29 Ноября 2010 | 12:03

На фоне роста прибыли табачных компаний начинается новая волна борьбы с курением

Очередная антитабачная кампания началась после того, как у фармацевтических корпораций стали падать продажи антитабачных препаратов, а у производителей сигарет начала расти прибыль

Картинка На фоне роста прибыли табачных компаний начинается новая волна борьбы с курением

В последний месяц во всем мире резко активизировалась борьба с курением — в США и Великобритании власти обнародовали планы по существенному ужесточению требований к продаже и маркировке табачных изделий, а представители минздравов 172 стран приняли совместную конвенцию, ограничивающую применение вкусовых добавок в сигаретах. Очередная антитабачная кампания началась после того, как у фармацевтических корпораций стали падать продажи антитабачных препаратов, а у производителей сигарет начала расти прибыль.

Купи труп
Минздрав США 10 ноября представил план, в рамках которого производителей табачных изделий заставят размещать на пачках предупреждающие картинки с надписями. Федеральное управление США по надзору за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств (FDA) представило 36 макетов изображений, отличающихся жесткостью и натуралистичностью, на некоторых из них изображены тела мертвых людей. До 22 октября 2012 года производители должны будут перейти на выпуск сигарет в новой упаковке с изображениями, которые получат максимальный общественный отклик (см. статью Американцы нагонят страху на курильщиков от 11 ноября). Первыми в мире графические предупреждения о вреде курения на пачках сигарет внедрили еще в 2000 году власти Канады. Их примеру последовали власти Бразилии, Австралии, Чили, Ирана, Сингапура и некоторых других стран.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в настоящее время во всем мире насчитывается около 1,3 млрд курильщиков табака. Ежегодно только в США от причин, связанных с курением, преждевременно умирают около 450 тыс. человек, еще 8 млн страдают от заболеваний, вызванных этой привычкой. По данным Американской ассоциации по исследованию раковых заболеваний, курение может вызывать до 18 видов рака. Курение также считается одной из причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

20 ноября представители минздравов 172 стран, включая Россию, одобрили в Уругвае руководящие принципы к ст. 9 и 10 рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, рекомендовав ограничить вкусовые добавки в сигаретах, которые, по мнению минздравов, делают курение привлекательным. 21 ноября стало известно, что правительство Великобритании собирается заставить табачные компании продавать в стране сигареты в пачках без ярких цветов и изображений — например, единого монотонного серого или коричневого цвета. По мнению властей, это снизит привлекательность сигарет в глазах молодежи.

Случайное совпадение

Очередной этап активизации борьбы с курением проходит на фоне любопытной тенденции: прибыли некоторых крупных фармацевтических компаний от продажи ряда популярных антитабачных препаратов падают, а прибыли табачных компаний растут. Если в 2007 году продажи одного из популярных на Западе препаратов от курения Chantix (в Европе Champix) американской компании Pfizer составляли $883 млн, то в 2008 году снизились до $846 млн, а в 2009 году — до $700 млн. В первые девять месяцев 2010 года продажи Chantix / Champix по всему миру снизились еще на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составили $522 млн. Сама Pfizer поясняет это "изменениями в маркировке продукта и другими факторами". Дело в том, что 1 июля 2009 года FDA рекомендовала производителям препаратов против курения Chantix (Pfizer), Zyban (GlaxoSmithKline) и их дженериков добавить на упаковки лекарств предупреждения о "риске серьезных нейропсихических симптомов у пациентов, принимающих эти препараты: симптомы могут включать изменения в поведении, враждебность, беспокойство, угнетенное состояние, суицидальные настроения и попытки самоубийства". По данным USA Today, с момента выхода Chantix на рынок в 2006 году в FDA поступили сообщения о 98 суицидах и 188 попытках суицида людей, принимавших Chantix, и 14 самоубийствах и 17 попытках самоубийств людей, принимавших Zyban. У британской GlaxoSmithKline в 2008 году продажи антитабачных препаратов сократились на 12% по сравнению с 2007 годом, а в 2009 году — еще на 1%, составив £339 млн. Эта тенденция уже привела к тому, что в США, по данным Euromonitor International, в последние годы рынок антитабачных препаратов показывает отрицательный рост (см. диаграмму). Сейчас объем мирового рынка табачных изделий составляет более $613 млрд, антитабачных препаратов — всего лишь $2,1 млрд.

Пока фармацевтические компании теряют деньги на курильщиках, табачные компании наращивают прибыль. Прибыль Philip Morris International за первые девять месяцев этого года по выросла на 6,1%, до $20,2 млрд. Чистая прибыль British American Tobacco за первую половину этого года увеличилась на 8%, до £2,3 млрд. У Japan Tobacco за первую половину 2010/11 финансового года чистая прибыль выросла на 24%, до $988 млн.

Борцы с курением отмечают, что табачные компании усиливают лоббистскую деятельность или оказывают давление на власти развивающихся стран. По данным The New York Times, British American и Imperial Tobacco частично финансировали рекламную кампанию Альянса австралийских ритейлеров против планов властей страны обязать табачные компании продавать сигареты в пачках монотонной расцветки. В этом году Philip Morris International подала в суд против правительства Уругвая, которое приняло закон о том, что предупреждение о вреде здоровью от курения должно занимать 80% площади пачки.

Борцы за права курильщиков обвиняют фармацевтические компании в лоббировании своих интересов через общественные организации, указывая, например, на фонд Robert Wood Johnson Foundation, одного из главных акционеров компании Johnson & Johnson (помимо прочего, производит пластыри и жевательную резинку Nicorette), который спонсирует программы, направленные на борьбу с курением. В мае 2009 года американские СМИ отметили, что замглавы минздрава был назначен известный антитабачный лоббист Билл Корр, который ранее руководил крупной общественной организацией Campaign for Tobacco-Free Kids, получающей поддержку от фармацевтических компаний.

У нас
Россия, по данным Минздрава РФ и ВОЗ, самая курящая страна в мире — курит 39,1% взрослого населения. Несмотря на все ограничения рекламы и продажи сигарет, Россия на фоне Европы остается либеральной. "Налоговая нагрузка у нас ниже, а перечень мест, где нельзя курить, сравнительно небольшой",— говорит глава информагентства "Русский табак" Максим Королев. Разница между суммой акциза с пачки сигарет в России и Европе шестикратная — у нас это 20 евроцентов, а в ЕС — минимум €1,28. Одним из главных финансистов антитабачного движения в России считается фонд мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга. С 2007 года фонд начал предоставлять гранты российским общественным организациям на антитабачную деятельность. Сейчас в России действуют семь грантов фонда Блумберга на общую сумму более $2 млн. Антитабачной рекламой в России занимаются и производители средств от курения (тот же Pfizer).

Размещение антитабачной рекламы, как правило, бесплатно для заказчика: она классифицируется как социальная. На ТВ в 2009 году, по данным TNS Russia, антитабачная реклама размещалась только в октябре-декабре. Ролики на эту тематику набрали за эти месяцы 1,83 тыс. GRP (условная единица; отражает количество зрителей, увидевших ролик) в целевой аудитории старше 18 лет. В этом году антитабачной рекламы стало больше: за январь-сентябрь ее объем составил уже 2,13 тыс. GRP. Растет и антитабачная наружная реклама: по данным "ЭСПАР-Аналитик", всего в России в 2008 году было зафиксировано 333 поверхности, в 2009-м — 412, а за первые девять месяцев 2010 года — почти 1,36 тыс. В центральной прессе с 2007 года антитабачной рекламы не было вовсе, отмечают в аналитическом центре "Видео Интернешнл" (АЦВИ). При этом пресса — единственное медиа, где разрешена реклама табака. По оценке АЦВИ, в 2008 году на рекламу табачных изделий в прессе было потрачено 724 млн руб., в 2009-м — 735 млн руб — 1,4% и 2,5% всех рекламных бюджетов в прессе соответственно. За первые девять месяцев этого года затраты на рекламу табака снизились на 20%, до 415 млн руб.

Перемены на российском рынке ожидаются в ближайшие пять лет. В сентябре премьер Владимир Путин подписал антитабачную концепцию Минздравсоцразвития. В ней установлено, что к 2012 году должны быть запрещены любые виды рекламы и продвижения сигарет, к 2015 году поэтапно вводится полный запрет на курение в общественных местах, а акцизы должны увеличиться в десять раз, до европейского уровня.

Источник: Коммерсантъ

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru