Рынок онлайн-торговли вырос почти на 40%

Российский рынок онлайн-торговли в 2024 г. показал рост в 37% и достиг 11,3 трлн руб. Это более 20% от всех розничных продаж в стране. Об этом свидетельствуют данные обзора Infoline Retail Russia Top-100.
Маркетплейсы Wildberries и Ozon укрепили свое доминирование. Если в 2023 г. их совместная доля составляла чуть меньше половины рынка, то к началу 2025 г. она выросла до 56,7%. Влияние первой десятки компаний также увеличилось, достигнув 81% от общего объема рынка (против 75% годом ранее).
Рост также показала X5 Group, поднявшись на шестое место и увеличив продажи на 67%. В десятку лидеров вошла и Lamoda. При этом, за исключением группы «М.Видео-Эльдорадо», практически все участники топ-10 продемонстрировали замедление темпов роста.
В отличие от лидеров рынка, AliExpress и «Ситилинк» столкнулись со снижением объемов продаж в 2024 г. и не попали в топ-10 онлайн-ретейлеров. По мнению генерального директора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, AliExpress пострадал из-за обострения конкуренции на трансграничном рынке онлайн-торговли, на котором и сфокусирован маркетплейс (с оборотом около 200 млрд руб. в 2024 г.). Проблемы «Ситилинка», по словам аналитика, обусловлены финансовыми трудностями, которые компания испытывала в 2023 г., что привело к необходимости оптимизации и негативно отразилось на продажах.
Рынок трансграничной торговли по итогам года сократился на 21% — до 250 млрд руб.
«Падение связано в первую очередь со снижением порога беспошлинного
ввоза товаров из-за рубежа с 1 тыс. евро до 200 евро весной прошлого года.
После этого покупка существенной части товаров из-за границы стала требовать
дополнительной оплаты ввозных пошлин.
Кроме того, падение усилила ситуация с валютными курсами, поскольку в условиях,
когда рубль сильно ослабевает, трансграничные продажи "проседают". Третий
момент связан с тем, что российские продавцы научились достаточно эффективно
закупать в Китае самые топовые позиции товаров, в том числе с AliExpress, и
перепродавать их на Wildberries и Ozon», — рассказал генеральный директор
информационно-консалтингового агентства Infoline Михаил Бурмистров.
В 2025 г. эксперты прогнозируют дальнейший рост рынка онлайн-торговли на 32%
— до 14,9 трлн руб. Драйверами роста станут развитие онлайн-торговли в малых
городах, рассрочка и расширение рекламных услуг.