Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит


Галерея | 15 Августа 2013

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
«Я рисую то, что нельзя сфотографировать, то, что приходит из воображения, снов или подсознания. Я фотографирую то, что не хочу рисовать, – вещи, уже имеющие собственное бытие». Ман Рэй

В 1999 году американский журнал Art News внес Ман Рэя (1890-1976) в список 25 наиболее влиятельных художников XX века. А Art News – это один из главных журналов про искусство в мире, он пургу не гонит. Там же редакторствует Костя Акинша, мой бывший однокурсник. Мы тогда дадаизм крепко любили. Помню, как-то на втором курсе, лет за 20 до истории с Art News и Ман Рэем, напились мы… ну, да ладно.

Об Ман Рэе же речь. Так вот. Ман Рэй, как и многие другие знаменитые люди, происходил от родителей, вовремя уехавших из России от греха подальше. В данном случае – от того, от чего всегда уезжали евреи: от антисемитизма, нищеты и погромов. Впрочем, в Америке, куда они уехали, антисемитизм тоже был, поэтому исконная фамилия Радницкие была заменена на нейтральную Рэй – из Америки ехать было уже некуда, за ней опять начиналась Россия, а на Луну еще не пускали, поэтому пришлось приспосабливаться к этому ареалу обитания. Сыночку свою они назвали Эммануэль, что впоследствии позволило ему взять псевдоним Ман Рэй, который логичнее было бы писать Манрэй – у него изменчива только вторая часть (Ман Рэй; Ман Рэя; Ман Рэю; Ман Рэя; Ман Рэем; о Ман Рэе; мн. ч. Ман Рэи) – но так не пишут.

Будучи уже половозрелым, Ман Рэй окончил нью-йоркскую Национальную академию рисунка. Еще он ходил в классы рисунка и акварели Центра имени Ф. Феррера, т.е. в искусство не с улицы пришел. Хотя и ничего особенного.

Гораздо важнее было знакомство с Альфредом Штиглицем, нью-йоркским галеристом, выставлявшим в своей галерее «291» европейский новаторский/авангардистский свежак или то, что в Америке еще было свежаком – Матисса, Сезанна, Пикассо, Бранкузи. Еще Штиглиц был нестандартно мыслящим фотографом-новатором, что довело его, в конце концов, до женитьбы на американской сюрреалистке Джорджии О'Киф. Хороший был человек.

А в 1913 году Ман Рэй попал на большую выставку европейского авангарда Armory Show и там окончательно понял, в чем смысл его жизни. Тем более, что там висела «Обнажённая, спускающаяся по лестнице» Дюшана, с которым он подружится крепко, но позже.

В то время Ман Рэй осваивал богатства мирового современного искусства, работая в разных его направлениях.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Портрет Альфреда Штиглица

Вот тут он поработал в аналитическом кубизме.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Симфонический оркестр

Тут – в синтетическом и очень декоративном кубизме.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Пейзаж

Здесь – в чем-то, похожем на фовизм, лирический такой. Были еще абстрактные и футуристические работы, но я их не нашел. Да и смысла нет – все это было вторично.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Автопортрет-ассамбляж

А вот это уже не вторично. Это уже попахивает дадаизмом, хотя на дворе 1916 год и дело происходит в Америке. Там и слова-то этого, наверное, еще не слышали.

В 1910-е гг. творческая биография Ман Рэя обогатилась еще двумя фактами. Первый - он стал применять для создания картинок аэрограф, до этого в высоком искусстве не использовавшийся как слишком механический, а потому бесчувственный и грубый гаджет.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Джаз

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Птичья клетка

Этим Ман Рэй продемонстрировал свой интерес к новациям, необремененность своего сознания тяжелыми классическими традициями и способность нестандартно мыслить и действовать. Второй – он купил фотоаппарат. Сначала лишь для того, чтобы снимать свои работы. Но, под руководством Штиглица, втянулся в процесс и постепенно стал одним из самых мощных фотографов прошлого века. Но это уже там, в Париже. А в Нью-Йорке он пока вовсю занимался дадаизмом.

Как всем теперь уже известно, дадаизм начался в 1916 году в Швейцарии, где и был так назван. В Америке же подобная практика началась даже несколько раньше, но имени своего не обрела. Пионером ее был Дюшан с его реди-мэйдами. Другими апологетами этого нестандартного рода творческой деятельности были Ман Рэй и Франсис Пикабиа – список американских дадаистов короток. Вот странная работа Ман Рэя 1908 года.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Без названия

Она сильно напоминает более поздние дадаистские абсурдные чертежи Пикабиа:

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Пикабиа. Баланс

Если я верно трактую работу Ман Рэя (а по-другому и быть не может), то он уже тогда правильно мыслил в нужном направлении. Гений же был. А на рубеже 1910-20 гг. он сильно увлекся изготовлением объектов, в основе своей имеющих стратегию рэди-мейд. Ну, т.е. к готовым предметам Ман Рэй немного приложил руки.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Загадка Исидора Дюкасса

Чтобы понять все величие этого могучего произведения, нужно знать о том, кто такой Дюкасс и об отношении к нему дадаистов/сюрреалистов. Он был французским романтиком второй половины XIX века. Писал под псевдонимом (граф) Лотреамон. Самое известное произведение – «Песни Мальдорора». В них было много всего, от чего тащились дадаисты/сюрреалисты – абсурд, черный юмор, эпатаж, богохульства, глюки и прочие позитивные вещи. Он же оставил высказывание, ставшее смыслообразующим принципом в дадаизме и сюрреализме: «красота - это случайная встреча швейной машинки и зонтика на операционном столе». Короче, это был предтеча, провозвестник, первопроходец и живительный источник. Имя его сюрреалисты из круга Бретона произносили не всуе, с придыханием и тщательно вымытым ртом*.

Человек простой видит здесь нечто, завернутое в мешковину. Т.е. загадку. Человек знающий подозревает, что, судя по очертаниям, под мешковиной – швейная машинка. Его знание помещает туда же зонтик. Но он не уверен в этом. Загадка остается. Таким образом, материализованная метафора, загадочная сама по себе, становится загадкой в квадрате. Дада и сюрреализм любили такие шутки – помните шкатулку у Бунюэля в «Дневной красавице»? Они свидетельствовали о том, что мир – непознаваем, что произведение – до конца никогда не прочитываемо, что художник – свободен в средствах выражения и что публика – все равно дура. Или ни о чем не свидетельствовали.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Подарок

Это самый, наверное, известный объект Ман Рэя. Говорить тут долго нечего, и так все понятно. Очень изящная и неожиданная абсурдизация окружающей действительности и быта. Красиво и смешно. Версию о том, что эта работа повествует о безнадежной ненужности всяческих подарков, я отметаю из-за мелкоты смыслов.

К этому времени Ман Рэй был уже в Париже, где уверенно слился с местными дадаистами, а потом – сюрреалистами. И вовсю разошелся в области фотографии.

Эксперименты с фотками он начал еще в Америке. Фотография тогда в массе своей воспринималась как нечто инструментальное, как отпечаток повседневной реальности, не более. Виды, портреты, хроника событий. Ман Рэй изо всех сил этот отпечаток старался испортить. Он мазал объектив разной гадостью типа геля, или шевелил фотоаппарат во время съемки. Или снимал всякую хрень. Вносил т.е. в механический процесс творческое начало по мере возможности.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Стоячая вешалка для пальто

В Париже же он стал делать фотки без фотоаппарата. Он клал на фотобумагу разную дребедень, засвечивал эту фотобумагу и то, что получилось, называл рэйограммой.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Рэйография

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Рэйограмма

В этой же технике работали и наши люди, Эль Лисицкий и Мохой Надь, но в рамках сюрреализма она была особенно эффектна. Еще Ман Рэй активно воплощал в жизнь то, что в фотографических кругах давно зовется эффектом Сабатье – это когда негатив передерживается, и получается фотография, на которой светлое и темное меняются местами, а изображение оказывается обведенным черной полосой.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Автопортрет

Открыл этот эффект Ман Рэй самостоятельно и назвал соляризацией. Ну, еще он делал два снимка на одну фотопластинку (двойная экспозиция) – это уже банально.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Тристан Тцара

Вообще, у сюрреализма получились очень неожиданные отношения с фотографией. Казалось бы, где - одно, а где – другое. И тем не менее.

С одной стороны, фотография как предельно честная и достоверная, вызывающая доверие фиксация реальности хорошо вписывалась в иллюзионизм Кирико-Эрнста-Дали. Тут достичь сюрреальности помогали разные спецэффекты вроде тех же соляризации и двойной экспозиции. Банальный коллаж или просто штоньть пририсовать тоже канало.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Джулия и Маргарет

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Скрипка Энгра

С другой, сам метод фотографирования, когда человек выключен из процесса – снимает-то техника – отсылает к любимому сюрреалистическому методу автоматизма. Рэйограммы – отсюда же.

Да и, вообще, фотография, даже самая обычная, «На память о Ялте», какая-то нереальная штука. Вроде бы все как в жизни, т.е объективно. Вместе с тем, это навсегда запечатленный именно наш взгляд на реальность, т.е. субъективно. Одно незаметно перетекает в другое, как в ленте Мебиуса. Еще это странный отпечаток прошлого, существующий вне времени. Реальность, которой уже нет. Но она есть, вот, на фотографии. Это как воспоминание, от которого совсем недалеко до сновидения, так ценимого сюрреалистами. Пара высказываний на эту тему: фотография – это «галлюцинация, которая также и факт» (Андре Базен); фотография – это «новая форма галлюцинации… безумный образ, стертый реальностью» (Ролан Барт). Фотография породила особую мифологию, не существующую больше нигде. Ну, в кино и видео еще, но в данном случае их можно рассматривать как продолжение метода. Это мифы про то, что на снимках после проявки появляются привидения или умершие люди, или еще чего не видимое во время съемки. Про живопись такого не расскажешь. Тем более про монументальную скульптуру.

Короче, первыми настоящими сюрреалистами Бретон назвал Эрнста и, что важно, Ман Рэя. А он пургу гнать не будет.

Параллельно со всем этим Ман Рэй снимал разных деятелей и работал для журналов типа Harper's Bazaar, Vogue, Vu и Vanity Fair, устанавливая там новые стандарты фэшн-фотографии и по возможности внося туда свои сюрреалистические кунштюки. Стал знаменит и по этому делу.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Роза Селяви (Марсель Дюшан)

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Андре Бретон

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Дора Маар

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Ли Миллер. Тень

Продолжал красить. Вот его очень хорошие картинки тридцатых годов. Сплошной сюрреализм, и все правильно.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Неправильно понятое

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Посвящение де Саду

В 1940 году во Францию пришли немцы, что опять грозило антисемитизмом и погромами. Как минимум. Поэтому Ман Рэй уехал в Америку. Там он обнаружил, что хорошо известен как фотограф, но совершенно неизвестен как художник. Это его настолько взбесило, что больше он к фотоаппарату почти не прикасался. Так только, иногда. Именно тогда он в некотором раздражении сказал приведенную в начале несколько неточную фразу – разве на его фотографиях нет того, «что приходит из воображения, снов или подсознания».

В 1951 году он вернулся во Францию. Немного красил, делал скульптуры, восстанавливал старые утраченные объекты. До прежних высот уже не поднимался. Существовал в ореоле славы. На могиле его написано: «Беспристрастный, но не равнодушный». По-моему, банально и глупо.

Бонус

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Женщина с длинными волосами

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Объект, обреченный на уничтожение

Сопроводительный текст: «Вырежьте глаз из фотографии того, кто был любим, но кого вы больше не видите. Прикрепите глаз к маятнику метронома и отрегулируйте его так, чтобы достичь нужного вам темпа. Дождитесь остановки маятника. Взяв в руки молоток, хорошенько прицельтесь и попробуйте разрушить всю конструкцию одним ударом».

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Нью-Йорк

Восстановлен в 60-х гг. Сильно блестит.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Катрин Денев

Одна из редких поздних работ. Антураж совершенно абсурдистский.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Автопортрет

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Маркиза Касати

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Скрытый эротизм

Это Мерет Оппенгейм, его модель, любовница и партнер по искусству. Со временем пошла своим путем. Автор одного из самых известных сюрреалистических объектов «Меховой чайный прибор».

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Коко Шанель

Считается одним из лучших ее портретов.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Молитва

Наверное, вторая по знаменитости фотография Ман Рэя после «Скрипки Энгра». Фантастическое сочетание обнаженки и целомудрия.

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит
Жаклин Годар

Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит

Примат материи над мыслью

 

* В 30-е гг. была такая история. Произошел очередной раскол в сюрреалистической тусовке. Группа раскольников написала антибретоновский пафлет «Труп-2» и ушла из движения. Это еще можно было бы пережить – нормальная рабочая ситуация, разрешающаяся с помощью нескольких ударных статей, размазывающих оппонентов по полу. Но отщепенцы покусились на святое – эти паразиты открыли ночной элитный бар «Песни Мальдорора», а бармена назвали графом Лотреамоном. Вот это уже было непереносимо. Бретон написал басурманам письмо, выдержанное, как вспоминал Алехо Карпентьер (один из раскольников, у него я эту историю и прочитал), в том робеспьеровском стиле, к которому он прибегал в пиковые моменты своей жизни. Бретон требовал смены названия и рабочей клички бармена и давал неделю, чтоб одуматься. И тогда им ничего не будет. Неделя прошла, и ничего не изменилось. Более того, в первую же ночь после истечения срока ультиматума эти гады устроили ночной прием в пижамах, на который съехался парижский свет в нижнем белье – ну, такие были там культурно-массовые сюрреалистические мероприятия. Вдруг посреди приема появились пять сильно от всех отличающихся мужчин – они были в черных фраках и котелках. Появились, и тут же начали все вокруг крушить. Трезвые. Один – тростью. Публику, если под руку попадалась, мочили тоже. Перебили посуду, попортили мебель, изгадили реквизит, кому-то свернули челюсть. Ну, понятно – скандал, свистки, полиция. Выяснилось, что это был воспитательный визит бретоновцев во главе с самим – он и был с тростью. Когда полиция узнала, что тут история про прекрасное и про конкурирующие его трактовки, всех сразу отпустила. Во времена были - из-за искусства люди колотились. В советское время эта история имела дополнительные смыслы. Среди этих пятерых были Арагон и Элюар – будущие члены компартии Франции и большие друзья Советского Союза.

 

Автор: Вадим Кругликов


Ман Рэй. Смотрите в дырочку, сейчас Змей Горыныч вылетит


Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы