"Меня же сюда не гулять по базару позвали"


Интервью | 04 Марта 2010 | 3

"Меня же сюда не гулять по базару позвали"
Александр Роднянский впервые рассказал о том, что работает в Национальной Медиа Группе
Вчера состоялась пресс-конференция, посвященная планам Национальной Медиа Группы (НМГ), прежде всего новой концепции входящего в холдинг "Пятого канала". Кроме генерального директора НМГ-ТВ (подразделение, созданное для управления телеактивами) Владимира Ханумяна, первого заместителя гендиректора "Пятого канала" Натальи Никоновой, в ней принял участие и бывший руководитель "СТС-Медиа" Александр Роднянский. Еще осенью "Ъ" первым из СМИ опубликовал информацию о том, что господин Роднянский после своего ухода с должности президента "СТС-Медиа" (оставаясь при этом ее акционером и членом совета директоров) занимается преобразованием телеканалов, входящих в НМГ. Но сам он это категорически опровергал. Накануне пресс-конференции АЛЕКСАНДР РОДНЯНСКИЙ ответил на вопросы обозревателя "Ъ" АРИНЫ БОРОДИНОЙ, где признался в том, что сейчас заключает трехлетний контракт на работу в НМГ.


— Вчера вы впервые публично выступили, представляя интересы Национальной Медиа Группы. О том, что именно вы, еще с лета, стали там ключевой фигурой и занимались, прежде всего, разработкой стратегии "Пятого канала" знал весь рынок, а вы этот факт упорно опровергали. А чего вы собственно, так скрывали то, что было всем очевидно?

— Во-первых, я ничего не скрывал. Чем занимался для НМГ — о том публично и рассказывал. Во-вторых, я консервативный человек, с трудом вхожу в отношения с любой новой компанией. В особенности после двух больших медийных историй, которые у меня за спиной. Историй очень успешных — имею в виду украинский канал "1+1" и "СТС Медиа". И, честно сказать, по завершению эстээсовской, я полагал, что мой опыт работы в вещательной индустрии завершен. И поэтому с интересом, но без особого энтузиазма отнесся поначалу к предложению НМГ. Я и сейчас, должен вам сказать, не вел разговора о том, чтобы непосредственно возглавить компанию в качестве ее операционного управляющего. И тот статус, в котором я с вами разговариваю, это именно тот статус, который меня на данном этапе устраивает много больше, чем любой другой.

— И какой же статус вас сейчас устраивает?

— Я — председатель Экспертного совета Национальной Медиа Группы.

— Эту структуру придумали специально для того, чтобы легализовать ваше положение в НМГ, после того, как вы заключили мировое соглашение с "Альфа-Групп" и стали свободны от обязательств в отношении "СТС Медиа"?

— Меня не надо легализовывать. В НМГ мне предлагалось несколько позиций, которые могли бы устроить огромное количество людей. Но мне интересен только творческий элемент телевизионной деятельности.

— И все же публично вы все время отрицали свое участие в разработке концепции. Но весь рынок знает, что именно вы ведете переговоры с производителями, как первое лицо, представляющее интересы и "Пятого канала" и РЕН ТВ. Вы придумали новую концепцию "Пятого канала". Одним словом тем, чем обычно на телевидении занимаются руководители каналов… А называетесь председателем Экспертного совета. Это какая-то абстрактная должность. 

— Я не занимаюсь операционной деятельностью НМГ-ТВ. Не занимаюсь всем, что связано с управлением той огромной производственной инфраструктурой, которой обладает это подразделение. Просто себе представьте, это 58 тысяч кв.м. только в Питере и почти 1,5 тысячи работающих там людей. Московская инфраструктура — это РЕН с несколькими сотнями людей - большой телевизионный канал. На последнем этапе своей работы в "СТС Медиа" я, кажется, говорил, что не хочу больше заниматься операционно-административной работой. Я, безусловно, заинтересован во всем, что связано со стратегией и развитием каналов.

— А как же это может быть без денег?! Вы же на бумаге просчитываете и представляете акционерам план, сколько ваши творческие идеи будут стоить. Иначе, в общем, грош им цена…

— Мне кажется, после "СТС Медиа" и IPO в чем меня нельзя упрекнуть, так это в том, что я не умею соотносить свои творческие идеи с реальностью. Тем более я работаю в плотном контакте с менеджментом НМГ-ТВ. И эти люди были мной рекомендованы акционерам, они мне близки. Это, собственно и дало основание для многочисленных разговоров и пересудов в отношении моего участия в работе НМГ. Прежде всего, это Владимир Ханумян, который возглавляет НМГ-ТВ. Он реально управляет процессом и он компетентный серьезный профессионал.

— После того, как президент этой медиагруппы Сергей Фурсенко был избран главой Российского футбольного союза, эта должность в НМГ оставалась вакантной. И говорили, что на эту статусную позицию будете назначены вы. Но почему-то вас так на нее и не назначили. Что все-таки не срослось?

— Нет, на самом деле все срослось. Все получилось, как мне и хотелось. Поверьте, я и многие в НМГ предельно не тщеславны. 

— Так бывает?! Мне казалось, что все лидеры рынка, и вы не исключение, люди весьма амбициозные.

— Ну, это скорее ваша привычка общения с предельно тщеславными людьми… Амбициозность и тщеславие — разные вещи. 

— Стало быть, для вас название должности, которую вы занимаете, не играет роли?

— Безусловно. 

— Вы все время очень расплывчато говорите, о тех, кто вам предложил работу в НМГ. Вас пригласил главный акционер НМГ — Юрий Ковальчук?

— Если я так говорю, значит это неслучайно. Я наследую корпоративную политику — не комментировать действия акционеров. Скажу так: безусловно, я разговаривал с акционерами компании. Конкретные фамилии я называть не склонен. Но за предложение работать в НМГ я акционерам признателен. 

— Вы обсуждали с ними предложение о работе в НМГ, еще работая на "СТС Медиа"?

— Нет, конечно. Я начал разговаривать, уже уйдя с позиции президента.

— Но вокруг вашей ситуации с уходом из "СТС Медиа" и работой на НМГ есть совсем иные версии, с другими сроками. Мне эту цепочку рассказали так. Летом прошлого года, в разгар кризиса, Юрий Ковальчук просил о поддержке НМГ. Он обратился к Владимиру Путину. Премьер в свою очередь попросил найти возможность поддержать НМГ, обратившись к Михаилу Лесину, который тогда еще был советником президента Медведева. Лесин предложил вашу кандидатуру на роль топ-менеджера НМГ. И практически вопрос уже был решен. Но в самом конце в эту ситуацию неожиданно вмешался Владислав Сурков (первый заместитель главы администрации президента.— "Ъ"). Он выступил против вашего назначения, припомнив вам 2004 год, когда принадлежащая и возглавляемая вами украинская телекомпания "1+1" поддержала на Майдане Виктора Ющенко. А главное Сурков поставил вам на вид вам фильм Павла Бардина "Россия 88" (этот нашумевший фильм, посвященный проблеме скинхедов, власти стали обвинять в экстремизме, и едва не запретили к показу.— "Ъ"), продвижению которого вы оказывали активную поддержку, в том числе и в рамках Берлинского кинофестиваля. В общем-то, после такого "напоминания" о вашей неблагонадежности уже и Дмитрий Медведев принял решение на официальные должности в НМГ вас не назначать. Как вы это все прокомментируете? 

— Какая-то мыльная опера. Многое слышу впервые. Например, версию про "Россию-88" в связи с моим переходом в НМГ. Фильм "Россия-88", действительно, история достаточно громкая в узких кругах. Но в связи с НМГ ее никто не вспоминал. Откровенно говоря, в упомянутых вами разговорах я не участвовал и со многими их участниками даже не знаком. Но мне кажется, что все происходило несколько иначе. 

— Но с Михаилом Юрьевичем Лесиным ваше участие на первом этапе работы в НМГ все-таки было тесным? Сейчас он уже не является советником президента и об этом можно говорить.

— С Михаилом Юрьевичем я знаком давно и чрезвычайно его уважаю, но в НМГ совместно мы пока не работали. Вероятно, у него был свой интерес к развитию компании. И в большей степени этот интерес был связан с очень хорошо знакомым ему бизнесом Национальных Кабельных Сетей (НКС). Он вообще один из самых больших экспертов в области цифрового и внеэфирного вещания. Лесин всегда выстраивал стратегии на будущее и разбирается в индустриальных вопросах очень хорошо.

— Кстати, говорят, что он был совладельцем НКС вместе с Сулейманом Керимовым, а потом продал их как раз НМГ. Хотя, официально это никогда никем не было подтверждено.

— Комментировать я это не могу, это не мое, в общем, дело.

— А версию с тем, как все развивалось летом прошлого года, вы опровергаете?

— Конечно. 

— Но вот сейчас именно этот поворот, как рассказывают мне, получил развитие уже во второй раз. После ухода из НМГ Сергея Фурсенко, Юрий Ковальчук не захотел вас назначить на должность президента медиахолдинга, поскольку уже один раз вас в Кремле не утвердили, и рисковать, видимо, больше никто не захотел. Но, чтобы вы как-то официально уже могли быть связаны с НМГ, представлять ее интересы, незадолго до вчерашней пресс-конференции была придумана идея с Экспертным советом, который вы и возглавили. 

— Еще одна излишне драматичная версия. Но мне кажется, что если бы кто-то чего-то всерьез опасался, то вряд ли бы я вообще сейчас работал в НМГ.

— Как знать. Одно дело президент холдинга, куда входят два национальных телеканала, и где есть новости, а значит медиаресурс политический, другое дело — лишь глава Экспертного Совета. В любой момент можно сказать: "Роднянский у меня просто возглавляет Экспертный Совет и не является первым лицом".

— Вы говорите о мире чрезвычайно серьезных и ответственных людей. А ответственные и серьезные люди не принимают решения в расчете на детское восприятие, характерное для нашего телевизионного рынка. 

— Стало быть, и у меня, и у десятков других людей, которые сегодня занимают весьма серьезные должности, в том числе на нашем телевидении, являясь вашими коллегами, детское восприятие. 

— Но вы же не сами эти истории придумали?! Кто-то же вам их рассказывал?!

— Вы меня подозреваете в какой-то мировой закулисе… О том, как и почему вас не назначили в НМГ мне рассказывали достаточно информированные люди. 

— Нет, поверьте, ни в какой мировой закулисе я вас не подозреваю. Но, если я не слышал подобной версии событий, даже во внутренних разговорах, то вряд ли такое может быть. 

— То есть работать не президентом Национальной Медиа Группы, а возглавлять лишь ее Экспертный совет — это ваше личное желание?

— Безусловно! На данном этапе — это компромисс моего личного желания развивать собственный бизнес кинопроизводства и интерес к разработке стратегии НМГ. 

— Сразу несколько весьма известных участников телевизионного рынка, рассказывали мне, что вы недавно просили Юрия Ковальчука компенсировать вам лично те 30% акций, который в результате мирового соглашения с "СТС Медиа" и "Альфа-Групп" вы потеряли? Речь идет о десятках миллионов долларов. 

— Это невозможно даже предположить. Хотя это был бы красивый футбольный трансфер (смеется). Нет. Я такого рода разговоры не вел.

— Хотя логичная просьба. Ведь пострадали-то вы из-за НМГ, лишившись заметной суммы денег из своего пакета акций "СТС Медиа". Но говорят, что акционеры НМГ в просьбе вам отказали.

— Поймите, это все досужие слухи, разговоры. Акционеры встретились со мной, предложили систему задач. Я согласился. Может быть, это одна из последних, если не последняя возможность на телевизионном рынке построить новую сильную медийную компанию. Потому что дальше уже начинается мир цифрового телевидения, где будут тысячи разных телевизионных каналов... И совсем другая реальность.

— Но и для вас лично это тоже фактически последний шанс вернуться в большее телевидение. Других мест на рынке нет.

— Я уже сказал, что после работы на СТС совершенно не был уверен, что вещательное телевидение мне будет интересно. Соглашаясь на предложение акционеров НМГ, я предупредил, что, заинтересован в этом масштабном проекте и как независимый продюсер. Я довольно серьезно выстраиваю свой кино-телепроизводственный бизнес. Я просто назову вам несколько своих проектов, и вы поймете, что это для меня: а) действительно, искренне интересно; б) ни один телевизионный канал, в особенности, например, входящий в группу "СТС Медиа" или НМГ, которая ориентируется на более взрослую и, соответственно, образованную аудиторию, не в состоянии обеспечить осуществление моих творческих планов. Сейчас в запуске нашей с Сергеем Мелькумовым совместной компании "Нон-стоп продакшн" несколько проектов. Это байопик "Достоевский" режиссера Владимира Хотиненко, "Белая Гвардия" Сергея Снежкина — два главных проекта, которые снимаются для канала "Россия 1". Третий фильм Андрея Звягинцева "Елена", и новый фильм Федора Бондарчука "Сталинград". Еще работа Александра Миндадзе о чернобыльской катастрофе (фильм будет называться "В субботу"). Кроме того, совершенно особый киноэксперимент Павла Костомарова и Александра Расторгуева "Я тебя люблю". Это я навскидку назвал несколько проектов, которыми регулярно занимаюсь. И это моя жизнь сегодня. И отказываться от этого я не хочу. 

— Вы пытаетесь убедить в том, что невозможно быть генеральным директором или президентом телекомпании, и совмещать это с активной продюсерской деятельностью. Но такие примеров на рынке достаточно. К тому же и вы сами много лет делали десятки известных фильмов, при этом вам это не мешало руководить сначала "1+1", потом СТС. У вас еще и фестиваль "Кинотавр" при этом был, совладельцем которого вы являетесь несколько лет, и ничего… 

— Нет, на СТС это мне мешало. Акционерам это не особенно нравилось. Во избежание подобного я хочу отстроить самостоятельную производственную структуру, которая сможет производить что-то любопытное, в том числе, и для НМГ. 

— Правда, что на новую концепцию "Пятерки" и РЕН ТВ вам акционеры дали почти $100 млн? Но еще столько же вам не хватает для реализации ваших планов на "Пятом канале"?

— Это не про нас. В рамках предложенной НМГ-ТВ стратегии существует только бюджет компании, управляющей двумя телеканалами, на 2010-й год, который утверждается и корректируется акционерами. Точную сумму назвать не могу. Существует простая и, как мне кажется, многим на рынке понятная ситуация. РЕН ТВ — компания, если не прибыльная, то самоокупаемая, даже в условиях кризиса. А "Пятый канал", это не секрет, больше тратит, чем зарабатывает. Когда речь идет об инвестициях акционеров, то это касается погашения дефицита "Пятого канала". У РЕНа такого дефицита нет. Сумма, выделенная акционерами на 2010 год, значительно меньше вами названной. 

— Предыдущие годы "Пятый канал" был дотационным. Деньги тратились, а особенного прорыва так и не было. 

— Я не обсуждаю то, что здесь было до нас. "Пятый канал" сам по себе как телевидение, мне симпатичен. Это интеллигентная, комфортная среда обитания, может быть, без особых программных побед. И наша задача, я имею в виду новую команду, эту ситуацию радикально изменить. То есть выстроить и обозначить бренды обоих каналов, дав соответствующие сигналы аудитории каждого. Объединив два телеканала в холдинг, добиться максимальной синергии и сократить расходы. Потому что и моих коллег, и меня, в частности, пригласили не для того, чтобы тратить деньги. А для того, чтобы сокращать расходы, находить эффективные модели управления компанией, которые обеспечат и качество программирования, и содержательность телевизионной коммуникации.

— Но это все-таки функции скорее именно менеджмента, а вы говорите, что как раз не хотите заниматься операционной деятельностью, и всем, что с этим связано. 

— Но меня же сюда не гулять по базару позвали. Поэтому, когда я обсуждаю с коллегами и предлагаю им какие-то решения, то делаю это в рамках бизнес модели НМГ и стратегии НМГ- ТВ...

— То есть предложенные вами идеи, менеджмент НМГ-ТВ уже просчитывает до деталей?

— Конечно. Совместно разрабатываем стратегию и переводим в реальные действия.

— А зарплату по контракту вы будете получать как председатель Экспертного Совета НМГ?

— Пока еще не получал, и контракт в стадии подписания. Но буду получать именно как председатель Экспертного Совета.

— В ноябре, в интервью "Ъ" гендиректор НМГ-ТВ Владимир Ханумян говорил о том, что из "Пятого канала" вы хотите сделать настоящее интеллигентное телевидение. С 15 марта на канале будет новая сетка. Чем будете поражать зрителей и завоевывать рекламодателей?

— Во-первых, хочу сказать, что "Пятый" — это безусловная мечта всех, кто работает в телевидении. Во всяком случае, всех, кого я знаю, с кем работал. Потому что "Пятый канал" позволяет делать содержательное, современное и интеллигентное телевидение, не слишком зависимое от большой массовой аудитории. Потому что, и это видно и по "Первому каналу", и по "России", при наличии 20% аудитории в прайме, канал обязан удерживать аудиторию, предлагая самые популярные жанры — теленовеллы, сериалы или развлекательные шоу. На "Пятом канале" этой зависимости нет — там нет 20% доли аудитории в прайме, впрочем, как и в любое другое время.

— Но вы же явно не собираетесь гордиться и останавливаться на тех 1,5–2% аудитории, которые сейчас в среднем собирает "Пятый"

— Конечно, нет! Но это канал с профессиональными и, я бы даже сказал, художественными амбициями, делать который предельно интересно! Мы хотим, чтобы "Пятый канал" можно было бы сравнить с образованным толковым и очень вовлеченным во все обстоятельства сегодняшней жизни компетентным собеседником: будь то политические, социальные проблемы или бытовые неурядицы. Многим подчас необходим такой собеседник. Но не все его находят. Вот "Пятый канал" и попробует им стать. 

— "Компетентный собеседник" — это словосочетание я уже слышала от Владимира Ханумяна, когда он говорил мне в интервью про новый образ "Пятого канала". Видимо, вы, действительно, работаете в очень тесном тандеме.

— Но я же говорю, что здесь работает команда! Мы многое обсуждаем и формулируем вместе. Мы полагаем, что на сегодняшний день существует потребность в телевидении, способном увидеть за шквалом информации, ежедневно обрушивающейся на людей, вполне обоснованные закономерности и взаимосвязи. Этот канал должен стать не просто источником информации и анализа, здесь ключевыми словами должны стать: "компетентность", "стремление к знанию", "отсутствие примитивных моделей жизни". Я к такому телевидению отношусь, безусловно, очень небезразлично. Для меня, если хотите, это такой личный вызов. 

— В каких конкретно форматах на "Пятом канале" вы это хотите реализовывать?

— Когда я говорю "компетентный собеседник", то, понятно, что речь идет о телевизионном канале, на котором в прайме не может быть ни теленовелл, ни даже драматических сериалов. Ну, за исключением редкого случая, когда может появиться событийный сериал, сопоставимый по уровню с моим любимым сериалом "Рим". Такой сериал мы поставим в прайм-тайм и предложим зрителям его обсудить. Но таких сериалов пока нет, их и не может быть много, так что самым главным жанром "Пятого канала" станет ток-шоу. 

— То есть вы хотите вернуть на телевидение жанр, который в последние годы умер, причем насильственной смертью?

— Нам надо обязательно приучить нашу аудиторию к тому, что надо слушать, думать, дискутировать. Я понимаю, что чудеса невозможны, но надеюсь, что со временем зритель начнет реагировать на телевидение, которое последние годы с точки зрения зрительского успеха считалось маргинальным.

— Маргинальным жанр настоящего ток-шоу стал по мнению власти, которая так захотела, а телевидение эту мысль укоренило. А зрителей об этом уж точно не спрашивали. 

— Я согласен, с тем, что телевидение прекратило эти жанры развивать, а не зрители перестали смотреть. Сейчас мы на "Пятом канале" возвращаемся к тому, что называется "дискуссионная площадка" в разных жанрах.

— Кроме политического, как я понимаю.

— Ну, почему?! У нас есть все, что связано с общественно-политической жизнью. На "Пятом канале" будут два вечерних выпуска новостей в 19.00 и в 22.00. Вместо прежних выпусков, выходивших раньше в половине часа. У нас с понедельника по пятницу будет ежедневное актуальное ток-шоу "Свобода мысли". 

— Но, к примеру, тема разгона ОМОНом оппозиции на Триумфальной площади в Москве вряд ли же станет здесь темой для обсуждения?

— Ну, вы сразу меня втягиваете в конкретную дискуссию. 

— Я просто пытаюсь уточнить систему координат. Вы же сказали, что политика тоже будет…

— Политика может быть разной. Конкретной версткой этой программы я не занимаюсь. Я твердо понимаю, что в этой программе будут звучать существенно важные, общественно резонансные темы, они будут тут обсуждаться. Каждый будний вечер с понедельника по пятницу в 21.00. В самый пик телевизионного вечера.

— То есть дискуссия в ток-шоу будет вестись в рамках того, что сегодня позволено на большом телевидении и утверждено властью? 

— Дискуссия будет идти в той системе координат, в которой существует "Пятый канал", канал вызывающий у публики уважение. 

— А кто станет ведущим вашего главного ток-шоу?

— Александр Вайнштейн, продюсер, журналист, предприниматель, он получал в свое время премию ТЭФИ за программу о футболе, которую вел на НТВ. А его соведущей будет Ксения Собчак.

— И здесь Ксения Собчак. Ее довольно много в эфире. Вас это не смущает?

— Смущает. Более того, я ставил перед ней этот вопрос и предлагал уйти отовсюду. 

— Но она, конечно, не согласилась. Одно дело вести что-то на "Первом" или выступать в шоу на "России 1", или быть постоянной ведущей на ТНТ, а другое дело на "Пятом", который смотрят пока гораздо меньше зрителей. 

— Мы договорились, что начнем и посмотрим. Ведь телевидением Ксения занимается профессионально, она этим зарабатывает на жизнь. Как только Ксения поймет, что у нас все получается, и что это надолго, то вернемся к разговору. А сейчас — параллельно только "Дом-2", там ее постоянная работа. 

— Да, странноватое сочетание для общего реноме получается. Актуальное ток-шоу на интеллигентном канале и "Дом-2"…

— Нам на "Пятом канале" нужно немного перца. И другого взгляда. И я надеюсь, что в перспективе у Ксении Собчак останется только один проект, и эта будет серьезная работа с нами.

— А Тину Канделаки, которую вы всегда так отмечали, тоже пригласили на "Пятый канал"?

— Ее нет.

— А что так?

— Ну а почему я должен был ее приглашать на "Пятый"?

— Неужели разочаровались в ней?

— Я не разочаровался, считаю ее замечательной ведущей. Просто на "Пятом канале" совершенно другая концепция и другой коллективный портрет ведущих. Единственный "провокативный герой" — это Ксения. Но и она ни у кого особенно не вызывает активного сопротивления. 

— Кто еще будет работать на "Пятом", какие новые проекты будут выходить?

— Изменения будут радикальными. Шесть новых ежедневных программ. И четыре - выходного дня. Очень качественный кинопоказ и много документального кино. В эфире "Пятого канала" появятся новые ведущие, многие из них хорошо известны и любимы зрителями. 

— Кто именно?

— Андрей Норкин. В 19.30, после новостей будет выходить познавательная программа "Реальный мир". Она увлекательно исследует наш мир, который, ежедневно меняют технологии, соответственно, изменяя и наш образ жизни. 

На "Пятом" появится Сергей Майоров. Каждый день в 22.30, тоже после новостей будет выходить тележурнал "Дневник наблюдений". И в отличие от фокуса на знаменитостях в "Историях с деталями", здесь главными героями станут неизвестные, но чрезвычайно интересные люди. Личности. На канале будет работать Дмитрий Быков. Он станет ведущим ток-шоу выходного дня под названием "Картина маслом". В ее рамках будет такая дискуссионная площадка, где будут обсуждаться резонансные события: кино, телевидения и еще шире — такая медийная сфера. 

— Такой расширенный "Закрытый показ"?

— Это принципиально не "Закрытый показ". "Картина маслом" не гетто, в хорошем смысле слова, для качественного авторского кино. Здесь будут резонансные, известные большинству зрителей проекты или фигуры. 

Оксана Барковская готовит цикл документальных мини-сериалов. Будет программа Александры Вертинской о русском стиле в современном мире дизайна, архитектуры, искусства. В пространстве того, что называется художественным контекстом. 

— А что еще будет в современном социальном контексте?

— Ника Стрижак, конечно, с "Открытой студией". Это прямой эфир по-прежнему. Более того, она еще будет вести уже выходившую на "Пятом" программу "Встречи на Моховой". С новым проектом возвращается в эфир Светлана Сорокина. С ежедневным циклом про историю телевидения.

— Вы считаете, что можно сейчас рассказывать про историю телевидения, в целом, без истории разгрома НТВ и про то, как закрыли ТВ-6, исчез ТВС?

— Можно рассказывать обо всем. 

— Даже так?!

— Мы же говорим о конкретных телевизионных событиях и передачах, выходивших в 1993-м, 97-м, 98-м, 2005-м..

— Ну, про эти года можно спокойно рассказывать, а вот как про 1999-й, 2000-й, 2001-й, 2003-й…

— Эта программа, безусловно, опрокинутая в сегодняшний день. Если хотите, она такое повторение пройденного. История страны через историю ее телевидения…

— Эту историю рассказать честно сейчас трудно. И Сорокина согласилась работать с вами?

— Мы уже снимаем, каждый день. Уже несколько дней идут съемки.

— То есть ее не смутило, что, несколько лет назад, когда вы пригласили Сорокину на канал "Домашний", уже после четвертого выпуска программа была закрыта. А все потому что ваших тогдашних акционеров из "Альфа Групп" попросили это сделать в кремлевской администрации… 

— После второго выпуска. И это сделал я сам.

— Ну вот, я уже забыла, что даже после второго… Программа называлась "В круге Света", Светлана вела ее вместе с главным редактором "Эха Москвы" Алексеем Венедиктовым… В том выпуске, который не устроил Кремль речь шла о проблемах суда присяжных. 

— Во-первых, я извинился за форму, в которой мне пришлось закрыть программу. Пусть позже, но извинился. Во-вторых, всех, кто работает в телевидении, объединяет вечная надежда на причастность к серьезному уважаемому и небесполезному для аудитории делу. И в нашей жизни многое бывает. 

— Да, я помню, как вы объясняли закрытие программы "В круге Света" через "Интерфакс", о том, что она не соответствует семейным ценностям, заложенным в концепции канала "Домашний"… А как вы непосредственно собираетесь вовлекать зрителя в смотрение "Пятого канала". По всей Москве висят билборды с логотипом "5" и с призывом "Настройся". Но при этом, ни один столичный телегид, за исключением "Теленедели" не печатает программу передач "Пятого канала". Получается, что зритель вслепую будет ориентироваться в море ваших новых программ?

— Вы правы совершенно. Такая проблема есть. Я думаю, будем решать параллельно с покрытием Москвы сигналом "Пятого". Уже сейчас у нас здесь 2,5 миллиона подключенных абонентов. Будем работать и дальше. До лета вся Москва будет смотреть канал. 

— А целевая аудитория, на которую вы фокусируете "Пятый канал"? 

— Если говорить о коммерческих показателях, то это зрители старше 18 лет, то есть 18+. Конкретно это телевидение, которое ориентировано на образованную городскую аудиторию, отказавшуюся в последние годы от регулярного контакта с телевидением. Поэтому команда "Пятого" во главе с Натальей Никоновой ищет новые жанры и интонации. 

— Но акционерам, я думаю, это не так интересно. Им важнее отдача: куда пойдут их деньги, и какая в перспективе будет доля аудитории и соответственно продажа рекламы, которая позволила что-то вернуть при благоприятном развитии событий…

— Акционеры прекрасно понимают, что чудеса невозможны. Они потому и предпринимают изменения внутри НМГ, что хотят прекратить… 

—…непонятно куда и во что вкачивать свои деньги?

— Нет, скорее обеспечивать развитие компании, которая не в состоянии саму себя содержать. Отвечая на ваш вопрос, надеюсь, что мы в состоянии претендовать на то, чтобы в течение трех лет выйти на уровень доли "Пятого канала" в 4% аудитории. Обращу ваше внимание, что по меркам нынешнего телевидения это большой рост. 

— Про "Пятый канал" все понятно, про РЕН ТВ Владимир Ханумян в интервью "Ъ" рассказывал, что это будет более четко спозиционированный канал для мужчин.

— Ну не совсем все понятно. Мы провели все-таки некую коррекцию первоначальных наших планов. РЕН ТВ всегда был эклектичен. Сочетал элементы программирования разных каналов и форматов. Тут и современное НТВ и старое НТВ. И уже в этом два совершенно разных канала. Есть даже элементы ТНТ. Поэтому сейчас для нас принципиальная задача — найти для РЕН целостный облик, единый способ коммуникаций с аудиторией. Мы решили действовать эволюционно, отталкиваться от тех форматов, которые традиционно важны для канала и его зрителей. И нам представляется перспективным формат остросюжетного журналистского канала, который смотрит на мир глазами мужчин. С сильным социальным элементом.

— Да, именно в мужской аудитории активных мужчин от 25 до 54 лет у РЕН, как правило, более высокие показатели. Особенно, я обратила внимание на то, что эта часть аудитории очень активно смотрит новости в 23.30 с Михаилом Осокиным. 

— Да, вы правы. Мы и идем в сторону журналистского социального телевидения, которое отстаивает интересы, по определению русской литературы, "маленького человека". К такому типу телевидения относится и программа Марианны Максимовской, и успешно идущий на РЕН "Час суда" Павла Астахова, и реалити "Званый ужин", и документалистика, и "Новости 24". Будем развивать и укреплять

— Те, кто работает сейчас на РЕН, рассказывали мне о том, что в руководстве НМГ-ТВ всерьез рассматривалась идея о том, чтобы перенести выпуск Осокина в 23.30 на "Пятый канал" в 22.00, так же, как и программу "Неделя" Марианны Максимовской. И вроде бы логично. В концепцию интеллигентного "Пятого" это вписывалось бы. Другой вопрос, что там эти программы, радикально отличающие от всего того, что существует в информационном эфире на главных телеканалах, видело бы уже не 6–8% аудитории, а всего 1,5%. Теперь, как я понимаю, таких планов уже нет. Осокин и Максимовская остаются на РЕН? 

— Эти программы являются для канала якорными. Вокруг них и некоторых других, упомянутых и неупомянутых, будет строиться обновленный канал. Добавляется, к примеру, еще один проект, который пойдет по будням в прайме. Это ток-шоу "Справедливость", которое будет вести известный адвокат и депутат Госдумы Андрей Макаров. В эфире РЕН появится и большое количество документальных форматов: расследования, доку-драмы, доку-фикшены. 

— А когда здесь появится новая сетка? 

— На РЕНе это произойдет позже, чем на "Пятым". Думаю, что полностью - в новый телесезон. Но я не сказал, что новый сезон — это сентябрь. Первый этап изменений начнется в конце марта со стартом "Справедливости", премьерами новых сериалов и документальных линеек. 

— А в свете изменений на рекламном рынке, рекламу своих каналов вы нацелены и дальше продавать через "Видео Интернешнл"?

— Сейчас мы работаем с "Видео Интернешнл". А что там будет в будущем, я, естественно, не могу сказать.

— А какова все же будет система бизнес управления "Пятым каналом" и РЕН ТВ. Схема, конечно, весьма специфична. Прецедент для телевизионного рынка продолжается. На каждом из каналов есть генеральный директор: на "Пятом" Аркадий Соловьев, на РЕН — Михаил Концерев. Оба ставленники Юрия Ковальчука. И оба теперь зависят от вас — председателя Экспертного Совета НМГ. А что они-то будут делать, если остаются гендиректорами каналов? 

— Они — руководители самостоятельных предприятий, подчиняющиеся руководителю НМГ-ТВ Владимиру Ханумяну. В свою очередь у каждого из гендиректоров есть первые заместители, генеральные продюсеры. На "Пятом" — Наталья Никонова, на РЕН — Илья Огнев. А Аркадий Соловьев и Михаил Концерев оба отвечают за операционную деятельность, за управление предприятиями. 

— Кстати, канал переедет в Москву или останется в Питере?

— Какая-то часть производства будет здесь, в Москве. Но очень многое — в Питере. Там же - огромный телецентр на Чепыгина, 6. Там тоже будет все задействовано на работу активов НМГ. Все должно активно работать в рамках стратегии НМГ.

— А общественный совет НМГ под руководством Алины Кабаевой сохранит свое существование?

— Конечно.

— Не много ли советов: Общественный, Экспертный… И как вы будете взаимодействовать с Общественным советом? 

— Мне кажется, разница очевидна. Экспертный совет — это профессиональный орган. Там только профессионалы. 

— А сколько человек будет в Экспертом совете?

— Пять. Я пока не могу называть их фамилии. Но все это уважаемые, авторитетные люди в медиандустрии. Общественный же совет существует по доброй воле акционеров НМГ. Чрезвычайно сильное, на мой взгляд, решение. Акционеры решили создать общественный орган, в котором принимают участие известные люди, очень далекие от телевидения, но способные оценить деятельность компании, ее стратегию и программную концепцию с точки зрения общественных интересов. И поверьте, обсуждение новой стратегии НМГ-ТВ на Общественном Совете было серьезной непростой дискуссией о том, каким будет это наше новое телевидение.

— И вы с Алиной Кабаевой обсуждали новую концепцию НМГ-ТВ?

— Алина Маратовна - глава Общественного Совета. Мы, безусловно, обсуждали с ней концепцию и стратегию. 

— Она одобрила?

— Ей показалось это любопытным.

— А еженедельная программа Алины Кабаевой "Шаги к успеху" продолжит выходить на РЕН? 

— "Шаги к успеху" будут теперь на "Пятом".

— Почему?

— Потому что мы считаем, что концепция передачи, ее спокойный, доверительный и серьезный тон разговора, в большей степени соответствует "Пятому каналу".

— На какой срок вы заключили контракт с НМГ?

— Мы договорились о том, что это период продлится как минимум три года. А дальше все по взаимному согласию и интересу.

— А кто же теперь будет ходить в Кремль на совещания? Без этой реалии невозможно сегодня существование каналов с информационно-политической составляющей. Раньше Александр Орджоникидзе там бывал, и с ним общались в администрации президента и по поводу новостей, и в отношении программы Марианны Максимовской. И в Бочаров Ручей в Сочи, где Владимир Путин будучи президентом, а потом премьером приглашал руководителей ряда СМИ, он тоже летал. Кому теперь доверят эти важные функции?

— Мне кажется, это в любом случае вопрос не ко мне. Не моя сфера ответственности. Александр Сергеевич Орджоникидзе является генеральным директором НМГ.

— Вы полагаете, что он может и дальше отвечать за информационное телевидение, которым больше не руководит?

— Очень на это рассчитываю, если честно. Я сам никогда не ходил в Кремль.

— Раньше вы занимались развлекательным телевидением.

— Повторюсь, есть генеральный директор НМГ Александр Сергеевич Орджоникидзе, и есть генеральный директор НМГ-ТВ Владимир Сергеевич Ханумян. 

— Да, мне говорили, что если в Кремле есть вопросы к программе "Неделя", то общаются они с каналом через Ханумяна. Но вы вроде бы первое лицо, а за новости на каналах не отвечаете. Так разве бывает? 

— Я занимаюсь телевизионными брендами, программной стратегией, творческими вопросами. В верстку новостей я вмешиваться точно не буду.

— Но с кого же в Кремле спрашивать будут за "Пятый" и РЕН ТВ?

— В данном случае вопрос точно не ко мне…

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Anonymous-герой | 04.03.2010, 13:38
интервьюер отличный, хорошо вгрызается
zorkiy_sokol | 04.03.2010, 13:46
Но даже ему Роднянского расколоть не удалось. Где сядешь, там и рухнешь.
Anonymous | 04.03.2010, 14:14
Очень лояльный к власти персонаж, хотя людей на работу приглашает тех еще - Норкин, Сорокина.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы