Умные игры


Интервью | 01 Февраля 2008

Умные игры
Дмитрий Козлов, президент DEFA Gruppe: "Мы чувствуем азиатскую сущность нашей культуры. У нас в стране совершенно не востребованы европейские ценности, зато круто востребован европейский гештальт - как способ понимания русскими людьми европейских правил и привычек. Этим-то мы и торгуем"

Дмитрий Козлов, президент DEFA Gruppe: "Мы чувствуем азиатскую сущность нашей культуры. У нас в стране совершенно не востребованы европейские ценности, зато круто востребован европейский гештальт - как способ понимания русскими людьми европейских правил и привычек. Этим-то мы и торгуем".

Вы как-то сказали, что ничего не понимаете в дизайне. Это была шутка?

Это, действительно, так, поскольку я не дизайнер, а по образованию вообще филолог.

А я хотела у вас выяснить, что такое «инновационные графические решения в интернете» - в одном из интервью вы сказали, что их продвигает DEFA Gruppe. Хотелось понять - в чем критерии инновационности?

В понимании визуальных трендов я доверяю исключительно своему партнеру по бизнесу Вадиму Игонину, а также арт-директорам, которые у нас работают. Могу сказать только, что одним модным дизайном сейчас в интернете ничего и никому не докажешь.

А чем докажешь?

Прежде всего, эффективностью решения. Нужно, чтобы клиент понял, зачем он платит деньги. Каждое предложение должно иметь рациональное объяснение, свои задачи, в том числе и самый невероятный «креатифф».

Ладно, задаю вопрос презеденту DEFA Gruppe: по какому принципу росла и развивалась ваша компания? Почему она сейчас она включает в себя именно те подразделения, которые включает, а именно DEFA Interaktiv и брендинговое агентство Plenum?

Потому что интернет-маркетинг, которым занимается DEFA Interaktiv, и брендинг, которым занимается Plenum – это те отрасли современного бизнеса, которые интересуют лично меня. Именно поэтому мы и занимаемся ими в рамках нашей группы. Сейчас это 2 автономно управляемых компании. К группе также можно отнести сеть рекламных открыток Sunbox. Принцип объединения – частичное пересечение в структуре владения, а также наличие квазисовета директоров: людей, мнение которых учитывается в принятии самых разнообразных решений.

А почему квази?

Потому что в такого рода обсуждениях больше неформального доверия, чем распределения функциональных полномочий.

Брендинговое агентство Plenum DEFA Gruppe выделила из себя в феврале 2007 года. Сейчас еще рано, наверное, судить, но все же - довольны ли вы итогами по этому направлению бизнеса?

На самом деле Plenum мы задумали еще осенью 2006 года. Спустя год с лишним могу с уверенностью сказать, что решение было правильным. Plenum работает с принципиально другими проектами, чем DEFA Interaktiv, дополняя своими «криденшелз» образ современной бизнес-единицы, каковой является и я надеюсь будет являться наша группа компаний.

Хочется с умным видом спросить у президента современной бизнес-единицы, к тому же интересующегося брендингом: «Господин президент, а каково, на ваш взгляд, общее состояние российской рекламы?»

Она в глубоком кризисе, из которого выйдет совершенно другой, похожей на американскую - оставив все метафизические прелести, которыми она была окружена начиная с 90-х годов. Это грустно, но необходимо. Именно поэтому я больше не связываю свое будущее с рекламой в прямом смысле этого слова.

А почему грустно?

Грустно – потому что я застал романтическую пору рекламы, эдакую пелевинскую удаль. Я знаю о ней не по книжкам. Теперь это все в прошлом.

Как вы оцениваете успехи деятельности ADCR? На ваш взгляд, выполняет ли он свою миссию?

Такого рода профсоюзные объединения – хороший тон для зрелых рынков. В нашем случае все это, конечно, напоминает такой добрый домашний детский утренник. Вот Васенька нарядился королем, а вот Лизочка в простыне изображает лебедя. В то же время это все конечно нужно, поскольку задает хоть какую-то шкалу ценностей.

С точки зрения бизнеса – каковы, на ваш взгляд, наиболее перспективные направления дизайна, в частности российского?

Тут единой конъюнктуры нет. Я вижу большое будущее за теми дизайнерскими услугами, которые создают идентичности - то есть, не просто украшают жизнь, а помогают придать ей определенный смысл. Будет развиваться также и прикладной дизайн. Но это находится за рамками моих интересов.

У вас на сайте раньше был замечательный «Музей брэндов СЭВ». Сейчас его можно найти только через поисковик. Вот он -  http://museum.defa.ru/about/. Куда он подевался? И почему именно СЭВ, а не Варшавский договор, например?

К сожалению, заниматься проектом нет ни времени, ни желания. Когда мы его делали, все были воодушевлены, поскольку ностальгия воспринималась как свежий тренд. Сейчас советские реалии салютуют нам на каждом углу, поэтому что СЭВ, что ВД воспринимаются уже привычными и неинтересными реалиями.

Это точно. Тогда ваш «Музей брендов СЭВ» практически совпал с новой стадией отношения к совку: мы начали воспринимать его как эстетику, а не как идеологию. И вот сейчас происходит реконструкция некоторых его черт в рамках путинского неосовка. Ваш прогназ: каковы будут признаки его эстетики?

Ну, с одной стороны, это хорошо. Лично мне нравится реставрация такого совецкого наива, мне он напоминает старое уютное время. С другой стороны, это плохо: мы не можем больше практиковать этот тренд в коммерческих целях - теперь это удел менее удачливых студий и агентств. Нам же нужно искать что-то поактуальнее.

Почему вы не сняли с сайта информацию о былом сотрудничестве с ЮКОСом – самой одиозной в Россией компанией? Вы что не боитесь чрезмерного внимания власти, или того, что клиенты отвернутся?

Думаете, если кому-то надо будет найти, с кем работал ЮКОС, он будет ходить по сайтам веб-студий?

ЮКОС, как известно, был финансово прозрачен. А как с этим обстоят дела у DEFA Gruppe?

Мы ничем не лучше и не хуже других компаний на рынке. Мы полностью соответствует всем экономическим трендам, за которыми мы, поверьте, внимательно следим.

В вашей визитке на Составе про структуру DEFA Gruppe написано: прозрачная. Что вы под этим подразумевали?

То, что все люди - на виду. То есть нет теневых хозяев.

Каков оборот компании?

В этом году оборот DEFA Interaktiv и Plenum вкупе составил более 2,3 млн долларов.

Поставьте себя в рейтинг с вашими конкурентами – на каком месте вы окажетесь?

По интернету мы занимаем крепкое третье место. А если брать только сектор корпоративных и рекламных сайтов - то второе. Метим в лидеры. Что же касается брендинга – здесь мы еще, конечно, в начале пути. Тем не менее, спрос на наши услуги дает основания для уверенного роста.

DEFA Gruppe была образована через месяц после первой инаугурации второго президента России. Как проходила инаугурация (или инициация, или нечто подобное) у первого президента DEFA Gruppe?

Моя инициация произошла еще в Ленинграде, где я родился и вырос. Вы ведь знаете, что всем, кто родился в Ленинграде, сейчас живется хорошо. Я не исключение.

За эти 7 с лишним лет, пока людям из Ленинграда живется хорошо, Конституция России, не изменилась. А менялась ли Конституция DEFA Gruppe?

У нас нет Конституции - мы живем по понятиям. Сейчас это модно.

По понятиям – это беззаконие? Или тирания? Каков тип управления DEFA Gruppe: команда, семья, армия, завод, министерство, артель, тюрьма, банда?

Это сложный вопрос. В связи с тем, что за последние пару лет мы сильно изменились, сейчас в компании немного сбился психологический портрет. Раньше у нас было нечто вроде кампуса, такой партячейки, что ли. Мы прошли болезненное взросление, с переходом в другую крайность - механистического администрирования. И то и другое плохо. В 2008 году я планирую привести это в порядок, благо я набил руку как консультант по корпоративным брендам в Plenum.

Что вам ближе: восточный тип руководства или западный?

Конечно восточный – единственно возможный в нашей стране. При этом это отнюдь не деспотия.

В офисе DEFA Gruppe висит огромный, три на три метра, красный виниловый баннер с загадочной надписью «Die europäische gestalt». Что это означает?

Гештальт – это, проще говоря, образ. Мы чувствуем азиатскую сущность нашей культуры, а еще точнее способ понимания русскими людьми европейских правил и привычек. У нас в стране совершенно не востребованы европейские ценности, зато круто востребован европейский гештальт. Этим-то мы и торгуем.

Я знаю, что у DEFA Gruppe - собственная внутренняя валюта - цепни. Почему самое дорогое, что есть у человека – деньги – у вас ассоциируется с глистами?

Цепни теперь деноминированы и выведены из оборота. Могу подарить вам один на память.

Компания растет и приближается к тому размеру, когда делаются необходимыми бюрократические процедуры и разная там формализация бизнес-процессов. Как будете охранять команду от потери «касания» между сотрудниками, после которого бюрократия может совсем съесть креатив?

Мы уже пожинаем плоды роста – потеря эффективности труда, падение доходности, размытие корпоративных ценностей. Сейчас идет активная реструктуризация компания, сокращение персонала и т.д. Думаю для Defa Interaktiv – оптимальный состав – 30 человек. Для Plenum – 20.

Сколько дней, недель, месяцев или даже (страшно подумать) лет может без ущерба для бизнеса просуществовать DEFA Gruppe, если топ-менеджмент компании, не дай бог, куда-нибудь запропастится?

Ну, смотря что называть словом «запропастится». В управлении интернет-агентством лично я не принимал участия последние два года. Все плюсы и минусы ее текущего состояния – заслуга директора и партнера DEFA Interaktiv Николая Охитина. Другой вопрос, что для меня эта компания – любимое детище, и я всегда держу, что называется, руку на пульсе. Сейчас настало время вмешаться немного глубже в стратегические вопросы, как я уже сказал. Но вообще степень отчуждения меня вполне устраивает.

Текст: Галя Данилова

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы