"Нас не интересует 14,5 миллионов деловой аудитории"


Интервью | 13 Ноября 2008

"Нас не интересует 14,5 миллионов деловой аудитории"
Интервью с главным редактором портала BFM.ru Антоном Носиком
Антон Носик, создатель Ленты.ру, NEWSru.com и Газеты.ру, запустил деловой сайт BFM.ru. В интервью iToday.ru известный стартап-менеджер рассказал о том, что ждет его новый проект на рынке и как можно на нем заработать.

- На кого вы ориентировались при создании BFM.ru? На сайте есть технологические решения, которые используются западными онлайн-СМИ, например BBC, но пока не применяются ведущими отечественными ресурсами.

- История веб-технологий доставки информации сама себя повторяет из года в год. В Рунете мы вполне можем найти те элементы навигации, которые хорошо знакомы по сайтам BBC и SkyNews: на Дни.ру, недавно открывшемся Infox.ru и т.д. Дело в том, что когда кто-то вводит в строй новый способ навигации и оттачивает его так, что отображение в различных браузерах не вызывает проблем, то эту фишку быстрее всех перенимают стартапы или ресурсы, проводящие редизайн.

Первый дизайн Ленты.ру образца 1999 года от студии Артемия Лебедева имел ширину 618 пикселей. Следующий уже имел резиновую, то есть растяжимую верстку. В 1999 году Лебедев не мог сделать растяжимую верстку, а в 2004, наоборот, не мог сдать фиксированную – вся редакция этому сопротивлялась.

Сейчас фактически перестал иметь значение трафик. Это значит, что огромное количество информации загружается сайтом в режиме preload (то есть в процессе загрузки страницы, без запроса пользователя) с помощью AJAX и других технологий. Впрочем, это не изобретение 2008 года – так, например, построен ЖЖ. Но там есть проблема, которую мы обязательно решим на BFM.ru: эта история ужасно смотрится в мобильных устройствах.

Например, в ЖЖ есть тема для оформления дневника Lynx, названная в честь текстового интернет-браузера из Unix. Казалось бы, идея темы – ничего лишнего. Но из-за наворотов AJAX и CSS-стилей страницы в этой теме весят по мегабайту, что при тарификации GRPS у Билайна и МТС нереально. Мой счет за октябрь по карточке Билайна чисто за GPRS на iPhone составил 13 500 рублей: за Google Maps, Яндекс.Пробки и ЖЖ, без роуминга.

- Как с этим справится BFM.ru?

- Если сайт получается нормальным для ПК, но тяжеленьким для мобильных устройств, нужно разрабатывать отдельные версии сайта и приложения для мобильных устройств. Так делает, например, Google, который хотя сам не очень тяжелый, но имеет большую линейку мобильных приложений.

По профилю BFM.ru я знаю два отличных приложения для iPhone: Stocks от Yahoo и утилита от агентства Bloomberg. Последняя – вообще прекрасная: там есть РТС, ММВБ, тель-авивская биржа, возможность отслеживать котировки своих акций, читать новости Bloomberg и так далее. Нам очень хочется иметь у себя аналогичную штуку.

- То есть вы будете делать именно приложения, а не усеченные мобильные версии сайта?

- Функциональность версии онлайн-СМИ для iPhone должна отражать жизнь пользователя iPhone в не меньшей мере, чем жизнь этого СМИ. Bloomberg для iPhone, конечно, красиво доставляет новости агентства, но восторг не от этого. По доставке NY Times все равно лучше. Но при переходе в разделы Market, My Stocks, Stock Finder (показывает на своем iPhone приложение от Bloomberg) NY Times остается далеко позади. С этим приложением очень удобно взять кофе и читать спокойно все, что нужно.

Понятно, что если BFM.ru играет на этой поляне, то наш mobile application может сильно отличаться от основного сайта. К слову, самая лучшая страница, когда-либо созданная РБК, это pda.rbc.ru/quotes.shtml. О ней никто не знает, но лично я ее всем рекомендую иметь в закладках мобильного. У меня она на десктопе домашней страницей стоит. На ней почему-то нет котировок ММВБ и нефть показана Brent, а не Urals, но эти две строчки можно добавить одним звонком правильным людям.

- Вам-то сейчас лучше наоборот им не звонить, а сделать правильное приложение самому.


- РБК сообщает, что у него 14,5 миллионов пользователей. Но если никто из них в РБК пока не позвонил – значит, видимо, этот функционал волнует наших пользователей, а не их.

- Ваши пользователи – кто они? Зачем они придут на BFM.ru: за безоценочной информацией или личным мнением, советом?

- Существует специфика советов и личных мнений, ее можно наблюдать в ЖЖ. Повесьте в любом популярном журнале, где больше 10 тысяч читателей, вопрос: У меня образовалось $100 тысяч долларов. Что с ними делать: вложить в ПИФ, акции, депозит, евро, золото, фьючерсы, под подушкой спрятать. В ответ получите сотни ответов, в том числе от тех, кому нечего сказать по делу, людей с сильными убеждениями, бредовыми теориями, персон, заинтересованных в успехах конкретных компаний.

Всерьез вы обратите внимание только на ответы, содержащие дополнительные подробности для самостоятельного принятия решения. Петя может сказать: Акции такие-то рулят, но эти, возможно самые чистые соображения, невозможно оценить без дополнительной аргументации, то есть тех фактов, на которые опирается Петя. В этой аргументации ценность его слов. А если основывать свое решение просто на реплике акции такие-то рулят - значит, ты баран. Баранов у нас в стране, увы, хватает – см. результаты народных IPO ВТБ и Роснефти.

BFM.ru – не для баранов. Он для людей, которым петиного авторитета мало. Им хочется перед принятием решений обладать вводными. Это маленькая часть населения.

- Какая?

- Процентов пять. Но штука в том, что 5% - это очень много, если считать от 66-миллионной русскоговорящей аудитории Интернета (половина живет в России, половина за рубежом). И это те 5%, которые в конце дня пьют шампанское в отличие от счастливых обладателей акций ВТБ и Роснефти. Ковыряться в информации будет неленивый, но его и зовут Тема Лебедев – а ленивые, которые не ковыряются, ведут анонимные ЖЖ и комментируют Тему.

- Кто будет производить контент для этих 5%? Как организована ваша редакция, связана ли она с редакцией радио Business FM?


- Поскольку радио существует и достаточно успешно, странно было бы не сверять с ним часы. У радио есть своя система сбора и представления информации. Люди, в том числе обозреватели, работают там посменно, и мы за гонорары привлекаем тех из них, кто умеет не только говорить, но и писать. А так у нас отдельная редакция, собранная из людей с опытом работы в очень разных, но преимущественно новостных изданиях. Некоторые с опытом деловой или отраслевой журналистики.

Я привык к тому, что можно собрать команду единомышленников, в несколько итераций отсеять профнепригодных и вместе создать продукт, который будет расти вместе с развитием команды. Во всех успешных проектах – из ныне сохранившихся в заданном мной формате это Lenta.ru и NEWSru.com – мне удалось построить определенную школу. Суть ее в создании процесса, при включении в который любой порядочный и ответственный человек, умеющий писать по-русски, становится профессионалом в области подачи новостной информации. Любой информации, хоть про расщепление атома.

Успешный проект обязательно должен развиваться в постоянном контакте с читателями. Забавно: в первых откликах о BFM.ru посетители просили ввести те же фичи (набор сервисов – Ред.), которые уже есть на Ленте.ру. А там мы их делали тоже не сразу по задумке, а по ходу дела, ввиду необходимости. BFM.ru не приходит на рынок с набором готовых форм. У нас есть скелет, на который со временем нарастет функциональное и контентное мясо. К примеру, так обстоит дело с географическими тэгами. В тэге Новая Зеландия аккумулируются все экономические события, связанные с Новой Зеландией. Пока это бесполезно, их нет ни одной, но через год новозеландский русскоговорящий пользователь сможет этим тэгом воспользоваться.

- Метод нанизывания контента на тэги становится все популярнее в Рунете. Например, Sports.ru так делает – там по тэгу Андрей Аршавин можно получить новости, статистику, досье, фото…

- Ровно то, что мы предполагаем сделать, только с экономикой, а не спортом.

- Каков численный состав редакции?

- Порядка 30 человек: десять в новостном блоке, десять в блоке расширенных новостей, которые в первом экране. Пять человек, включая меня, это выпуск и редакционное начальство. Справочно-информационный блок (досье людей и компаний, котировки) – еще три человека. Плюс четыре бильд-редактора и административная часть: генеральный и исполнительный директора, бухгалтер.

- А маркетинг и продажа рекламы? В привлечении рекламодателей задействованы ресурсы Business FM?

- В холдинге Объединенные медиа есть одноименное рекламное агентство, которое занимается продажами всех существующих проектов холдинга и будет заниматься пакетными продажами BFM.ru. Прямыми продажами займется компания Artics Internet Solutions, которая делала наш сайт. Она же оказывает нам услуги по поисковой оптимизации. Благодаря этому проекту они рассчитывают хорошо вырасти.

- Однако это практически неизвестная студия. Как я понимаю, она из Питера?


- Они устроены правильно: отдел интерфейсов находится в Питере, разработка в Минске, а продажники – в Москве.

Как говорил Том Хейген в Крестном отце: У меня узкая практика – только один клиент. Artics – интернет-партнер ЦУМа, разрабатывал Яндекс.Авто для Санкт-Петербурга, работают с HeadHunter и Ренессанс-Капиталом. Поскольку это именно B2B-бизнес, то почти нигде у заказчиков не указаны копирайты Artics, поэтому они, что называется, хорошо известны в узких кругах. С Artics приятно иметь дело, поэтому мы делаем на них стратегическую ставку.

- Как вы будете продвигать сайт, помимо поисковой оптимизации?

- Действительно, мы, в отличие от Ленты.ру и Газеты.ру, будем заниматься поисковой оптимизацией. Это целевой трафик, пользователи привлекаются на конкретные интересующие их новостные темы. Наша основная задача – привлечь аудиторию своими текстами. Мы не будем раскручивать главную страницу, но повесим на других сайтах баннеры на конкретные материалы BFM.ru: на TimeOut и Film.ru – про кино, на Sports.ru – про трансферы игроков, на Афише - про экономику ресторанно-клубного дела.

Нас не интересует 14,5 миллионов деловой аудитории, о которой написано в отчете РБК. Ее не существует в природе. Сейчас сокращаются бюджеты рекламодателей на имиджевую рекламу в пользу бюджетов, ориентированных на прямые продажи. Лучше привлечь тысячу человек, из которых один купит у тебя Volvo, чем нагнать миллион, из которых машину не купит ни один. Рекламодатель прекрасно это осознает в ситуации, когда ему надо превратить большой бюджет в эффективный.

Поэтому когда рекламные агентства спрашивают: Какой у BFM.ru будет трафик?, я отвечаю – не впечатляющий, не тот, к которому вы привыкли. Не РБК и не Фишки.нет. Зато мы, условно говоря, будем знать каждого читателя в лицо.

- Это позволит узко таргетировать (он англ. Target – цель. – Ред.) рекламу.

- Мы будем сегментировать ее по отраслям экономики или привязывать к котировкам. Однако, например, Дема (Демьян Кудрявцев – гендиректор ИД Коммерсантъ – Ред.) в курсе всех современных решений в области таргетинга, позволяющих нарезать мелкими кусками аудиторию сайтов. Но когда он полтора года назад начал говорить об этом с рекламодателями, они ответили: Да зачем Вам париться с этим, Демьян Борисович? Нам вся ваша аудитория нужна. Заверните. Не важно, кто там мужчина, а кто женщина; кому 30, а кому 40 лет. Дайте нам всю.  

- На какие сроки окупаемости рассчитан бизнес-план проекта? Отвечаете ли вы за их исполнение?

- Рублем. Как совладелец.

Я бы хотел выйти на точку безубыточности осенью 2009 года. Хотя по инвестиционному плану для этого нет необходимости – он рассчитан на больший срок. Но вообще к бизнес-планированию в Интернете я отношусь скептически: слишком много факторов влияет на жизнь проекта, сложно предсказать результат тех или иных действий. Запуская Ленту.ру, мы не рассчитывали, что она достаточно быстро догонит и обгонит Газету.ру Влада Бородулина – однако случились взрывы домов в Москве, и в результате мы достаточно быстро обошли Газету. Естественно, нас никто не упрекнул в ошибочном планировании.

По большому счету планы нужны для того, чтобы вовремя признать факт неудачи. В случае же успеха планы бессмысленны. Эстер Дайсон (Esther Dyson) (знаменитый американский ученый, консультант, издатель и журналист, когда-то оказавшая поддержку и помощь в становлении бизнеса нынешним крупным игрокам российского IT-рынка – Ред.) хорошо сказала: Бизнес-планирование в Интернете – это как при езде в машине планировать маршрут на три километра вперед, находясь в тумане с диапазоном видимости в десять метров.

- У вас репутация и характер стартап-менеджера. Насколько долгой будет история с BFM.ru?

- Я предвижу в BFM.ru полный год довольно тяжелой работы. У проекта есть две стадии развития, на которых мое присутствие в качестве фулл-тайм-менеджера необходимо. Первый – до конца февраля, когда проект должен нарастить базовое ядро аудитории. Второй – развитие заложенных возможностей, до осени 2009 года. То есть сначала сайт нужно на медийной карте обозначить, затем из этой позиции выжать все мыслимые контент-партнерства, которые позволят объединить усилия с другими площадками и правильно встроить проект в пейзаж Рунета.

При этом мой параллельный с BFM.ru проект зародился в марте этого года и будет запущен, я думаю, в январе следующего. Это не медийный, а большой сервисный проект.

- Проект связан с Вашим участием в фонде Reveality Venture Capital?

- Это совместное предприятие между мной и одним из инвесторов этого фонда. Те же деньги, но в другой конфигурации. Но, слава Богу – для BFM.ru – в этом проекте я соучредитель без кресла менеджера.

- Какие эмоции вы испытываете от возвращения в онлайн-СМИ после окончания каденции в СУПе?

- Совершеннейшую эйфорию и счастье. Помолодел на 10 лет.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы