаний и их перспективах в целом?

— Это общая проблема для всей европейских ИТ-компаний, можно очень эффективно развиваться на локальном рынке, но когда для компании наступает момент, когда ей нужно выходить на глобальный уровень, она понимает, что это требует колоссальных инвестиций. Американские компании обычно проще решают проблему, в первую очередь за счет того, что США сами по себе очень большой рынок и не нужно такого большого качественного скачка, плюс к тому в Америке более доступен венчурный капитал. В случае с Европой для поддержки выхода европейских компаний на мировой уровень в большинстве случаев не помешала бы поддержка государства. Что касается России, в прошлом году на выставке CeBIT (в 2006 году Россия была партнером выставки. — РБК daily) выступал ваш министр по информатизации и связи, и он довольно убедительно рассказывал о масштабных планах государства по поддержке российской ИТ-отрасли. Если у правительства действительно есть планы поддержать местные ИТ-компании, это очень правильное начинание.

— В самой России есть много людей, которые считают, что господдержка ИТ-отрасли может привести к бессмысленной трате бюджетных средств. В той же Америке Силиконовая долина строилась и развивалась в основном на деньги частных инвесторов...

— В США государство очень много сделало для ИТ-отрасли, особенно на раннем этапе ее развития, а Министерство обороны США до сих пор остается одним из крупнейших заказчиков в отрасли. Можно вспомнить хотя бы, что Интернет вырос из военного проекта.

— SAP по-прежнему ассоциируется у многих с Германией и Европой, в то время как Oracle воспринимают как американскую компанию. Актуально ли по-прежнему такое территориальное деление?

— Германия, оставаясь родиной компании, давно перестала быть основным «центром тяжести» для SAP, структура мирового бизнеса такова, что таких «центров тяжести» у нас много, что, в общем-то, хорошо для бизнеса, так как мы можем привлекать лучшие головы и лучшие решения по всему миру, думаю, такая же ситуация и у наших конкурентов. Сейчас у нас есть центры разработки в семи странах: Канаде, Германии, Венгрии, Болгарии, Израиле, Китае и Индии. Мы используем опыт и лучшие решения из всех стран, где мы присутствуем, так что нельзя говорить, что наш продукт сделан в Германии.

— Есть ли у вас планы по открытию центров разработки в России?

— Да, я сейчас думаю над этим. Мы анализируем возможность открытия центров разработок в нескольких развивающихся странах с хорошим инженерным потенциалом. К сожалению, не везде удается найти решение, в Китае, например, нас пока останавливают проблемы с защитой интеллектуальной собственности.

— Насколько сильна конкуренция со стороны местных игроков, есть ли страны, где вы занимаете не самую большую долю на рынке?

— Есть, это Китай. Там мы даже не на втором, а на третьем месте, а перед нами два местных игрока. В этой стране уникальная ситуация — в бизнесе достаточно сильно значение межэтнических связей, к тому же сильна регуляторная роль государства. Однако мы достаточно успешно развиваем там бизнес.

— Вы рассматриваете возможность купить кого-то из местных игроков, чтобы получить первое место на рынке?

— Пока мы будем пытаться выйти на лидирующие позиции самостоятельно, но чисто теоретически не исключаем возможности покупки кого-то из местных игроков, в случае если не сможем этого сделать.

— Стала ли для вас опасна Microsoft, активно продвигающая свои решения в области делового ПО?

— Мы пока не просто удерживаем свои позиции, а наращиваем долю рынка. Я бы сказал, что фокус Microsoft — пока все же в большей степени решения для сотрудников компаний, а не для компаний в целом. Нашим основным конкурентом по-прежнему остается Oracle.

— Не внушают ли вам опасения соображения теоретиков менеджмента о том, что большие компании становятся неповоротливыми и в конце концов сдают позиции более молодым и динамичным игрокам?

— Некоторые ученые говорят о том, что только стартапы могут эффективно выводить на рынок инновации. Я считаю, что в каких-то сегментах это может быть верно. На нашем рынке ориентация на долгосрочную перспективу в политике R&D приносит больше плодов. В среднем на разработку одного решения уходит до 100 млн долл., причем не все такие решения реально доходят до рынка. Причем срок до того, как новый продукт станет бестселлером на рынке, составляет около пяти лет. Вы можете сами судить, насколько больше возможностей у компании с серьезными финансовыми ресурсами, не требующими быстрого возврата. Я могу сказать, что мы не боимся ни больших конкурентов, ни стартапов. Мы следим за ними, но бояться их было бы неправильно.

— А чего вы сами боитесь больше всего?

— Я считаю, что в бизнесе можно осознавать риски и опасности, можно даже страдать легкой формой паранойи, но нельзя ничего бояться. Скажем так, вещь, которая может заставить меня проснуться посреди ночи, это мысли о том, что бизнес какой-то компании может остановиться из-за нас. Об этом мало кто задумывается, но от наших решений зависит много чего в этом мире — наше ПО управляет производством iPhone или, например, работой нескольких крупных авиакомпаний. Можете себе представить, что будет, если их бизнес-процессы встанут по нашей вине... К счастью, пока ничего подобного не происходило, да и не думаю, что произойдет. Кстати, говоря о клиентах, мы чуть было не продали решение по управлению недвижимостью Ватикану. Представляете, какой был бы прекрасный слоган — Pope runs SAP.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама