01 Декабря 2010 | 07:54

Российские сотовые операторы начали терять абонентов

В октябре российские сотовые операторы впервые вычеркнули из баз более 1 млн абонентов, которые перестали пользоваться их услугами. Операторы объясняют это уходом клиентов, подключенных во время летних маркетинговых акций. А насыщение сотового рынка еще не наступило, уверяют они

Картинка Российские сотовые операторы начали терять абонентов

За октябрь 2010 г. количество сотовых абонентов в России сократилось на 1,03 млн — в конце месяца активными числились 215,47 млн sim-карт, сообщила вчера аналитическая компания AC&M-Consulting. Еще в сентябре прирост новых подключений резко замедлился: к сотовым сетям подключились лишь 100 000 человек, хотя в предыдущие месяцы абонентские базы операторов прибавляли более 1 млн (см. график на стр. 01).

МТС и «Вымпелком» были вынуждены списать в октябре 0,6 млн и 0,3 млн клиентов соответственно, в результате у МТС осталось 69,1 млн, а у «Вымпелкома» — 51,3 млн российских пользователей. Списание было «техническим», заверяет директор «МТС Россия» Александр Поповский. МТС вычеркнула клиентов, которые подключились в ходе промоакций и перестали пользоваться услугами по истечении срока действия скидок. Отток связан с «сезонным фактором», вторит ему пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. Это, по ее словам, результат активных продаж летом, когда абоненты активнее пользуются, например, роумингом и приобретают для этого sim-карты.

«Мегафон», который в апреле стал вторым по числу клиентов сотовым оператором России, в октябре еще увеличил абонентскую базу примерно на 250 000 человек (до 56,1 млн). Теперь он опережает «Вымпелком» почти на 5 млн абонентов.

Для МТС лидерство по подключениям новых абонентов не самоцель, передал «Ведомостям» Поповский. Но привлечение новых абонентов, по его словам, «имеет смысл» и в нем необходимо «постоянно участвовать», несмотря на то что проникновение сотовой связи в России уже составляет 148,4% (т. е. sim-карт почти в 1,5 раза больше, чем жителей страны; использованы данные AC&M). МТС не платит дилерам комиссию за подключение «молчащих» абонентов, соглашения с продавцами sim-карт предусматривают гарантии качества продаж, напоминает Поповский. МТС платит дилеру часть среднемесячной выручки от привлеченного абонента за определенный период, причем комиссия рассчитана так, чтобы доходы были как минимум вдвое выше расходов на подключение. «Минимальные фиксированные затраты» на привлечение абонентов МТС несет, признает Поповский, но «в целом» они окупаются.

«Вымпелком» также считает затраты на привлечение новых абонентов оправданными, так как платит ритейлерам только за абонентов, которые приносят компании выручку, говорит Айбашева. Сколько МТС и «Вымпелком» продали в октябре новых sim-карт, Поповский и Айбашева не уточняют. А «Мегафон» ранее раскрывал, что в среднем платит «Евросети» за привлечение клиента около $20 (без учета НДС). В целом по рынку новый клиент обходится примерно в такую же сумму всем операторам, если они привлекают федеральных ритейлеров, отмечает сотрудник одного из операторов.

Сейчас у большинства российских абонентов по нескольку sim-карт и, как правило, вторая предназначена для доступа в интернет, напоминает пресс-секретарь «Мегафона» Татьяна Иванова. По ее данным, с начала 2010 г. «Мегафон» продал более 2 млн USB-модемов для выхода в интернет, а в последнее время продажи модемов держатся на уровне 250 000 в месяц. Всего за 10 месяцев 2010 г. «Мегафон» увеличил численность абонентов на 5,9 млн.

Октябрьский отток — логичное явление: в летние месяцы многие люди переезжают из региона в регион (к примеру, из Москвы в Сочи), покупают там sim-карту, а через месяц выбрасывают, в результате еще через 90 дней оператор их списывает, объясняет президент «Евросети» Александр Малис. Год назад рынок не заметил чистого оттока из-за того, что в кризис люди меньше передвигались между регионами, считает он. Такое сезонное качество учитывается в бизнес-планах всех крупных ритейлеров, говорит Малис, но в первую очередь страдают мелкие сети, работающие преимущественно в регионах и торгующие с лотков.

Впервые в российской истории мобильной связи снижение числа абонентов было зафиксировано почти два года назад в феврале 2008 г. Тогда из-за перехода «Вымпелкома» на трехмесячный учет молчунов число сотовых абонентов за месяц стало меньше сразу на 8 млн.

Автор: Тимофей Дзядко

Источник: Ведомости

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru