08 Февраля 2021 | 17:31

Онлайн-продажи продуктов выросли на 118%

Повышенные темпы роста сохранялись даже после снятия коронавирусных ограничений

Темпы роста российского рынка FMCG замедлились с 3,9% в 2019 г. до 3% по итогам 2020-го. Рынку удалось вырасти в денежном выражении исключительно за счет увеличения средних цен, в то время как продажи в натуральном выражении снижались начиная со I квартала, свидетельствуют данные NielsenIQ.

Карантин, перетекание спроса в онлайн и сокращение доходов населения привели к тому, что фактические розничные продажи продемонстрировали более слабую динамику по сравнению с 2019-м, объясняет директор по работе с ритейлерами «NielsenIQ Россия» Константин Локтев.

Продовольственные категории выросли на 3,5 после 4,3% годом ранее, сегмент непродовольственных товаров показал снижение на 3% (на фоне роста на 2,2% в 2019-м).

Онлайн завершил 2020 г. трехзначным ростом (+102%), причем лучшая динамика наблюдалась у продовольственных категорий (+118%) — она сохранилась даже после отмены локдауна. Наиболее растущими категориями в онлайне оказались снеки (+270%), молочные продукты (+177%) и специи и масла для приготовления (+150%).

В традиционной рознице самым динамичным продуктовым сегментом оказался алкоголь (+6,1%). Наибольший вклад в рост рынка сделали его крупнейшие категории: пиво (+5,8%), водка (+4,4%) и виски (+19,2%). Кроме того, значительно вырос спрос на специи и масла для приготовления — с 1,5 до 9,4%, мороженое (9,4%, на уровне прошлого года), прохладительные напитки (+8,1%). Последние стали единственной продовольственной категорией, которая после сокращения продаж в период самоизоляции (апрель — май) сумела наверстать упущенное и выйти на ускоренные темпы роста.

Негативную динамику NielsenIQ зафиксировал в категории кондитерских изделий (–2,3%), горячих напитков (–2,4%) и детского питания (–8,3%).

Среди непродовольственных товаров ускорение темпов роста по сравнению с 2019 г. продемонстрировали средства для чистки дома (с 2,6 до 9,4%). Снижение спроса наблюдалось в категории ухода за волосами (–7,5%) и за лицом (–7,8%), а также в средствах для бритья (–6,5%).

«Перетекание спроса в онлайн — один из самых заметных трендов 2020 г., но даже он не способен полностью компенсировать падение продаж отдельных категорий в офлайне. На траекторию FMCG рынка в 2021 г., помимо этого тренда, будут влиять такие ключевые тенденции, как перераспределение офлайн-продаж в пользу магазинов в новых локациях, где сегодня работают из дома офисные работники, сохранение интереса к натуральным и “здоровым” продуктам, а также ставшие уже привычными домашний досуг и домашнее потребление», — прокомментировал результаты исследования Локтев.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.