Retailer Magazine и INFOLine подсчитали крупнейших ритейлеров России в 2009 году
50 крупнейших ритейлеров в России в 2009 году контролировали 12,8% всего розничного рынка, подсчитал журнал Retailer Magazine. Их совокупная выручка увеличилась на 8%, быстрее росли продуктовые и парфюмерно-косметические сети, а вот продавцы бытовой техники, электроники и мобильных телефонов в среднем вообще сократили продажи
Совокупные продажи ритейлеров из топ-50 в 2009 году составили 1,878 трлн руб., то есть примерно 12,8% российского розничного рынка (в 2009-м вырос на 4,65%, до 14,6 трлн руб.), выяснили журнал Retailer Magazine и исследовательское агентство INFOLine. Сети включались в рейтинг исходя из их розничной выручки без учета франчайзинга и НДС (см. топ-10 в таблице, полная версия рейтинга опубликована на сайте "Ъ").
Основным трендом рынка в кризисном 2009 году стала поляризация: ключевые игроки продолжают наращивать свою долю на фоне закрытия или банкротства финансово нестабильных конкурентов, прокомментировал гендиректор агентства "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. В течение прошлого года капитализация X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") увеличилась на 287,6%, до $8,663 млрд, "Магнита" — на 337,93%, до $6,35 млрд, "М.Видео" — на 342%, до $694 млн, "Аптечной сети 36,6" — на 227,18%, до $674 млн.
Крупнейшим сегментом розничного рынка остаются продажи продовольственных товаров: емкость составила $223,83 млрд, что означает снижение на 11% к 2008 году во многом из-за колебаний курса. Доля крупнейших продовольственных сетей, входящих в рейтинг, составила 15,8% от всего FMCG-сегмента, не увеличившись по сравнению с 2008-м. Отсутствие динамики в INFOLine объясняют ротацией компаний (сети "Мосмарт", "Энка ТЦ", "Алпи" и др. покинули рейтинг, но в него вошли сети Globus, "СемьЯ" и др.) и "существенным снижением выручки ряда ритейлеров". Так, ритейлеры с наибольшими темпами падения оборотов — "Вестер", "Патэрсон" (в 2010 году был ребрендирован в форматы X5), "Столичный", "Квартал" и "Холидей" — суммарно уменьшили выручку более чем на 25%.
Сегменты непродовольственных товаров по итогам года также сократились: так, объем рынка DIY (товаров для ремонта и обустройства дома) снизился на 31,5%, до $15,7 млрд, бытовой техники и электроники (БТЭ) — на 25%, до $12,4 млрд, сотовых телефонов — на 45%, до $4,1 млрд.
Средний темп годового прироста выручки компаний, включенных в топ-50, за прошлый год составил 8%, хотя представители парфюмерно-косметической розницы показали результат лучше рынка — 34%, а сотовая и БТЭ-розница сократилась на 21% и 15% соответственно.
Максимальные продажи с одного квадратного метра торговой площади в 2009 году показали сети мобильных телефонов ($11,6 тыс.) и аптеки ($10,4 тыс.), минимальные — $2,7 тыс.— сети товаров для детей. Хотя, как отмечают аналитики INFOLine, наиболее впечатляющим — $19,4 тыс.— был показатель "Азбуки вкуса", обогнавшей даже Auchan с $14,5 тыс.
Источник: Коммерсантъ