Российское телевещание в 2015 году: состояние и перспективы


Каналы | 21 Сентября 2016

Российское телевещание в 2015 году: состояние и перспективы
AdIndex продолжает публикацию выдержек из доклада Роспечати о положении дел в российских медиа. Этот материал открывает серию статей о телевидении. Описываются общие характеристики и показатели телевещания, повлиявшие на отрасль законодательные инициативы и принципы вещания российских телеканалов

ВСЕ ДАННЫЕ В ОТЧЕТЕ РОСПЕЧАТИ ПРИВОДЯТСЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 30 ДЕКАБРЯ 2015 ГОДА

Согласно новой редакции Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы», срок ее реализации продолжится до 2018 года. В частности, сроки создания второго и дополнительных мультиплексов продлены до 2018 года, как и предоставление государственному оператору связи субсидии на возмещение затрат, связанных с эфирной цифровой наземной трансляцией обязательных телерадиоканалов.

Всего по итогам 2015 года было построено 4027 объектов связи. В 83 регионах охват населения цифровым вещанием составил более 50% на площади 17 098 246 кв. км. При этом в 54 из 83 субъектов охват цифровым вещанием составил более 95%. В рамках создания сети вещания второго мультиплекса (РТРС-2) приняты 2315 вновь построенных объектов с охватом 78,5% населения РФ. Сейчас вещание второго мультиплекса осуществляется 196 объектами с охватом 62,8% населения, из них 42 объекта начали вещание в отчетном периоде.

В 2015 году состав первого мультиплекса был изменен согласно указу президента, и место телеканала «Россия 2» занял телеканал «Матч ТВ».

 

Российское телевещание в 2015 году: состояние и перспективы

Состав каналов первого цифрового мультиплекса. Источник: РТРС

В 2015 году прошел конкурс на получение права эфирного наземного цифрового вещания с использованием шестой позиции во втором мультиплексе, и победителем было признано ООО «Телекомпания Пятница». Однако Протоколом №219 заседания Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию от 30 сентября 2015 года состав второго мультиплекса изменился, и телеканал «Пятница» заменил телеканал «Спорт плюс».

Российское телевещание в 2015 году: состояние и перспективы

 

Состав каналов второго цифрового мультиплекса. Источник: РТРС

 

Все исследуемые регионы примерно в одинаковой степени обеспечены приемным оборудованием – средний расчетный показатель колеблется от 57% до 63%.

Главные изменения в нормативном регулировании телевидения в 2015 году коснулись статуса ряда ключевых вещателей. Поправкой к статье 32.1 Федерального закона «О средствах массовой информации» было введено новое юридическое понятие – «обязательные общедоступные телеканалы и (или) радиоканалы». К ним отнесены «общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы», а также телеканалы, получившие право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории России. Согласно п. 13.1 статьи 2 федерального закона «О связи» оператор обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов – оператор связи обязан осуществлять трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов. В начале нового телевизионного сезона (сентябрь–октябрь 2015 года) российские операторы кабельного и спутникового телевидения, исполняя новые требования, произвели соответствующую техническую перегруппировку каналов в своих пакетах. И впервые в новейшей истории отечественного телевидения у домохозяйств по всей стране на экранах «жестко» выстроилась одинаковая линейка каналов с 1 по 20 позицию (за исключением домохозяйств, использующих аналоговую эфирную доставку сигнала). Фиксированная позиция канала в «первой двадцатке» пакета любого телеком-оператора, определяемая его порядковым номером в РТРС-1 и РТРС-2, объективно имеет значение для аудиторных показателей, поскольку здесь работает так называемый «эффект кнопки».

Расположение обязательных общедоступных телеканалов в пакетах операторов связи России с 2015 года. (по состоянию на 30.12.2015)

Таким образом, привычное для всех понятие «федеральный телеканал» теряет содержание (юридически оно не существует уже с 2014 года). Возникла новая конфигурация телевизионного рынка – 20 телеканалов особого статуса, представленные в цифровых эфирных мультиплексах РТРС, а также по умолчанию в пакетах всех провайдеров неэфирного телевидения, и все остальные телеканалы, каждый из которых должен будет самостоятельно решать вопрос распространения с операторами тех или иных технических платформ. Из бывшего «федерального списка» Роскомнадзора (2012 год) к последним относятся Disney, канал «Ю», «Перец» («Че»), «2х2» и «РБК ТВ».

В 2015 году были уточнены сроки вступления в силу принятой в 2014 году поправки к статье 19.1 Федерального закона «О СМИ», ограничившей 20 % любое иностранное участие в СМИ. Однако российским физическим или юридическим лицам – бенефициарам иностранных организаций-владельцев СМИ – предоставлена отсрочка до 1 января 2017 года. Для собственников российских телеканалов это юридическое обстоятельство имеет существенное значение.

В феврале были внесены поправки в п. 14.1 статьи 14 федерального закона «О рекламе», смягчающие запрет размещения рекламы на платных телеканалах. Было уточнено, что данный запрет не касается платных телеканалов, если они распространяют не менее 75 % «национальной продукции СМИ». Таким образом, собственно российским платным телеканалам (в т.ч. региональным) было возвращено право на размещение рекламы.

Из главных событий телевизионного года в отрасли можно отметить прекращение в феврале существования эфирного канала «Россия 2», место которого в эфире занял «Матч ТВ». В ноябре вместо канала «Перец» холдинга CTC Media в эфире появился развлекательный канал «Че», ориентированный на мужскую аудиторию (часть программ перешла с канала «Перец»).

В сегменте регионального телевидения началось развитие полновещательной модели.  То есть после отключения аналогового сигнала СТС, ТНТ, РЕН ТВ и другим эфирным сетям больше не потребуются региональные партнеры, и без сетевого контента могут остаться сотни региональных телестанций. Процесс уже начался, с января 2015 года не продлены были договоры с партнерами «ТВ Центра», а телеканал «Звезда» закрыл «региональные окна», в которых работали небольшие локальные каналы. В ноябре появилась информация о намерении РЕН ТВ с 2016 года уменьшить локальный контент своих партнеров.

Важные изменения произошли в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. С октября 2015 года начал вещание новостной телеканал Life78, занявший в эфире место канала «100 ТВ», в последние годы бывшего частью «Балтийской медиа группы» Олега Руднова. После его смерти в январе 2015 года активы компании перешли в управление столичного холдинга News Media, что привело к реформированию принципов создания контента.

Положительную динамику в 2015 году показали неэфирные телеканалы (или измеряемые тематические каналы). За год общая доля кабельных и спутниковых телеканалов выросла до 14% совокупного объема национальной аудитории (в 2010 году она составляла 8,6 %). Наибольшую выгоду из необходимости для зарубежных владельцев соответствовать новым нормам в 2015 году извлекла «Национальная Медиа Группа» (НМГ). К концу года НМГ создала совместные предприятия (а по сути стала основным владельцем телевизионных активов) с российскими подразделениями Discovery (80 % у НМГ), Turner (100 %) и Viasat (80 %). Благодаря этому за несколько месяцев холдинг стал второй после «Цифрового телевидения» (совместное предприятие ВГТРК и «Ростелекома») компанией на отечественном рынке платного телевидения – его доля составила в 2015 году почти 25% аудитории неэфирных телеканалов. В сходном направлении действовал и топ-менеджмент «Газпром-Медиа», крупнейшего медиахолдинга страны, который в 2015 году заявил о намерении наращивать присутствие на рынке платного ТВ.

Произошло немало изменений структур собственности в 2015 году. Холдинг «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», закрыв с ноября канал «Россия 2», сократил свое присутствие на рынке, а «Газпром-Медиа», напротив, расширил его, запустив канал «Матч ТВ». В результате этого в сегменте появилось еще одно юридическое лицо – ООО «Национальный спортивный телеканал», учредителем которого выступило ОАО «НТВ Плюс». С одной стороны, создание собственного эфирного канала является прецедентным событием в истории старейшего российского оператора спутникового телевидения; с другой стороны, появление «Матч ТВ» свидетельствует о фактической монополизации спортивного телевещания России структурами «Газпром-Медиа Холдинга».

В результате смены собственников холдинга СТС Media контролируемый партнерами холдинг «ЮТВ Медиа» (UTH) консолидирует 75% в CTC Media. Для перевода всех активов в российскую юрисдикцию в составе учредителей АО «Сеть телевизионных станций» (СТС), АО «Новый канал» («Домашний») и ЗАО «ТВ Дарьял» («Че») уже появились новые организации – ООО «СТС Инвестментс» и ООО «СТС Холдингз».

По плану эфирные каналы СТС, «Домашний» и «Че», а также неэфирный канал СТС Love вместе с каналом «Ю», Disney и «Муз ТВ» должны оказаться под операционным контролем единой структуры. С этой целью была зарегистрирована управляющая организация – ООО «Новый медиа холдинг». Таким образом, в сегменте федеральных телеканалов России с 2015 года выстраивается обновленная «большая четверка» игроков.

Менять состав учредителей в ближайшее время (до 2017 года) придется как минимум еще пяти предприятиям-вещателям федеральных каналов. К ним пока относятся ОАО «Первый канал», ООО «Телекомпания Пятница», ООО «Телеканал ТВ3», ООО «Телерадиокомпания “2х2”» и АО «РБК ТВ».

Собственники федеральных телеканалов России (по состоянию на 30.12.2015)

Что касается неэфирного (кабельного и спутникового) телевидения, то единственным заметным событием в этом сегменте в 2015 году стало исчезновение двух игроков – ООО «ДалГеоКом» (марка «Радуга ТВ») и  ООО «Рикор ТВ» (марка «Актив ТВ»). Ликвидация этих двух хозяйствующих субъектов привела к некоторому усилению рыночной позиции ПАО «Мобильные телесистемы» (марка «МТС ТВ») и ООО «Орион экспресс» (марки «Восточный экспресс», «Телекарта», «Континент ТВ»), поскольку эти операторы приняли на свои платформы абонентов «ДалГеоКома» и «Рикора». Количество участников рынка спутникового телевидения России таким образом сократилось, но сами структуры собственности не изменились.

Собственники Tоп-5 операторов кабельного телевидения России (по состоянию на 30.12.2015)

Принципиальных изменений в структуре эфира крупнейших российских телеканалов в 2015 году не произошло, распределение важнейших жанрово-тематических групп осталось стабильным. По данным «Аналитического Центра Vi», сериальный контент и развлекательные программы в 2015 году, как и годом ранее, заняли совокупно почти половину времени вещания (оба – по 21 %, в 2014 году – 22 % и 21% соответственно). Доля художественных фильмов последние два года составляла 15 % – столько же, сколько и рекламный контент. Увеличилась в последние два года доли информационного вещания (с 6 % в 2011–2013 годах до 7 % в 2014–2015 годах).  

Статистические данные по отдельным каналам позволяют выявить определенный жанрово-тематический характер каналов:

- информационно-развлекательные («Первый канал», «Россия 1»),

- сериальные (НТВ, «Пятый канал», «Домашний»),

- сериально-развлекательные (ТНТ, «Перец»),

- кино-сериальные (СТС, ТВ-3),

- универсальные («РЕН ТВ»),

- развлекательные («Пятница», «Канал Ю»,

- мультипликационные («2х2»).

Отмечается движение в сторону информационного вещания у «Первого канала» и «России 1». «Россия 1» за последние три года увеличила долю социально-политических программ (с 2 % до 4 %) и сократила долю сериального показа, а «Первый канал» уменьшает долю кинопоказа. НТВ же в 2013–2015 годах существенно уменьшил долю информационного вещания, социально-политических программ и движется в сторону развлекательного вещания, наращивая сериальный показ.

Стабильностью отличается структура эфира ТНТ, очевидно, эксплуатирующего найденную им эффективную модель. Этого нельзя сказать, например, о телеканале РЕН ТВ, который в последние три года планомерно замещает сериальный показ кинопоказом, снижает долю развлекательных и познавательно-просветительских программ и наращивает информационный и социально-политический показ.

Жанровая структура кинопоказа на крупнейших российских телеканалах также достаточно стабильна и сбалансирована: на приключенческие фильмы приходится 25 % эфира (в 2014 году – 24 %), комедии – 23% (в 2014 – 23%), драму и мелодраму – по 15% (в 2014 – 15% и 14% соответственно).

Медленно, но практически непрерывно растет доля российского кинопоказа в эфире крупнейших телеканалов: если в 2011 году его доля была примерно 16%, то в 2015 – уже почти четверть – 23 %. Относительно стабильна доля североамериканского (47 % в 2015 году), советского (19 %) и западноевропейского (8%) кино.

Примерно такое же положение дел характерно и для самых крупных шести каналов («Первый канал», «Россия 1», НТВ, ТНТ, СТС, РЕН ТВ), являющихся основными заказчиками дорогостоящего «свежего» контента. Впрочем, доминирование североамериканского контента у них более явное (57 % от эфира), а показ сравнительно дешевого советского кино – существенно меньше (9 %).

При этом есть каналы, значительно зависящие от отечественного – советского и российского – кинопродукта (НТВ, «Россия 1», «Пятый канал», «Домашний), а есть практически полностью ориентирующиеся на зарубежных производителей (большей частью это классические «развлекательные» каналы: ТНТ, СТС, «Пятница», «Ю», а также РЕН ТВ, ТВ3, «2х2»). Сильна зависимость от иностранного контента у «Первого канала» (любопытно, что у него, как еще у очень немногих телеканалов – например, «Пятого канала», ТВ3, «Перца» – в эфире больше советского, нежели российского кино).

По сравнению с 2014 годом несколько изменилась жанровая структура телесериального показа: заметно снизилась доля комедий – с 23 % до 19 %, драм – с 12 % до 10 %, увеличилась – доля мелодрам (с 17 % до 21 %) и боевиков (с 28 % до 31 %).

Ключевое место в структуре сериального показа занимает отечественная продукция. Североамериканские и европейские сериалы сдают позиции, в том числе за счет наметившегося ренессанса латиноамериканской продукции. Очевидно доминирование отечественных сериалов в эфире самых крупных каналов («Первый канал», «Россия 1», НТВ, ТНТ, СТС, РЕН ТВ), хотя за 2015 год североамериканские сериалы «отвоевали» себе 4 процентных пункта и достигли доли в 14% от общего показа сериалов (доля российского – 83%).

2015 год был непростым для рынка неэфирного телевидения, тем не менее даже в этот период на рынок было выведено более 20 новых вещателей. Сегодня на российском рынке неэфирного телевидения работает более 400 телеканалов. Большинство из них предлагают телезрителям программы познавательного и развлекательного характера, а также кино и сериалы. Значительное место также занимают региональные телеканалы.

Тематическая направленность неэфирных каналов России

Российское телевещание в 2015 году: состояние и перспективы

Далеко не все тематические вещатели распространяются за деньги, есть 114 бесплатных каналов. Кроме того, подключившись к неэфирному телевидению, зритель получает возможность смотреть в хорошем качестве федеральные каналы.

В начале 2015 года вступил в силу запрета на размещение рекламы в эфире платных телеканалов. Большинство неэфирных вещателей ушли с рынка сразу после принятия поправок в 2014 году закрылось около 30 каналов. В начале же 2015 года прекратили вещание Tatarstan Business Channel, «Интересное ТВ», «Кинолюкс», а затем NBC Universal, входящая в число крупнейших игроков мирового рынка. К концу апреля компания свернула вещание двух телеканалов, которыми была представлена в нашей стране, – E! Entertainment и Universal Channel. Развлекательный E! Entertainment является одним из ключевых брендов NBC Universal; он был выведен на отечественный рынок всего год назад, позиционируясь как ребрендинг Diva Universal. А Universal Channel входил в число наиболее популярных тематических каналов России и регулярно был в топ-20 каналов, измеряемых TNS.

Вместе с тем CNN International, приостановивший вещание 31 декабря 2014 года, спустя четыре месяца, 29 апреля 2015 года, его возобновил – но уже без рекламы.

Среди зарубежных каналов, представленных на российском рынке, можно было также наблюдать несколько ярких ребрендингов и обновлений. Так, документальный телеканал Discovery Word с 1 сентября 2015 года начал вещать в России под новым названием DTX и переориентировался на мужскую аудиторию в возрасте 18–45 лет. Телеканал MGM компании Universal Distribution с 1 апреля был переименован в AMC, сменив контент и межпрограммное наполнение. Французский телеканал myZen.TV HD, с 2008 года вещавший в России на английском языке, запустил в России и странах СНГ русскоязычную версию.

В целом же зарубежные игроки в 2015 году вели себя на отечественном рынке осторожно и в основном были сосредоточены на поиске российских партнеров и продаже своих активов.

Зато запусков новых проектов среди российских телеканалов было немало. В 2015 году несколько новых телеканалов традиционно «породили» семейства крупных федеральных вещателей – «Первого канала», НТВ и холдинга ВГТРК. Так, телекомпания «Первый канал. Всемирная сеть» запустила новый неэфирный телеканал «Дом кино премиум», а также телеканал «Бобер», посвященный строительству, ремонту и дизайну.

Компания «Цифровое телевидение ВГТРК» вывела на рынок телеканал о природе «Живая Планета», презентация которого проводилась еще год назад, и киноканал «Комедия»: его контент включает в себя развлекательные фильмы и сериалы преимущественно отечественного производства. Кроме того, она провела ребрендинг мужского научно-популярного канала «Техно 2» (или «Т24»), переориентировав его контент с общетехнического на военный; перезапустила телеканалы 24_DOC, пообещав сделать акцент на историях, интересных широкой аудитории, и фильмах, отмеченных международными фестивалями, и «Страна», который теперь должен рассказывать об уникальных местах России, ее достопримечательностях и успехах в различных отраслях.

Кроме того, на базе канала ВГТРК «Россия 2» и производственно-технологической базы «НТВ Плюс» был создан субхолдинг «Газпром-Медиа Матч», запустивший общедоступный телеканал «Матч ТВ», а затем еще 11 тематических спортивных каналов, среди которых были как переименованные под новый бренд каналы «НТВ Плюс» (такие, как «Матч! Футбол 1», «Матч! Футбол 2», «Матч! Футбол 3», «Матч! Боец»), так и принципиально новые, например, «Конный мир».

В 2015 году в целом наметилась тенденция к созданию телеканалов, решающих не только коммерческие, но и определенные политические или социальные задачи. Так, в мае на рынок вышел телеканал «ЕГЭ ТВ», посвященный подготовке к главному школьному экзамену, а оператор «Орион Экспресс» (бренд «Телекарта») при поддержке Минобрнауки бесплатно обеспечил спутниковым оборудованием и подключил к нему более 200 школ в пяти удаленных регионах.

Другой новый телеканал собственного производства «Орион Экспресс» – «Мир увлечений» – адаптирован для людей с ограниченными возможностями по слуху. Осенью был запущен первый телеканал для наркозависимых и их близких «Реабилитация-ТВ»: он начал круглосуточное вещание в Интернете, но планировал в перспективе выйти и в кабельные сети.

Несмотря на то, что на российском рынке уже было представлено 18 детских телеканалов, в 2015 году на рынок вышли еще четыре: телеканал «Смайлик ТВ», «Рыжий» (адаптирован для слабослышащих детей), интерактивный Ginger HD и телеканал для девочек Ani.

В октябре начал вещание информационно-аналитический телеканал православной направленности «Царьград», а Екатеринбургская епархия Русской православной церкви представила музыкальный телеканал «МузСоюз». Было также запущено два новых телеканала о компьютерных играх и киберспорте – Game Show и Gamanoid TV. Возник новый проект «Ред Медиа», ориентированный исключительно на сильный пол, – «Мужское кино». Кроме того, телекомпания «Амедиа ТВ» представила Amedia Hit, по которому собиралась транслировать мировые хиты рынка сериалов.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама