ZenithOptimedia: Несмотря на потрясения на фондовом рынке, расходы на рекламу продолжают расти


Тенденции | 03 Октября 2011 07:58

Общемировые расходы на рекламу в 2011 году вырастут на 3,6% по сравнению с прошлым годом. Российский рынок покажет 22% рост в 2011 году. В 2012 году динамика роста российского рынка немного снизится – до 18%. Такие цифры приводит агентство ZenithOptimedia (группа VivaKi) в своем новом прогнозе развития рекламного рынка

Агентство ZenithOptimedia немного снизило свой прогноз по росту глобальных рекламных затрат в 2011 году на 0,5% - с 4,1% (было в июльском прогнозе) до 3,6%. Снижение динамики, с которой восстанавливается экономика после последнего кризиса, а также опасения по поводу возможности нового экономического спада, заставили некоторых рекламодателей отказаться от увеличения рекламных бюджетов, которое планировалось на конец 2011 года.

ZenithOptimedia также снизило на 0,5% свой глобальный прогноз на 2012 год - 5,9% до 5,3%. Это по-прежнему здоровый рост, говорится в прогнозе агентства. В 2012 году пройдут Олимпийские игры, Чемпионат Европы по футболу и президентские выборы в США. Эти события окажут положительное влияние на рынок. Японская экономика также продолжает восстанавливаться обнадеживающими темпами. Агентство оценивает, что «четырехгодичные» события, которые произойдут в 2012 году, добавят глобальному рынку $6,2 млрд, а восстановление японской экономики принесет еще $0,8 млрд.

Прогноз относительно 2013 года снижен лишь на 0,1% с 5,6% до 5,5%.

Напоминаем, что в конце июля - начале августа 2011 года было зафиксировано падение фондовых рынков: Dow Jones IA - на 12,7%, Hang Seng - на 14,7%, Nikkei 225 – на 13,4%.  Эти события вызвали опасения относительно возможности нового спада в рекламной отрасли. Тем не менее, финансовые индексы сами по себе не являются прямыми индикаторами снижения или роста рынков. История знает массу случаев, когда после обвала рынков рекламные расходы продолжали расти.

В базе данных ZenithOptimedia содержится информация о развитии 70 мировых рынков за последние 30 лет. За это время было зафиксировано 12 серьезных обвалов на фондовом рынке. В двух случаях (Азиатский кризис июля 1997 года и «пузырь доткомов» в 2000 году) падение фондовых рынков сопровождалось резким снижением рекламной активности в следующем году.

«Черный понедельник» 1987 года не имел никаких негативных последствий для рекламных рынков Канады, США и Великобритании. Напротив, динамика роста в следующем году увеличилась. Азиатский кризис не сказался на росте рынка Гонконга и США. Резкое падение Dow Jones IA 11 сентября 2001 не привело к обвалу рекламного рынка США в 2002 году – сохранился скромный рост. В целом, половина фондовых обвалов провоцировала негативные явления в рекламной отрасли, половина – нет.

Между падениями на фондовых и рекламных рынках нет прямой зависимости – каждый конкретный случай должен быть рассмотрен отдельно. Например, в случае с доткомами завышенные ожидания в отношении цен на ценные бумаги вызвало резкий скачок рекламной активности. В период с 1998 по 2000 г. расходы на рекламу выросли с 0,96% от ВВП до 1,05% ВВП. После взрыва «пузыря» многие стартапы и бренды, появившиеся за это время, исчезли. Расходы на рекламу резко упали. С тех пор не было замечено эффекта чрезмерного рекламирования – сейчас на рекламу приходится порядка 0,73% ВВП – меньше, чем за всю историю индустрии с 1980 года. Столь низкий процент, во многом, обусловлен ростом рекламного влияния развивающихся рынков, в которых коммуникации традиционно имеют более низкие пропорции от ВВП. Например, в Китае – третьем по размеру рекламном рынке, эта цифра составляет всего 0,44%. Это говорит о потенциальном росте рынка по мере того, как пропорция будет приближаться к среднемировой.

Конечно же, определенный риск грядущего экономического спада присутствует. Однако на данный момент многие сходятся во мнении, что развитые страны мира ожидает период снижения динамики роста (не падения), при этом развивающиеся экономики продолжат быстро расти. ZenithOptimedia также считает, что в США и Европе сохранится небольшой прирост, а долговой кризис не будет усугубляться.

Общая картина по развивающимся рынкам – рост с опережением развитых. Если рынок Северной Америки будет расти лишь на 3,3% каждый год в период 2010-2013, Западная Европа – на 2,8%, а Япония – на 1,1%, то Латинская Америка покажет 7,1% среднего ежегодного роста, Азиатско-Тихоокеанский регион – 10,1%, Центральная и Восточная Европа – 10,4%. Исключением будут Ближний восток и Африка, регионы со сложной политической ситуацией, оказывающей влияние на рекламную отрасль. Прогноз ZenithOptimedia в странах этого региона – спад на 14,2% в 2011 году, рост на 2% в 2012 и на 2,3% в 2013 году. Так как этот регион занимает в общемировом рекламном «пироге» лишь 1%, то влияние на мировую рекламную индустрию будет минимальным. В целом, доля развивающихся стран в общемировых затратах на рекламу вырастет с 31% в 2010 году до 34,9% в 2013.

Крупнейшие рекламные рынки мира ($ млн)

2010

Объем

2013

Объем

1

США

151 665

1

США

165 977

2

Япония

46 153

2

Япония

47 630

3

Китай

26 122

3

Китай

38 854

4

Германия

23 791

4

Германия

25 429

5

Британия

18 086

5

Британия

19 656

6

Бразилия

14 716

6

Бразилия

17 587

7

Франция

12 564

7

Франция

13 465

8

Австралия

11 246

8

Австралия

12 313

9

Италия

10 296

9

Канада

12 098

10

Канада

10 041

10

Россия

11 413

Источник: ZenithOptimedia

Страны с наибольшим вкладом в рост мирового рекламного рынка
(2013 к 2010, $млн. по текущему курсу)

Рост объемов

1

США

14 312

2

Китай

12 732

3

Россия

4 725

4

Бразилия

2 871

5

Индия

2 639

6

Индонезия

2 531

7

Канада

2 057

8

ЮАР

1 827

9

Германия

1 638

10

Британия

1 570

Источник: ZenithOptimedia

Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, $млн. по текущему курсу)

 

2009

2010

2011

2012

2013

С. Америка

157 475

161 707

165 699

171 772

178 076

 

 

 

 

 

 

Западная Европа

97 127

102 901

105 252

108 473

111 926

 

 

 

 

 

 

Азия/Тихоокеанский рег.

104 724

114 832

121 111

129 878

139 277

 

 

 

 

 

 

Центральная/Восточная Европа

21 993

23 576

25 686

28 540

31 725

 

 

 

 

 

 

Латинская Америка

27 063

31 316

32 841

35 504

38 804

 

 

 

 

 

 

Ближний восток и Африка

4 589

4 945

4 242

4 328

4 428

 

 

 

 

 

 

Остальной мир

9 380

10 668

11 463

12 629

13 955

 

 

 

 

 

 

Итого

422 351

449 944

466 293

491 124

518 190

Источник: ZenithOptimedia

Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %)

 

2009 v 08

2010 v 09

2011 v 10

2012 v 11

2013 v 12

С. Америка

-12,6

2,7

2,5

3,7

3,7

из них США

-12,9

2,3

2,2

3,5

3,5

 

 

 

 

 

 

Западная Европа

-11,0

5,9

2,3

3,1

3,2

 

 

 

 

 

 

Азия/Тихоокеанский рег

-5,4

9,7

5,5

7,2

7,2

кроме Японии

0,6

17,5

10,3

9,7

10,2

 

 

 

 

 

 

Центральная/Восточная Европа

-17,9

7,2

8,9

11,1

11,2

 

 

 

 

 

 

Латинская Америка

2,0

15,7

4,9

8,1

9,3

 

 

 

 

 

 

Ближний восток и Африка

-19,5

7,7

-14,2

2,0

2,3

 

 

 

 

 

 

Остальной мир

5,7

13,7

7,5

10,2

10,5

 

 

 

 

 

 

Итого

-9,7

6,5

3,6

5,3

5,5

Источник: ZenithOptimedia

Расходы на рекламу по медиа ($ млн)

 

2009

2010

2011

2012

2013

Газеты

96,973

95,416

92,802

91,911

91,334

Журналы

43,633

43,741

43,224

43,060

42,909

ТВ

160,199

176,826

184,929

196,182

207,056

Радио

31,778

32,169

32,899

33,906

35,117

Кино

2,107

2,315

2,423

2,564

2,718

Outdoor

27,774

29,917

31,503

33,357

35,122

Internet

54,683

64,026

72,531

83,457

96,392

Итого *

417,147

444,410

460,311

484,436

510,648

Источник: ZenithOptimedia
Общие цифры ниже, чем в таблице «Расходы на рекламу по регионам мира», так как в некоторых странах мира нет разбивки расходов по медиа.

Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)

 

2009

2010

2011

2012

2013

Газеты

23,2

21,5

20,2

19,0

17,9

Журналы

10,5

9,8

9,4

8,9

8,4

ТВ

38,4

39,8

40,2

40,5

40,5

Радио

7,6

7,2

7,1

7,0

6,9

Кино

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Outdoor

6,7

6,7

6,8

6,9

6,9

Internet

13,1

14,4

15,8

17,2

18,9

Источник: ZenithOptimedia

Прогноз развития Российского рекламного рынка в 2011-2012 гг.

Российский офис ZenithOptimedia оставил неизменным свой предыдущий прогноз. Так же, как и в июльском прогнозе, ZenithOptimedia Россия оценивает рост российского рынка по итогам 2011 года максимум в 22% по сравнению с 2010 годом.

Данные по расходам на рекламу в первом полугодии 2011 года свидетельствуют о том, что рекламный рынок начал быстро восстанавливаться на фоне общеэкономического оздоровления и развития потребительского рынка в 2010 году. Однако, в связи с текущей нестабильностью на фондовых рынках, скачками курса мировых валют и финансовых индексов, а также высокой зависимостью российской экономики от мировых цен на сырье, в третьем и четвертом квартале 2011 года рост рынка, скорее всего, несколько замедлится. При этом экономические катаклизмы в большей степени могут оказать влияние на рекламную активность в следующем, 2012 году. Если в начале 2011 года эксперты отрасли предполагали, что рост 2012 года может превысить динамику 2011, то сейчас, в связи с экономической нестабильностью, ожидания стали более скромными. ZenithOptimedia прогнозирует, что в следующем, 2012 году, рост российского рекламного рынка составит не более 18%.

Что касается распределения бюджетов по медиа, интернет-реклама так же как в предыдущие годы, останется самым динамично развивающимся сектором рынка. К 2013 году ее доля в общих расходах на рекламу достигнет 17% (в 2008 было 6%, в 2010 - 11%). Доля газет, журналов и радио будет медленно снижаться – с 4,1%, 9,0% и 5,1%, соответственно, в 2010 году, до 3,1%, 7,6% и 4,1% в 2013.

Объем рекламы в средствах ее распространения в России (млн. рублей, без НДС)

 

2008

2009

2010

2011*

2012*

Телевидение* (в т.ч. кабельно-спутниковое)

117 700

96 400

110 800

136 284

159 452

Печатные СМИ (газеты, журналы, рекламные издания)

63 800

35 600

38 000

42 180

46 398

Радио

13 100

9 253

10 300

11 536

12 805

Наружная реклама

42 300

25 200

29 700

36 234

42 031

Интернет (в т.ч. контекстная реклама)

14 900

16 200

22 600

32  092

43 324

Прочие носители (в т.ч.indoor и кинотеатры)

2 700

2 200

3 100

3 875

4 456

ИТОГО

254 500

184 853

214 500

262 201

308 467

 

Источник: ZenithOptimedia Russia
*- прогноз

Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия)

 

2009

2010

2011*

2012*

Телевидение

-18%

15%

23%

17%

Печатные СМИ

-44%

7%

11%

10%

Радио

-29%

11%

12%

11%

Наружная реклама

-40%

18%

22%

16%

Интернет

9%

40%

42%

35%

Прочие носители

-19%

41%

25%

15%

ИТОГО

-27%

16%

22%

18%

Источник: ZenithOptimedia Russia
*- прогноз

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама