Как это было. Рекламный антиквариат вековой давности


Галерея | 19 Мая 2011 | 2

Как это было. Рекламный  антиквариат вековой давности
На вопрос «реклама – это искусство?» выставка «Неактуальная реклама», проходящая в Третьяковской галерее, дает однозначный ответ – может им быть

Конечно, рекламу, которой около ста лет, актуальной не назовешь. Утратив свою консьюмеристскую составляющую, эта реклама со всей очевидностью обнаружила другую – искусство. Тем более что делали ее лучшие художники того времени, не считавшие постыдным для себя обращение к этому столь приземленному, утилитарному и бульварному жанру. Впрочем, после 1897 года, когда в России была показана первая международная выставка плаката, по-иному и быть не могло. Русские художники увидели на ней работы знаменитых живописцев и графиков вроде Альфонса Мухи, Анри де Тулуз-Лотрека и основоположника жанра – Жюля Шере.

Вообще, впервые рекламный плакат был сделан в 1482 году – при его посредстве немецкий книготорговец Батдольд продвигал свежее издание «Геометрии Эвклида». Вторично рекламный плакат в более или менее современном виде родился от Жюля Шере в 1866 году во Франции. Шере выдвинул два главных принципа создания этого вида рекламы – плакат должен быть броским, чтобы привлекать внимание, и лаконичным, чтобы его содержание считывалось с одного взгляда. Как мы видим, наши художники иногда следовали этим правилам

Как это было. Рекламный  антиквариат вековой давности

Неизвестный художник. Плакат «Праздник цветов на Ривьере». 1910

 

а иногда – не очень.

Как это было. Рекламный  антиквариат вековой давности

 И. Горюшкин-Сорокопудов. Рекламный плакат подписки на журнал «Нива». 1909

 

Самые старые из выставленных плакатов относятся как раз к 1897 году.

Как это было. Рекламный  антиквариат вековой давности

Л. Кекушев. Плакат "Выставка афиш в Строгановском училище". 1897

 

Как это было. Рекламный  антиквариат вековой давности

К. Сомов. Эскиз афиши «Выставки русско-финляндских художников». 1897

 

Можно заметить, что на выставке нет «товарной» рекламы, и плакаты посвящены событиям, связанным с художественной, театральной, издательской, социальной жизнью. Это не значит, что такой рекламы в России не было – промышленность тогда, как мы знаем, развивалась бурно и рекламировать было что. Просто собрание Третьяковки состоит из двух коллекций – художника М. Ларионова и библиофила Ф. Федорова, которые коллекционировали то, что было им близко и интересовало больше. Поэтому и целевая аудитория большинства плакатов – образованная, «чистая» публика. Реклама говорит с такой публикой на языках модерна

Как это было. Рекламный  антиквариат вековой давности

Подпись: П. Ассатуров. Афиша бала-маскарада «Монстр» в залах Санкт-Петербургского Благородного собрания. 1901

и конструктивизма.

Как это было. Рекламный  антиквариат вековой давности

С. Фотинский. Афиша «Bal Olympique». 1924

 

Когда же есть необходимость  обратиться к более широкой аудитории, то язык плаката приближается к лубку

Как это было. Рекламный  антиквариат вековой давности

П. Кузнецов. Эскиз плаката «Заем свободы». 1917


или к патриотичному неорусскому стилю.

Как это было. Рекламный  антиквариат вековой давности

Г. Пашков. Плакат «Заем свободы». 1917

 

Как это было. Рекламный  антиквариат вековой давности

В. Васнецов. Плакат благотворительного базара. 1914


Многие плакаты  решены как жанровые картины, многословные и подробные, что делает их язык по сути не рекламным и несколько архаичным.

Как это было. Рекламный  антиквариат вековой давности

Ф. Захаров. Плакат Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом. 1914

 

Как это было. Рекламный  антиквариат вековой давности

Е. Самокиш-Судковская. Журнал «Нива». 1904

 

Другие выглядят вполне современно.

Как это было. Рекламный  антиквариат вековой давности

И. Рерберг. Плакат «Выставка архитектуры и художественной промышленности нового стиля». 1902

Конечно, чисто  практической пользы от этой выставки для современного работника рекламного фронта нет – реклама тех времен выглядит наивной, как всякое детство. В данном случае – детство индустрии. Страшно подумать, но никто из создателей этой рекламы не учился профессии, не посещал семинаров и тренингов и напрочь не знает, кто такой Дэвид Огилви. С этим у них, конечно, плохо. Но вот что касается получить от выставки эстетическое наслаждение – это сколько угодно.

Как это было. Рекламный  антиквариат вековой давности

Неизвестный художник начала ХХ в. Плакат «Сезон круглый год». Гагры

 

Автор: Вадим Кругликов

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Loreleya | 23.05.2011, 11:10
красиво как
Elend (Гость) | 22.11.2013, 16:44
Не знаю - смеяться или плакать: Дочка привезла с этой выставки плакат "Выставка всероссийского общества садоводов" и гордо прицепила на шкаф. Бабушка (преподаватель истории мировой культуры и эстетики) обозвала все это вопиющей пошлостью и безвкусицей. вредной для здоровья и плакат торжественно сняла. Конфликт мировоззрений, слезы, истерика......

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама