14 Февраля 2014 | 10:20

Чтобы понимать: лучшие афоризмы художников об искусстве

«Черный квадрат» и отрезанное ухо окончательно поделили мир на человеков и художников, и все после этого пошло вразнос. Определить, что же такое искусство, и кто ему судья, стало почти невозможно

image

Прекрасная музыка может мгновенно изменить состояние, возвышая или разрушая, хорошая литература способна наполнить любую личность собой, подменяя или расширяя. Чистое колдовство для слушателя и читателя! Ведь из ничего, из божественной пустоты, тленные закорючки нот и букв не в счет. Не иначе – гений нашептал, муза пропела, бестелесный дух нашаманил.

А визуальным искусствам не повезло. Слишком «телесные», тактильные или наглядные. Сделаны, очевидно, руками. Руки есть у всех. И обыватель, пользующийся фразой «И я так могу» как отмычкой, а порою и как заточкой, пытается хотя бы так, вторжением или расчленением художника и его творения, постичь, в чем же секрет. Поэтому же большинство искренне восхищается гиперреализмом, видя в нем высшую степень художественного мастерства, - «А ТАК я не могу», - и все тут.

Идет какое-то ревнивое отождествление человека с художником, борьба за первенство восприятия и отображения реальности, за узнаваемость ее. А поскольку не реальность – поле деятельности художника, то и ни узнавания, ни взаимопонимания у человека и художника нет и быть не может.

Бывает сотрудничество, когда человек художнику – модель или холст. Галерист или покупатель. Или зритель, на худой конец.

О современной художественной ситуации лучше всего сказал философ и теоретик искусства Борис Гройс: «Если искусство выглядит как искусство, следовательно, перед нами не искусство, а кич. Если искусство выглядит как неискусство, то это просто неискусство. Чтобы быть признанным как искусство, искусство должно выглядеть как искусство и как неискусство одновременно».

В качестве определения актуального нам искусства это просто гениально. А что думали об искусстве, о том, как оно делается и каким должно быть, его создатели из других времен?

И – о художниках от неживописцев или не только живописцев:

«Только в работе может художник обрести реальность и удовлетворение, ибо подлинный мир не имеет над ним такой власти, как мир его вымысла, и потому … для него не так уж существенно, какую жизнь вести. Наиболее подходящие для него условия — те, в которых работа не только ладится, но и становится необходимостью».
Теннесси Уильямс, американский драматург и прозаик

«Несчастье художника в том, что он живет и не совсем в монастыре, и не совсем в миру — причем его мучат соблазны и той и другой жизни».
Альбер Камю, французский писатель и философ

«Функция художника — заклинать демонов иррациональности».

«Живопись способна измыслить реальность без того, чтобы ее увидеть».
Ролан Барт, французский философ и литературовед

«Живопись по-своему длится».
Мартин Хайдеггер, немецкий философ

«Художник всегда одинок - если это художник».
Генри Миллер, американский писатель и художник

«Настоящий художник никогда не видит мир таким, какой он есть, иначе это был бы не художник».
Оскар Уайльд, английский писатель

«Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо».
Людвиг ван Бетховен

«Решимость пробовать – первейшее свойство художника».
 Лоренс Даррелл, английский писатель

«Художник, я уверен, всегда создает свое произведение сознательно. Однако, познакомившись с его произведением, видишь, что красота и безобразие произведения наполовину порождены таинственным миром, лежащим вне пределов сознания художника. Наполовину? Может быть, лучше сказать — в основном?»
 Рюноскэ Акутагава, японский писатель

 



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Автор: Анна Щетинина

Возможно ли защитить сообщества бренда от взлома? Главные новости рекламы, медиа и маркетинга этой недели с Русланом Самаевым, Arena Magic Box (10-14 февраля)
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru