Как это было. Рекламный антиквариат вековой давности
На вопрос «реклама – это искусство?» выставка «Неактуальная реклама», проходящая в Третьяковской галерее, дает однозначный ответ – может им быть
Конечно, рекламу, которой около ста лет, актуальной не назовешь. Утратив свою консьюмеристскую составляющую, эта реклама со всей очевидностью обнаружила другую – искусство. Тем более что делали ее лучшие художники того времени, не считавшие постыдным для себя обращение к этому столь приземленному, утилитарному и бульварному жанру. Впрочем, после 1897 года, когда в России была показана первая международная выставка плаката, по-иному и быть не могло. Русские художники увидели на ней работы знаменитых живописцев и графиков вроде Альфонса Мухи, Анри де Тулуз-Лотрека и основоположника жанра – Жюля Шере.
Вообще, впервые рекламный плакат был сделан в 1482 году –
при его посредстве немецкий книготорговец Батдольд продвигал свежее издание
«Геометрии Эвклида». Вторично рекламный плакат в более или менее современном
виде родился от Жюля Шере в 1866 году во Франции. Шере выдвинул два главных
принципа создания этого вида рекламы – плакат должен быть броским, чтобы
привлекать внимание, и лаконичным, чтобы его содержание считывалось с одного
взгляда. Как мы видим, наши художники иногда следовали этим правилам
Неизвестный художник. Плакат «Праздник цветов на Ривьере». 1910
а иногда – не очень.
И. Горюшкин-Сорокопудов. Рекламный плакат подписки на журнал «Нива». 1909
Самые старые из выставленных плакатов относятся как раз к 1897 году.
Л. Кекушев. Плакат "Выставка афиш в Строгановском училище". 1897
К. Сомов. Эскиз афиши «Выставки русско-финляндских художников». 1897
Можно заметить, что на выставке нет «товарной» рекламы, и плакаты посвящены событиям, связанным с художественной, театральной, издательской, социальной жизнью. Это не значит, что такой рекламы в России не было – промышленность тогда, как мы знаем, развивалась бурно и рекламировать было что. Просто собрание Третьяковки состоит из двух коллекций – художника М. Ларионова и библиофила Ф. Федорова, которые коллекционировали то, что было им близко и интересовало больше. Поэтому и целевая аудитория большинства плакатов – образованная, «чистая» публика. Реклама говорит с такой публикой на языках модерна
Подпись: П. Ассатуров. Афиша бала-маскарада «Монстр» в залах Санкт-Петербургского Благородного собрания. 1901
и конструктивизма.
С. Фотинский. Афиша «Bal Olympique». 1924
Когда же есть необходимость обратиться к более широкой
аудитории, то язык плаката приближается к лубку
П. Кузнецов. Эскиз плаката «Заем свободы». 1917
или к патриотичному неорусскому стилю.
Г. Пашков. Плакат «Заем свободы». 1917
В. Васнецов. Плакат благотворительного базара. 1914
Многие плакаты решены как жанровые картины, многословные и подробные, что
делает их язык по сути не рекламным и несколько архаичным.
Ф. Захаров. Плакат Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом. 1914
Е. Самокиш-Судковская. Журнал «Нива». 1904
Другие выглядят вполне современно.
И. Рерберг. Плакат «Выставка архитектуры и художественной промышленности нового стиля». 1902
Конечно, чисто практической пользы от этой выставки для современного работника рекламного фронта нет – реклама тех времен выглядит наивной, как всякое детство. В данном случае – детство индустрии. Страшно подумать, но никто из создателей этой рекламы не учился профессии, не посещал семинаров и тренингов и напрочь не знает, кто такой Дэвид Огилви. С этим у них, конечно, плохо. Но вот что касается получить от выставки эстетическое наслаждение – это сколько угодно.
Неизвестный художник начала ХХ в. Плакат «Сезон круглый год». Гагры
Автор: Вадим Кругликов