«Смартфоны и планшетники — это газеты и журналы будущего», Матиас Депфнер, глава Axel Springer Verlag


Интервью | 09 Ноября 2010

«Смартфоны и планшетники — это газеты и журналы будущего», Матиас Депфнер, глава Axel Springer Verlag
О будущем бумажной прессы

Председатель правления издательского дома Axel Springer Verlag МАТИАС ДЕПФНЕР в интервью Handelsblatt делится своими представлениями о том, как вести себя традиционным медиа во времена, когда все больше контента распространяется в Сети.

— Г-н Депфнер, все больше издателей — в Великобритании, США, Германии — отмечают быстрый рост количества потребителей платного контента в Интернете. Означает ли это, что медийный бизнес в Сети возвращается к своему нормальному состоянию?

— Период детских восторгов по поводу связанных с Интернетом новых технологий явно завершается. Начинается новый этап, когда все приходят к одному выводу: решающим фактором успеха является качество контента. За хорошим контентом стоят определенные траты. В действительности это и есть возвращение медийного бизнеса к нормальному состоянию.

— Однако принцип бесплатного пользования Всемирной паутиной как достижение цивилизации и демократического прогресса до сих пор продолжают превозносить, прежде всего интернет-концерны из Силиконовой долины — Google и т.д. ...

— Эти тезисы весьма умело распространяли многие. Под прикрытием заявлений о «духе времени и прогрессивных идеях» они последовательно защищали определенные интересы, делая это за счет медийной отрасли. Достаточно вспомнить книгу Криса Андерсона «Free», в которой, к немалой радости интернет-поисковиков, прославляется бесплатность Всемирной паутины. Ведь поисковые серверы абсолютно не заинтересованы платить за контенты, которые они копируют, обрабатывают, систематизируют и, главное, перепродают.

— Ну а читатели, разве они были вашими верными союзниками?

— Упрекнуть их мы ни в чем не можем. Если в супермаркете вам предлагают сливочное масло бесплатно, то вы, конечно, не откажетесь. И никто из нас не задумывается в этот момент, разорится ли его производитель.

— Поэтому-то в супермаркете ничего даром и не предлагают — ни сливочного масла, ни пластиковых пакетов.

— Тот же подход пробивает себе дорогу и в медийной отрасли. Даже интернет-поисковики или владельцы социальных сетей, а также софтверные концерны и производители компьютерного «железа» начинают сознавать, что, выбивая почву из-под ног медиаиндустрии, они вредят и сами себе. Ведь если уровень разнообразия, независимости и качества контента снижается, то страдают от этого все. Может наступить момент, когда ничего достойного доверия в Мировой паутине искать или обсуждать в социальных сетях не окажется.

— И каковы же в этой связи ваши выводы? Неужели повсюду устанавливать шлагбаумы, требуя платы за информацию, как это практикуется в медийной империи Руперта Мердока?

— В течение всего лишь нескольких месяцев издательская группа Руперта Мердока Times заполучила в Великобритании 200 тыс. новых подписчиков, причем 105 тыс. из них — только в Интернете. Добиться буквально на ровном месте подобного результата — настоящая сенсация. Привлечение такого большого количества новых подписчиков потребовало бы в рамках классического печатного бизнеса гораздо больше и денег, и времени.

— Словом, Руперт Мердок — пример для Axel Springer Verlag?

— Во всяком случае показатели Times внушают и нам серьезные надежды. Летом прошлого года, еще до новаций Руперта Мердока, мы ввели платное пользование так называемым премиальным контентом. Мы пробуем разные модели, предлагая платный контент как PDF-версии, приложения к смартфонам, iPad и частично в стационарном Интернете. Например, в электронной версии гамбургской вечерней газеты Hamburger Abendblatt мы сделали платными местные новости и сообщения из мира спорта. Опасения, что это приведет к оттоку читателей, не оправдались.

— А к чему это привело?

— У нас увеличивается число платных пользователей. Более того, рост охвата читателей Hamburger Abendblatt измеряется двузначной цифрой. Все больше ценящих хороший язык, качество, независимость и профессионализм людей осознают, что такие статьи с неба не падают, а пишутся журналистами, труд которых тоже должен быть оплачен.

— Какова ваша ценовая политика в отношении онлайн-контента?

— Говорить о ценовой политике пока рановато. Тут мы экспериментируем. В созданном нами i-Kiosk электронная газета стоит примерно столько же, сколько и ее печатная версия. Ведь, в конце концов, читатель получает ее накануне вечером.

— Многие читатели газет в их электронных версиях считают, что цены слишком высоки, ведь издатель не тратится ни на приобретение газетной бумаги, ни на транспорт.

— Ну, в начале пути мы вынуждены делать дополнительные инвестиции, которым только предстоит окупиться. И в переходный период от старого мира СМИ к новому нам приходится многое проверять и перепроверять. В дальнейшем меньшая затратность бизнеса цифровых СМИ наверняка приведет и к снижению подписки на электронные газеты.

— Выручка ваших электронных СМИ составила за первое полугодие 334 млн евро. Когда доходы от распространения контента в Интернете и через мобильники превысят выручку от ваших газет и журналов?

— Мы планируем, что через семь лет половину всей нашей выручки даст подразделение электронных СМИ. Впрочем, сейчас все развивается так стремительно, что момент этот может наступить и лет через пять. Однако всерьез планировать тут мы не можем, подобные предположения следует рассматривать скорее как наметки цели. Так что никаких твердых обещаний. Фактом является только то, что в первом полугодии мы добились наивысшего показателя за всю историю концерна.

— Ввиду падения тиражей общее настроение в медийной отрасли оптимизмом по-прежнему не отличается. Старая бизнес-модель разрушается, а новая проявляет себя лишь схематично...

— Царящая в издательствах депрессия абсолютно неуместна. Я понимаю ее все меньше и меньше. Да, мы имеем дело со структурным спадом одного из каналов распространения информации, а именно через печатные СМИ. Но ведь, с другой стороны, мы видим гораздо более сильный подъем двух новых каналов распространения — Интернета и мобильной телефонии. Это придает мне большую уверенность — как в отношении нашего издательского дома, так и всей медийной отрасли в целом.

— Значит, кризис СМИ — выдумка самих СМИ?

— Тут нужно четко различать: обсуждаем мы структурные изменения, касающиеся носителя информации, или кризис журналистики? В принципе оснований для того, чтобы пессимистично смотреть в будущее журналистики, нет. Благодаря новым электронным каналам распространения информации журналистика имеет прекрасные перспективы для своего развития. Пессимизм тут неуместен.

— Что станет для издателя газет и журналов в будущем более важным: Интернет или мобильная телефония?

— Смартфоны и планшетные персональные компьютеры будут газетами и журналами будущего. Я в этом не сомневаюсь. В то же время я понимаю, что находимся мы только в самом начале этого пути.

— А что еще ждет нас в этом новом мире СМИ будущего?

— Быть может, через пару лет появится шариковая авторучка, которая будет превращаться в экран, или экраны, которые можно будет свернуть, как газету, и сунуть во внутренний карман плаща. Возможно, что вместо обоев на стены наших комнат мы станем клеить миллиметровой толщины плоские экраны, а в стеклах новомодных очков станут отражаться актуальные события мировой политики. А может быть, чип-имплантат позаботится о том, чтобы информация поступала прямо на сетчатку ваших глаз. Одно ясно уже сегодня: дигитальные носители информации открывают перед нами гигантские возможности. Наша же задача — создавать настолько привлекательные контенты, чтобы люди были бы заинтересованы в их получении и могли бы купить их максимально просто.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы