Интернет, новые медиа, социальные сети и пресса. Интеграция печатной прессы в новую среду
Ключевые процессы, происходящие с печатными форматами в интернет-эпоху
По данным доклада на расширенном заседании коллегии Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в мае 2012 года следует, что 57,8 млн взрослого населения России (50%) пользуются интернетом каждый месяц, а 44,3 млн (38%) – ежедневно. 70% из них имеют широкополосный доступ (ШПД) в сеть. Мобильный интернет используют 34% пользователей, каждый второй из которых имеет смартфон, а каждый пятнадцатый – планшет. Ожидается, что к концу 2014 года число пользователей интернета в России составит 80 млн человек, или 71% населения страны старше 18 лет. По размеру национальной аудитории Рунет занимает 6-е место в мире – после Китая, США, Японии, Индии и Бразилии. Кроме того, сайты Рунета ежемесячно посещают более 80 млн зарубежных пользователей.
TNS Web Index сообщает, что с декабря 2010 года по декабрь
2012 года включительно ежемесячная аудитория интернета +12 в России выросла с
35169,1 тыс. человек (58,5%) до 42155,9 тыс. человек (67,3%). В Москве этот
показатель ныне составляет 7438,4 тыс. человек,
или 71,7%, в Санкт-Петербурге – 3026,3 тыс. человек (69,1%,), в Екатеринбурге –
858,6 тыс. человек (69,8%) и в Новосибирске – 924,3 тыс. человек (70,4%).
Интернет как источник новостей и средство повышения политической грамотности его пользователей.
Источник: «Левада Центр»
По данным «Левада Центр», опросившего в феврале 2012 года 1600 человек старше 18 лет в 130 населенных пунктах 45 регионов России, всего за год произошло не только заметное увеличение числа российских пользователей сети, но и качества их взаимодействия с ней. По сравнению с февралем 2011 года они в два раза чаще стали использовать интернет для получения последних новостей (25% против 12%) и лучше владеть рабочим инструментарием сети (41% освоили поисковые и справочные сайты, вместо 25% годом ранее). Быстро набирают популярность мультимедийные технологии: 16% пользователей читают электронные книги, 25% смотрят фильмы в сети, хотя в 2011 году таковых было 7 и 14% соответственно, выросла аудитория интернет-магазинов. Каждый третий пользователь теперь находит в сети друзей и людей со схожими интересами, каждый четвертый использует интернет как средство развлечения и т.д.
Интернет-аудитория поисковых сайтов, электронных книг и фильмов.
Источник: «Левада Центр»
Интернет как средство совершения покупок, общения и развлечения.
Источник: «Левада Центр»
Помимо динамичного роста и улучшения качества аудитории, Рунет в настоящее время отличают и ряд других достижений. Так, российские поисковики сегодня отвечают на 350–370 млн вопросов в сутки, что почти на треть больше, чем годом ранее, а в TOP-10 почтовых сервисов мира входят две почты из нашей страны. Вовлеченность российской аудитории в социальные сети тоже самая высокая. Наконец, растет влияние Рунета на экономику России – рынок интернета по итогам 2012 года эксперты оценили в 850-900 млрд рублей, или 1,7-1,8% российского ВВП. Даже «главной российской кнопкой», по оценке газеты «Ведомости», в 2012 году стал «Яндекс», а не Первый канал. «Яндекс» в апреле 2012 года ежедневно посещали 19,1 млн человек, тогда как Первый канал смотрели 18,2 млн человек (TNS Россия, аудитория 12-54 лет в городах с населением более 100 000 человек). Правда, по той же статистике TNS, Первый канал зрители ежедневно смотрели больше часа, а на «Яндекс» пользователи заходили на 10 минут. Кроме того, эффективность рекламы на «Яндексе» или «Mail.ru» невозможно сравнивать с телеканалами или прессой, поскольку они не управляют контентом, считают в Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).
Вселяют оптимизм относительно будущего прессы и итоги глобального исследования международной сети независимых агентств «Oriella PR Network», опубликованные в июне 2012 года. И з 600 журналистов различных стран Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной и Южной Америки, задействованных в нем, 54% ожидают роста аудитории печатных СМИ и только 20% – ее падение. Одновременно аудитория издательских брендов расширяется за счет мультимедийных контекстных платформ: за 2012 год использование в печатных СМИ видеоматериалов выросло вдвое, заметно увеличилась доля инфографики и авторских блогов, считают исследователи из «Oriella PR Network».
Генеральный директор представительства этой сети в России Наталия Бучельникова вообще называет уровень развития цифровой журналистики в нашей стране «уникальным феноменом». Каждое четвертое российское периодическое печатное издание имеет мобильные версии, половина ведет официальные страницы в Facebook и Twitter. Хотя доверие к неизвестной блогерской информации падает – ею пользуются 22% журналистов. В то же время, выступая на Петербургском международном экономическом форуме 2012 года, министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Н.А. Никифоров главной своей задачей назвал борьбу с цифровым неравенством в стране.
Но печатную прессу усиленно продолжают хоронить, даже на таких форумах, как «Медиа будущего», состоявшемся в июне 2012 года в РИА «Новости». И речь там шла не об интеграции или конвергенции прессы, а о ее непременной кончине. Поневоле возникает вопрос, а чем, собственно, вызвана такая активность самых разных «похоронных бюро» в отношении бумажных носителей информации. Ответ прост – идет жесткая борьба за 50 млрд рублей ежегодных рекламных доходов печатных СМИ. Кроме того, цифровой индустрии надо как-то оправдывать огромные средства, уже вложенные в нее к настоящему времени и постоянно необходимые для поддержания этой отрасли в рабочем состоянии. В вольном или невольном сокрытии данного факта, собственно, и заключается главная ущербность выводов многих медиаэкспертов, включая зарубежных, нередко выступающих с предвзятых позиций в отношении печати. Тем более в стране, где на огромных территориях, кроме интернета, пока нет газа, хороших дорог и стабильного электроснабжения.
Информационно-коммуникационная среда России за последние годы пережила принципиальные технологические изменения. В результате преимущественно одноканальная система распространения информации, когда СМИ выступали вещателем, ментором и учителем одновременно, стала радикально менять свою топологию, превращаясь в многомерное общество, в котором каждый может общаться с каждым или со всеми, то есть как-то незаметно стала многоканальной. Поэтому СМИ теперь могут выступать лишь как равноправный партнер, не пытающийся что-то навязать обществу. Другим следствием этого процесса стал разрыв между поколениями, который преимущественно определяется не возрастом, а степенью открытости или закрытости личности к новым технологиям, готовностью принять иную точку зрения. Еще одной проблемой российской интернет-среды (это характерно и для других регионов мира) являются значительные различия между территориями в уровнях развития цифровых технологий. Именно это стало одной из причин постепенной локализации региональной аудитории в своих местных онлайн-ресурсах и снижения ее интереса к новостям в целом.
Но в условиях новой медийной среды количество публикуемых структурами федерального уровня новостей выросло, чего нельзя сказать об их качестве. Так, количество новостей, появляющихся на сайте РИА «Новости» в течение часа, за последние два года увеличилось с 9 до 28, но самыми ненадежными из них считаются новости из социальных сетей – агентство дополнительно проверяет их и опровергает до десятка и более ежедневно. В целом практика пока свидетельствует: миф о том, что производимый пользователями контент «убьет» традиционные СМИ, а Twitter заменит информационные агентства, следует оставить на совести его создателей.
По мнению независимых экспертов, данным многих исследовательских центров о достижениях интернета и цифровых технологий в целом не стоит доверять безоговорочно. Причина в том, что эти фирмы, как правило, не раскрывают источники информации и методологию оценки рынка. Например, основной доход компании ZenithOptimedia дает телереклама, что не может не сказаться на ее статистике. Большинство подобных центров называет свои данные не иначе, как «прогнозами», и тоже не случайно. В частности, Американская торговая палата принципиально не использует данные компании PricewaterhouseCoopers (PwC), справедливо рассматривая их лишь в качестве неофициальных цифр, грамотно подаваемых рынку в целях формирования нужных трендов. В отличие от других СМИ, точных методик измерения рекламы в интернете пока нет, тогда как заинтересованность поисковиков вроде Yandex и Google в демонстрации своей успешности за счет роста рекламных поступлений очевидна.
Бесспорно одно – конечный успех зависит от качества продукта, и именно этот вывод является основополагающим как для интернета, так и для принта. Практика доказала, производители качественного контента могут не волноваться за свое будущее, а вот мнение, что интернет способен помочь продавать некачественный контент – ошибочно. В данном случае интернет как технология донесения контента до аудитории крайне важен, но вторичен. Рынок подсказывает: надо чаще отрываться от компьютера и выходить «в поле» за уникальной информацией. И в этом смысле интернет может умереть даже раньше газет.
iPad появился на рынке 27 января 2010 года, что позволило уже накопить некий опыт применения планшетных устройств в реальной жизни. Главный исполнительный директор и президент консалтинговой компании «Garcia Media» доктор Марио Р. Гарсия (США) считает, что применительно к печатной прессе возможности планшета сводятся к трем тезисам. Во-первых, дело не в том, на каком месте находятся «печатная», «цифровая» или «мобильная» версии, а в качестве самого материала и в приспособленности имеющихся платформ к его публикации и распространению. Планшет является лишь одной из них, и его как устройство люди склонны использовать вечером, что необходимо особо учитывать при создании соответствующих приложений к газетам и журналам.
Во-вторых, планшет обычно ассоциируется с хорошей книгой, дополненной всплывающими элементами, видео и аудио. Поэтому пользователи хотят, чтобы у планшетных приложений было три основных элемента: курируемое издание, свежие выпуски новостей и электронные устройства чтения. А вот дизайн планшетных приложений они предпочитают продуманно простой, с хорошей функциональной навигацией, основанной на здравом смысле. Наконец, не стоит пытаться сделать все раз и навсегда, поскольку приложение для iPad и подобных ему устройств по определению является эволюционным продуктом.
Феномен социальных сетей, безусловно, требует отдельного исследования. Пока не совсем ясно, что это – мода и проходящее увлечение или величайший коммуникационный прорыв со времени промышленной революции. Ясно лишь, что аудитория социальных сетей стала не только потребителем информации, но ее производителем и дистрибьютором одновременно. Такая модель привлекает бизнес-сообщество и как канал взаимодействия с конечными потребителями, и как самостоятельный бизнес, способный приносить приличный доход. В социальные сети сегодня вовлечены порядка 80% от общего числа пользователей интернета, и лидирует по этому показателю Россия. Российские пользователи интернета проводят в социальных сетях примерно 9,5 часов в месяц, или в два раза больше, чем в других странах. Второе место занимает Израиль (9,2 часов), а третье – Турция (7,6 часов).
Социальные сети предоставляют рекламодателям уникальные возможности для непосредственного контакта с потребителями, т.к. ежедневно миллионы их пользователей ведут беседы о компаниях, товарах и услугах, делятся своими мнениями и впечатлениями. В результате отдельно взятый участник сетевого сообщества может как испортить, так и улучшить репутацию компании с многомиллионным оборотом. Объем рынка рекламы в соцсетях растет. По оценке компании eMarketer, в 2007-2011 годах он вырос с $1,225 млрд до $5,54 млрд, а за 2012 год должен был еще удвоиться, но, похоже, этого не произошло. По данным компании «Mail.ru Group» (сеть «Одноклассники»), во второй половине 2012 года темпы роста рекламы в социальных сетях и интернете в целом, особенно медийной, существенно замедлились. Газета «Ведомости» информировала о сокращении прибыли Facebook за 2012 год на 95% (до $53 млн). Наибольший интерес к социальным сетям ныне проявляют компании – производители потребительских товаров, спиртных напитков, автомобилей и индустрии развлечений.
Одной из главных особенностей современного медийного рынка является растущая популярность интернет-коммуникаций, причем формы подачи контента в них становятся все более разнообразными. The New York Times, например, стала первой газетой в мире, которая подала новость в виде игры, а не текста. Среди русскоязычных СМИ наиболее активно развивают игровое направление РИА «Новости». В основном это флеш-игры (от англ. flash – вспышка), т.е. интерактивные приложения, созданные при помощи векторной графики. К примеру, игра «Как снизить затраты на электричество в вашем доме» позволяет получить информацию о количестве потребляемой электроэнергии различными бытовыми предметами, включая советы, как снизить эти затраты. Другое направление – кроссворды, викторины и аудиовикторины, которые в интернете хороши тем, что всегда можно запросить помощь компьютера. Все это способствует не только притоку уникальных посетителей, но и увеличению количества времени, проводимого читателями на сайте издания, а равно росту числа людей, которые говорят о нем в социальных сетях и реальной жизни. Привлекает здесь и цена. Самая простая флеш-игра, сделанная в Центральной Азии по принципу drag’n’drop (возьми и перетащи), обходится примерно в $300 со сроком изготовления два дня, а более сложная игра типа «военкомат» – в $600–1000 со сроком изготовления неделя.
Другой пример: летом 2012 года российский сетевой журнал Time Out выпустил мобильные приложения для Android и iPhone в Москве и Петербурге на принципах геолокации и автоматического определения местоположения пользователя и различных культурных объектов рядом с ним. Они являются частью международной сети и идентичны приложениям Time Out в Лондоне, Нью-Йорке, Дубае, Сиднее и других городах. Нечто подобное с 2010 года делает и журнал «Вокруг света».
В начале 2012 года у компании Apple появился киоск Newsstand, в котором продаются различные электронные периодические издания. В среднем пользователи iPad тратят в Newsstand около $70 000 в сутки (около $25,5 млн в год). Немаловажную роль в успехе «яблочного» киоска сыграл Retina-дисплей в The new iPad, где такие знаменитые бренды, как The New Yorker или National Geographic, выглядят немногим хуже, чем на бумаге. Из российских изданий в киоске представлены журналы «Популярная механика», «Генеральный директор», «Полдень XXI» и др. При этом в самой России на федеральном уровне уже работает более десятка цифровых киосков по продаже печати. Они есть у издательских домов «Комсомольская правда», «За рулем», «Вечерняя Москва», газеты «Ведомости», ГК «Логос», Межрегионального агентства подписки и других, но денег приносят немного.