Условия работы малого и среднего бизнеса ухудшаются
РСПП: каждый десятый предприниматель в России столкнулся со снижением уровня защиты частной собственности
Каждый десятый предприниматель в России заметил снижение уровня защиты частной собственности, свидетельствует опрос РСПП об итогах 2012 года для бизнеса. Почти 60% респондентов уверены, что в судах с налоговой у них нет шансов или они минимальны. Отношение власти к бизнесу меняется к лучшему, но медленно, и в основном изменения касаются крупных корпораций. Условия работы малого и среднего бизнеса ухудшаются.
Российский союз промышленников и предпринимателей подготовил очередной отчет «О состоянии делового климата в России в 2012 году». Участникам опроса (компаниям — членам РСПП) предложили оценить уровень защиты частной собственности в России, взаимоотношения бизнеса и власти, а также поведение конкурентов. В ответах попросили учитывать принятые в прошлом году поправки в Арбитражный процессуальный кодекс. Они предусматривают упрощённый порядок рассмотрения экономических споров.
Более двух третей опрошенных заявили, что уровень защиты частной собственности не изменился. Почти 7% опрошенных сообщили, что уровень защиты «скорее вырос», 3% опрошенных показалось, что «сильно вырос».
Каждый десятый предприниматель заявил, что уровень защиты частной собственности за год «снизился» или «сильно снизился». А еще 6% посчитали, что «скорее снизился».
Еще один фактор, негативно повлиявший на качество деловой среды в 2012 году — недобросовестная конкуренция со стороны других компаний. Это отметил 71% опрошенных. Причем каждый пятый указал, что «регулярно» сталкивается с этим явлением.
Почти половина отметили, что это единичные случаи, а почти треть сообщили об отсутствии такой проблемы. «Ситуация стабильна, в целом распределение ответов совпадает с данными за 2011 год», — отмечается в исследовании.
Чаще других с недобросовестной конкуренцией сталкиваются в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также обрабатывающий сектор, транспорт и связь. Примерно треть из них указали в качестве ответа вариант «столкновения регулярны». Меньше других пострадали в 2012 году представители строительной отрасли.
Лучше выглядели в 2012 году взаимоотношения бизнеса и власти. На регулярное нарушение прав со стороны органов власти указали только 7,5%, в 2011 году недовольных действиями властей было в 2 с лишним раза больше, подчеркивают в РСПП.
На единичные случаи злоупотреблений указали 36% (столько же было в 2011 году). Выросло количество тех, кто указал на полное отсутствие нарушений со стороны властей — 56,5% против 50% в 2011 году.
В условиях, когда деловой климат нельзя назвать дружественным, компании предпочитают обращаться за защитой своих интересов в первую очередь в суд. Так поступают 77,2% опрошенных. Действовать самостоятельно предпочитают 43,9%.
Примерно равное число участников опроса считают, что наиболее эффективно они смогут защитить свои права при обращении в федеральные органы власти (28,7%) и в региональные администрации или муниципалитеты (26,9%).
Около 13% предпринимателей предпочитают СМИ, как инстанцию, куда можно обратиться за поддержкой. В бизнес-союзы готовы обращаться всего 16%. РСПП планирует включить в следующий опрос оценку работы уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей, отмечая при этом снижение роли общественных объединений предпринимателей.
В случае споров с другими предпринимателями компании довольно высоко оценивают возможность защиты своих прав и интересов. В 2011 году 60% опрошенных оценивали свои шансы в этом случае как «скорее большие» и 27% как «большие». В 2012 году — 63% и 25% соответственно.
В том, что касается защиты своих интересов, российский бизнес ничем не отличается от западного, считает партнер юридической компании King & Spalding Илья Рачков. «Используются все способы защиты, включая обращение в СМИ. Но основным инструментом защиты как в России, так и за рубежом остается все-таки арбитражный суд», — говорит Рачков.
Стимулом для обращения российского бизнеса в суд является низкий порог вхождения в судебный процесс — при спорах на миллиарды максимальная пошлина составит 200 тысяч рублей. Кроме того, российское правосудие ограничено сроками. Как правило, судебный процесс длится от 3 до 6 месяцев. На Западе судопроизводство может длиться годами и выливается в колоссальные затраты, отмечает юрист.
Гораздо более пессимистичны компании в оценке своих шансов при судебных разбирательствах с региональными органами власти и муниципалитетами. Шансов «практически нет», отметили 14% (в 2011 году — 18%). Еще 42% считают, что выиграть судебные тяжбы с властями «скорее небольшие» (21% в 2011 году).
Шансов нет, если судишься с налоговой инспекцией, решили 18% (17% в 2011 году). Шансы есть, но небольшие, считают 40% (45% в 2011 году). То есть доля участников опроса, уверенных в отрицательном исходе любых судебных процессов, по-прежнему больше половины, фиксирует проблему РСПП.
За год стало больше тех, кто считает, что у них есть шансы защитить свои интересы и что эти шансы «скорее большие» (34,5% против 29% в 2011 году).
Пятёрку контрольно-надзорных органов по количеству крайне негативных оценок составили: Налоговая инспекция, Росприроднадзор, пожарная служба, Роспотребнадзор, Ростехнадзор.
«Сильно мешает работать» Налоговая инспекция — на это указали 19% опрошенных (в 2011 году — 15%). Росприроднадзор «сильно мешает» 10% в прошлом году против 5% в 2011 году. Роспотребнадзор «сильно мешал» работать 9% опрошенным. Аналогичная оценка была и в 2011 году.
Отношение власти к бизнесу меняется в лучшую сторону, возражает бизнес-омбудсмен Борис Титов, «Многочисленные высказывания первых лиц, указы и законы, направленные на улучшение бизнес-климата в стране, формируют иную культуру диалога власти и бизнеса. Думаю, что скоро и те чиновники, кто считает кошелек бизнесмена своим, и те чиновники, которые привыкли относиться к нему как к дойной корове, уйдут в прошлое», — говорит Титов.
Но качество деловой среды на самом деле хуже, чем это представлено в исследовании РСПП, отмечает глава экспертного совета и вице-президент «Деловой России» Михаил Осипов. В большей степени это касается малого и среднего бизнеса.
«Доступность кредитов падает, налоговая нагрузка растет, тарифная поддержка падает, конкуренция в связи с вступлением России в ВТО растет… Удары накапливаются. То, что можно было вынести в первом раунде, в шестом уже валит с ног», — говорит Осипов.
Председатель набсовета группы компаний «Алор» Анатолий Гавриленко объясняет низкий уровень защиты частной собственности тем, что российский бизнес почти не вовлечен в процесс принятия решений, касающийся деловой среды. «Российский бизнес становится все более грамотным и искушенным, предъявляет повышенные требования к качеству административных решений, а чиновники постоянно меняются, много молодых приходит, они предпочитают меньше советоваться и учат бизнес делать табуретки на пяти ножках», — возмущается Гавриленко.
Источник: Газета.Ru