Контроль или глубокая интеграция: «Сбер» вынес урок из развода с «Яндексом»
Компания заявила инвесторам, что переосмыслила формат партнерства
Попытка построить значимый e-commerce-бизнес в рамках экосистемы «Сбера» стала «самым болезненным примером того, что что-то пошло не так», заявил первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис на Investor Day.
Все три попытки реализовать проект закончились неудачно, признал топ-менеджер. Несмотря на «очень хорошую» прибыль, полученную при продаже «Яндекс.Маркета», «Сбер» не достиг поставленной цели — создать ведущего игрока в области электронной коммерции. Хасис подчеркнул, что развод с «Яндексом» стал итогом «цивилизованного диалога по разрешению разногласий».
Тем не менее неудачные совместные проекты заставили компанию вынести несколько уроков. Во-первых, бизнес, в который инвестирует «Сбер», должен «в явном виде» интегрироваться в экосистему. Это связано с тем, что сильный бренд «Сбера» помогает растить бизнес и снижает стоимость привлечения клиентов, отметил Хасис. Во-вторых, компания считает маркетплейсы своими самыми удачными проектами, поскольку те обеспечивают широкий ассортимент товаров и услуг, синергию между B2B- и B2C-направлениями, а также позволяют активно влиять на развитие независимых бизнесов партнеров.
В-третьих, банк переосмыслил сам формат партнерства: осуществляя стратегические инвестиции, «Сбер» либо получает контроль над компаниями (или ясный и понятный путь к контролю), либо безусловную глубокую интеграцию в экосистему. Примером такой интеграции первый зампред назвал СП с Mail.ru Group.
На данном этапе «Сбер» рассматривает e-commerce как флагманский бизнес и планирует развивать его самостоятельно — как на базе уже имеющихся активов, так и путем их развития. В планах компании — приобретение мажоритарной доли в «СберМаркете», куда она собирается инвестировать 12 млрд руб. Кроме того, в следующем году будет запущен универсальный кросс-категорийный маркетплейс. «Сбер» рассчитывает занять сильные позиции в категориях электроники и бытовой техники, одежды и обуви, FMCG, красоты и здоровья.
По словам Хасиса, цель по выручке от небанковских услуг уже достигнута — в 2020 г. нефинансовые сервисы принесли владельцу более 70 млрд руб. К 2023 г. их доля в доходах группы должна составить не менее 5%, а к 2030 г. — 20–30%.
Партнерство Сбербанка с «Яндексом» завершилось
громким
разводом, результатом которого стала консолидация «Яндекс.Маркета» и
«Яндекс.Денег». Недавно Financial Times
сообщила
об угрозе развала совместного предприятия с Mail.ru Group,
созданного
в прошлом году, из-за «культурных и управленческих конфликтов». Как
отмечало издание, в обоих случаях причиной является неспособность
договориться о том, кто из партнеров главный.