Итоги недели: больше рациональности, меньше уверенности
На этой неделе мы увидели, что потребитель подружился со здравым смыслом, а бизнес и не думал его терять

Год сдержанной потребительской уверенности
В 2025 году на российского потребителя будут влиять те же факторы, что и в прошлом году, но уверенности у него поубавится. Об этом говорится в отчете «Российский ритейл и ecom 2025», который подготовила старший отраслевой аналитик Альфа-банка по потребсектору Екатерина Тузикова.
Итак, заглянем в недалекое будущее вместе с автором доклада.
1. Доходы россиян продолжат расти, но их динамика замедлится почти вдвое – с 7,3% до 4%. Инфляция на уровне домохозяйства станет еще более ощутимой.
2. Продуктовая розница сохранит прежние темпы роста – спасибо россиянам с их доходами. «Непроду» будет сложнее: помимо инфляции, охлаждения потребительского кредитования, насыщения отложенного спроса на сегмент негативно влияют новости о курсе валют, трудностях импорта, проблемах при расчетах с зарубежными поставщиками. Как результат: сегмент замедлится до +10–11%.
3. Издержки бизнеса продолжат расти. Ритейлеры будут перекладывать издержки на потребителя, маркетплейсы – на продавцов. Тузикова ожидает, что в 2025 году комиссионные вознаграждения могут увеличиться на 30–35%.
4. Потребление станет еще более рациональным. Снизится доля импульсивных покупок, сгладятся сезонность спроса и пики продаж, точка принятия решения о покупке переместится в домашнюю среду – сферу, менее доступную для воздействия маркетологов. Эмоциональные покупки сместятся в аксессуары.
5. Высокая ставка и отказы в выдаче потребкредита подстегнут модель BNPL (покупай сейчас, плати позже). Направление будет расти, пока власти не ужесточат его регулирование: уже обсуждается включение BNPL-покупок в кредитную историю потребителей.
6. Переориентация потребителей с дешевых товаров на более дорогие сохранится – как внутри товарных сегментов, так и между ними. При этом россияне, которые выиграли от бюджетного импульса 2022–2024 годов, частично удовлетворили «догоняющий» спрос. Желанные товары куплены, теперь можно и откладывать.
7. Средний сегмент товаров вымывается вверх (в люкс) или вниз (в эконом).
8. Расширение экосистем будет разнонаправленным. С одной стороны, ритейлеры продолжат развивать новые направления, включая ритейл-медиа и собственные рекламные платформы. С другой стороны, финансовые экосистемы будут интегрировать торговые функции ради увеличения точек касания с клиентами.
9. Ослабления санкционного давления Альфа-банк не ждет – несмотря на общественные ожидания, что геополитические риски снизятся.
Кто объявил об увеличении цен в 2025 году
Издатели книг
+15–20%
Кондитеры
+5–15%
«Вкуснотеево»
+5%
Barilla
+15–30%
Иностранные бренды запатентовали место
Продолжаем следить за тем, как общество реагирует на возможную разрядку отношений с Западом. Про медиа и потребителей уже поговорили, а что с бизнесом? Тайные агенты AdIndex обсудили эту болезненную тему с агентствами, медиахолдингами и рекламодателями. Какие выводы можно сделать по итогам бесед:
• предприниматели готовы к усилению конкуренции;
• во многих отраслях импортозамещение было реальным;
• бизнес воспользовался шансом и не намерен сдаваться без боя;
• бренды надеются на патриотизм потребителей, которые не бросят их в случае возвращения lovemarks.
Во всех комментариях сквозит здравый смысл: сначала нужно дождаться снятия санкций, а потом рассуждать, пересядут ли россияне с китайских автомобилей обратно на Volkswagen и Skoda. Слишком много факторов влияют на потребительский рынок: инфляция, динамика доходов, изменения в законодательстве. Перечень недружественных стран и территорий, который составляет правительство, пока никто не отменял.
Из реальных трендов можно отметить патентную активность иностранных компаний. Последние пару недель регулярно появляются новости, что тот или иной игрок регистрирует товарный знак в Роспатенте. Так, испанская группа Inditex и ее структуры подали заявки на регистрацию брендов Pacific Republic, Ift, Swd, Bsk, Zara Origins, Za, Xdye и Str teen. Французский холдинг LVMH в феврале и марте обратился за регистрацией товарных знаков Moёt & Chandon, Dom Pеrignon, Ruinart, Mercier, Chandon, Veuve Clicquot и Krug.
Оформление права на бренд упростит возможное возвращение на рынок, а также облегчит расширение линейки и редизайн продукции, сообщили «Ведомостям» патентные поверенные.
Это вам не Супербоул
На прошлой неделе мы говорили о премии «Оскар» в контексте популярности Юры Борисова. Теперь можно перейти к более конкретным вещам, а именно – к телевизионным рейтингам шоу, которое киноакадемия провела в 97-й раз.
В этом году организаторы церемонии впервые согласились на онлайн-трансляцию – таким образом они рассчитывали улучшить аудиторные показатели. Легально смотреть «Оскар» в интернете могли подписчики Hulu, Fubo и AT&T TV. Однако чуда не случилось: по данным Nielsen, общее количество зрителей увеличилось всего на 1%. Если учитывать только ТВ, то аудитория «Оскара» сократилась на 7%. Единственное утешение – благодаря онлайн-трансляции выросла доля молодежи. И то неплохо.
Источник фото: oscars.org