03 Февраля 2022 | 14:14

Как психотерапия помогает сотрудникам рекламного агентства не сойти с ума — опыт «Пикчера» и Alter

В конце 2020 года в «Пикчере» решили выдать каждому сотруднику депозит в 20 000 рублей на консультации у психолога. Рассказываем, зачем молодому коллективу психологическая помощь, как мы выбрали партнера для организации корпоративной терапии, как продвигали это среди сотрудников и что из этого вышло

image

Все на грани. Пандемия, удаленка, потеря близких

Артем Крашенинников, CEO
«2020 год был очень сложным. У нас выросло количество задач, мы расширяли штат и проводили реструктуризацию отделов. Сами по себе такие изменения — стресс, но на них дополнительно наложилась история с пандемией и удаленкой. К концу года все были на грани, и нужно было что-то делать. Поэтому в декабре 2020 года усилиями нашего HR мы стали внедрять программу корпоративной психотерапии».

Елена Широкова, HR

«Самоизоляция обнажила проблемы, которые существовали до этого. Отсутствие командной работы и сложность письменной коммуникации усилили выгорание и чувство одиночества. Ситуацию усугубили самые страшные последствия пандемии — болезнь и смерть родных и близких. В таких условиях мы приступили к поиску сервиса-партнера, чтобы внедрить психотерапию на уровне компании».

Выбор сервиса-партнера. Индивидуальный подход и минимум преград для сотрудников

Мы остановились на сервисе подбора психологов Alter. При выборе партнера и корпоративной программы мы руководствовались тремя критериями.

1. Адаптация программы под наши потребности. Мы провели анонимные опросы сотрудников и ввели две пробные сессии, чтобы понять, нужна ли нам психотерапия вообще. Пробные занятия действовали 3 месяца. На первую сессию записались 23 человека — почти четверть сотрудников. Из них 11 (48%) сходили на вторую. Благодаря тесту мы выяснили, что запрос на терапию есть, и смогли подсчитать примерные расходы на программу.

По результатам опросов и тестового периода Alter предложили несколько программ. Мы выбрали психотерапию с большим депозитом на индивидуальные сеансы. От тренингов и курсов отказались. В том числе потому, что проблемы сотрудников были не только рабочими, но и личными, а такие лучше решаются в ходе индивидуальных консультаций.

Сотрудница, которая обратилась к психологу с личным вопросом

«Изначально я пошла к психологу по личному запросу. Нужно было пережить утрату и сделать так, чтобы она не влияла на отношения с другими людьми и работу. Я хотела разделить эти элементы жизни, но вместе с психотерапевтом мы, наоборот, учились воспринимать работу как часть жизни, а не отдельный ее элемент, в том числе находить в работе силы для решения личных вопросов. Это помогло мне по-новому посмотреть на все рабочие процессы.

На работе я принимала все на свой счет — каждая правка была для меня сигналом, что я плохой специалист. Терапия помогла посмотреть на это с другой стороны и перестать делить все на черное и белое. Правки — это всего лишь часть рабочего процесса в борьбе за результат. Неконструктивная критика — это всего лишь паттерн поведения, и она точно не означает, что ты какой-то не такой.

Я перестала додумывать за клиентов и коллег. Вместо этого стала задавать вопросы, даже если они кажутся глупыми. Вопросы помогают понять чужие ожидания и сверить их со своими.

Кроме того, я начала больше рефлексировать, чтобы отслеживать свое состояние и не доводить до выгорания. Для этого регулярно задаю себе вопросы: как я себя чувствую во время работы? Нравятся ли мне мои взаимоотношения с коллегами? Могу ли я исправить то, что доставляет мне дискомфорт? Может быть, я просто могу поменять свое отношение к этому? Как этот опыт работы влияет на качество моей жизни? Достаточно ли здесь возможностей для развития?

В результате я поняла несколько, кажется, очевидных поинтов. Мы не роботы, поэтому можем ошибаться или чего-то не знать. Это нормально, когда тебе нужно больше времени, чтобы изучить какой-то вопрос. Но ненормально, и более того — никому не нужно, когда ты постоянно перерабатываешь и обедаешь за 5 минут.

Одним словом, ко мне пришло более глубинное понимание себя и рабочих процессов. Тревоги стало меньше, а работать стало комфортнее».

2. Возможность выбора психолога. Мы выяснили, что у сотрудников разные запросы и ожидания от терапии, поэтому нам не подходит вариант со штатным специалистом. Кроме того, найти «своего» психолога с первого раза сложно, поэтому сервис-партнер должен предлагать много разноплановых специалистов и возможность легко перейти от одного к другому.

Сотрудница, которая нашла своего психолога не с первого раза

«У меня было постоянное ощущение тревоги, неуверенности в себе и в своей компетенции на работе. Я не могла адекватно оценить свои силы, из-за этого были ошибки. Нормально работать не получалось, поэтому я пошла к специалисту.

Я была на четырех сеансах, но это не принесло никаких результатов. Ситуация улучшилась после того, как я обратилась к другому специалисту».

Ольга Китаина, CEO и соосновательница Alter, практикующий психолог
«Если “своего” специалиста иногда не получается найти с первого раза — это нормально. Когда я искала себе психотерапевта, мне тоже пришлось попробовать работу с несколькими специалистами. 

Чтобы минимизировать риск того, что психолог не подойдет, и сократить время на поиски, в Alter действует строгая система отбора терапевтов (в базу проходят менее 13% специалистов) и подбора психолога под запрос: алгоритм выбирает тех, чей опыт наиболее соответствует проблеме, с которой обратился клиент. Однако поскольку психотерапия построена на человеческом общении, здесь, помимо прочего, большую роль играет доверие и “химия” между терапевтом и клиентом: если этого нет, то работа будет менее эффективна. К сожалению, предугадать эту “химию” невозможно, поэтому иногда нужно попробовать нескольких психологов.

То, что улучшение в процессе терапии наступает не сразу, тоже вполне естественно. Это зависит от сложности проблемы, от подхода, в котором работает психотерапевт, а также от того, что именно клиент хочет получить в качестве результата и насколько активно он сам участвует в процессе. Здесь как в фитнесе: тренер направляет и помогает, но упражнения выполняете вы.

Для того чтобы наступило заметное улучшение, нужно в среднем от 5 до 10 сессий. Часто наши сложности требуют длительной проработки, поскольку причина может лежать в глубинных убеждениях и шаблонах поведения, которые сформировались еще в детстве или в подростковом возрасте. Чтобы докопаться до них и переучить себя думать и действовать иначе, нужно время.

К сожалению, некоторые люди, не заметив “прорыва” после первой пары сессий, бросают ходить к психологу. Здорово, что в нашем случае героиня продолжила терапию и вскоре заметила улучшение.

Очень важно наблюдать за своим самочувствием в процессе терапии, и если вам кажется, что изменений все нет, обязательно обсудите это с психологом — это даст возможность корректировать терапию. Психолог не умеет “читать мысли”, специалисту важно знать, что работает, а что нет, и настраивать терапию под клиента. Но сделать это можно только в диалоге.

Чтобы помочь клиенту отслеживать свой прогресс, мы даем разные инструменты и полезные материалы: рассказываем, чего ожидать от психотерапии, в нашем блоге и бесплатном видеокурсе, в процессе терапии присылаем чек-листы с вопросами, которые помогают оценить, насколько эффективна работа с психологом, и даем шкалы обратной связи».

3.Удобство использования. Обратиться за помощью — непростое решение. Важно, чтобы с момента появления мысли о терапии до первого сеанса сотрудник встретил как можно меньше препятствий. В Alter первое обращение проходит в три шага: анкетирование, выбор психолога, коммуникация.

Скриншот лендинга Alter для сотрудников агентства Пикчер

 

Елена Широкова, HR

«Мы решили выделить каждому сотруднику 20 тыс. рублей на занятия с психологом. Депозит снимает финансовый барьер. Когда нужно потратить свои деньги, есть риск, что сотрудник не захочет этого делать, даже если ему нужна помощь. Также у сотрудника может попросту не быть денег на психотерапию.

Депозита хватает на курс из 7–8 консультаций по 2–3 тыс. рублей за сессию. Этого достаточно, чтобы решить острый вопрос».

В «Пикчере» все знают о возможности бесплатно обратиться к психологу

От корпоративной психотерапии мало толку, если сотрудники о ней не знают. Поэтому мы рассказываем о депозите на работу с психологом еще на собеседовании. Таким образом 100% штата знают о программе психологической поддержки.

Чтобы сотрудники в любой момент могли ознакомиться с возможностями программы, мы сделали страничку в Notion и специальный лендинг на сайте Alter. При необходимости руководители также напоминают подчиненным об этой услуге.

Тим Базанов, руководитель отдела SMM

«Я пользовался депозитом и продолжаю ходить уже за свои кровные.

Опыт у меня смешанный. Я пока не вижу для себя измеримого результата, но походы к терапевту точно приводят мозги в порядок и подкидывают пищу для размышлений, да и выговориться лишний раз не помешает. Мне это скорее нравится, и думаю, что на долгой дистанции улучшает эмоциональное состояние.

Мне удается замечать, когда сотрудник начинает выгорать. Я и сам проходил через это, когда был SMM-щиком. У меня есть практика разговоров тет-а-тет в отделе. Называю это “записаться ко мне на ноготочки”. Мы с сотрудником полчаса разговариваем о том, что его беспокоит, даем друг другу обратную связь. Это помогает налаживать контакт с ребятами в отделе и вовремя замечать, если кто-то устал и кому-то нужна помощь. Собственно, именно на таких “ноготочках” я напоминаю о возможности походить к психологу. Некоторые этой возможностью пользуются».

Сотрудница, которая работает в SMM-отделе и пользуется услугой по совету групхэда

«Я работаю в “Пикчере” больше двух лет. Почти все время совмещала работу с учебой. Было тяжело, но очень интересно. Летом учеба закончилась, работы стало больше, и я заскучала. В какой-то момент поняла, что задачи стали однообразными, а рабочие процессы постоянно вызывали чувство тревоги. От мысли, что нужно сесть и начать что-то делать по работе, меня чуть ли не выворачивало, даже если приключение было всего на 15 минут. Я много плакала, нервничала, а потом корила себя за это: “Ну как же так? У тебя прекрасные коллеги и хорошая работа, чего тебе еще нужно?”

Ситуация становилась все хуже, и я поняла, что надо взять ее под контроль.

Первым делом я стала уезжать на выходные в небольшие путешествия, чтобы сменить обстановку и сбежать от проблем. Вторым — решила вернуть в жизнь обучение и записалась на онлайн-курсы. Стало лучше.

Параллельно я пошла к психологу. Мне нужно было понять — правильно ли я поступаю, нормально ли то, что я делаю, чтó делать дальше, как вернуть интерес к работе. Конечно, ответы на эти вопросы могла дать себе только я сама, но мой психолог Даша очень помогла мне в этом плане.

Мы виделись с ней уже четыре раза, и каждый раз я выходила из кабинета с огромной улыбкой на лице. Удивляюсь, как человек одним правильным вопросом может сделать так, что у тебя в голове все сразу раскладывается по полочкам.

Даша сказала, что у меня есть потребность находиться в позиции учащегося. В том числе на работе. Буквально через пару недель я получила сложный проект, на котором постоянно узнаю что-то новое. Работа заиграла новыми красками. Дополнение работы курсами, как оказалось, тоже было стратегически верным решением.

Несмотря на то, что общее состояние у меня сейчас гораздо лучше, мы продолжаем встречаться с Дашей и прорабатывать вопросы, которые меня тревожат».

Елена Широкова, HR

«Ключевые шаги при подключении программы психологической поддержки
  1. Изучите потребности. Проведите анонимные опросы. Для анализа ответов лучше сразу привлечь специалистов. Они помогут понять, нужна ли программа поддержки.
  2. Протестируйте программу. Это поможет определить спрос на услугу и спланировать годовые и ежемесячные траты на программу, что немаловажно для бизнеса.
  3. Выберите партнерский сервис исходя из потребностей. Если сотрудникам нужна индивидуальная терапия, лучше выбрать платформу-агрегатор с большим количеством специалистов. Если требуются групповые тренинги, то выбирать стоит среди компаний, которые специализируются на подобных программах.
  4. Анонсируйте программу и напоминайте о ней. Это нужно, чтобы люди пользовались программой. При анонсе программы важно подчеркнуть конфиденциальность консультаций и возможность обращаться не только по рабочим вопросам.

«Стресса стало меньше»: спустя год действия программы

Тим Базанов, руководитель отдела SMM
«Цикл жизни креативного SMM-щика довольно небольшой. Люди устают от монотонной работы над одними и теми же проектами, со временем становится тяжело придумывать хорошие посты для одной отрасли. К решению этой проблемы мы подходим комплексно: используем систему грейдов и формируем креативные команды, чтобы сотрудники не зацикливались на одном-двух проектах. Превентивно набираем новых сотрудников, чтобы избежать переработок. А также используем поддержку психологов.

Психологи помогают людям понять, чтó им нужно и чего им хочется в работе. Отчасти это помогает руководителю лучше продумать карьерный трек для сотрудника и предложить ему наиболее уместные варианты сотрудничества в будущем. С другой стороны, человек также может осознать, что креатив и SMM — это не его, и уволиться из агентства. Но это будет осознанным решением.

Когда ко мне на личный разговор приходят сотрудники, которые устали и больше ничего не хотят, я советую воспользоваться нашей корпоративной программой психологической поддержки, а также взять отпуск. За время действия программы таких разговоров стало меньше, что не может не радовать».

Лена Широкова, HR
«Мы не задумывали эту программу как вложение с возвратом инвестиций в денежном эквиваленте. Мы искренне хотели помочь сотрудникам “Пикчера” — дать им поддержку в трудных ситуациях и вернуть чувство безопасности в это непростое для всех время. Надеемся, что польза от программы есть, и ее маркером для нас является психологическое состояние команды. По ощущениям, настроение в коллективе действительно стало лучше.

Измерить выгоду от психотерапии в каких-либо показателях сложно, но мы довольны тем, что сотрудники активно используют эту возможность. На данный момент 43 сотрудника компании обратились к психологу через Alter. Это почти 50% штата».

Артем Крашенинников, СЕО
«Могу сказать, что декабрь 2021 года проходит менее стрессово, чем это было в 2020 году».

Лилия Хололей, руководитель B2B-направления Alter
«2020 год был стрессом для всего мира. Не удивительно, что это сказалось и на профессионалах в разных отраслях: исследования показывают, что в 2021 году больше всего сотрудникам приходилось работать над стрессоустойчивостью. Мы понимаем, как тяжело это делать в одиночку, и рады, что все больше компаний и работодателей обращается к нам за корпоративной психологической поддержкой для своих сотрудников».

Ольга Китаина, CEO и соосновательница Alter, практикующий психолог
«Я думаю, что мы стоим на пороге нового тренда в корпоративной культуре, который станет безусловным win-win: сотрудники будут чувствовать себя лучше и счастливее, а компания получит более мотивированную и продуктивную команду. Это, безусловно, позитивно повлияет на бизнес-показатели».

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Artics Internet Solutions №1 Digital Index 2021
2 Carat №1 Медиабаинг 2020
3 Diversity №1 BTL 2021
–ейтинг@Mail.ru