Рекламный рынок России должен стремиться к объединению
Если Россия не хочет еще сильней отставать от остального мира
Вчера в рамках 42-го Всемирного конгресса рекламы IAA прошла панельная дискуссия «Цифровые коммуникации на растущих рынках. Российский опыт». В дискуссии участвовали президент Worldwide Digital Communication Initiative Брэнт Брин, директор по технологиям коммерческих сервисов Яндекс Евгений Ломизе, вице-президент МТС по коммерческим вопросам Михаил Герчук и коммерческий директор Одноклассники.ru Татьяна Хандурова. Модератором выступил генеральный представитель IAB в России и основатель и партнер интерактивного агентства 360D Андрей Свешников.
По мнению Евгения Ломизе, российский рынок ничем не отличается от глобального. Единственные отличия – это язык, так как большинство пользователей не владеют в должной мере английским языком, а также доминирование поисковиков в интернет-пространстве. При этом язык не дает особых преимуществ местным компаниям. Это касается всех стран. Главное –технологии. Когда Google только пришел в Россию, Яндекс начал немного терять долю рынка, однако потом, именно с помощью развития технологий, компании удалось выйти на лидирующие и даже доминирующие позиции.
Один из самых перспективных рынков, где в ближайшее время ожидается бурный рост – мобильная реклама. По словам Михаила Герчука, только в Японии объем рынка составляет $900 млн. Россия сильно отстает, однако проходит тот же путь. Сейчас российский рынок находится на уровне $15 млн., но по прогнозам Герчука, уже через три года его объем составит $100 млн. Главный драйвер – развитие технологий и инфраструктуры. Кроме того, необходимо понять, что именно нужно конечному пользователю. Когда это станет ясно, мобильная реклама будет более релевантной пожеланиям пользователя, что автоматически приведет к росту рынка. Мобильная реклама станет таким же полноправным участником рынка, как интернет, телевидение и другие платформы. Речь не идет о дополнительной конкуренции на рынке рекламы, просто у рекламодателей и агентств появится еще больше возможностей шире и качественней представлять свой продукт.
Социальные сети – то, о чем сегодня говорят, пожалуй, больше всего. Уже давно стало ясно, что они стали влиятельным фактором в экономике, и в будущем влияние только увеличится. Правда, пока никто так и не придумал, что с социальными сетями делать. Что касается России, то известно, что россияне в социальных сетях проводят времени больше, чем пользователи в остальном мире. Татьяна Хандурова объясняет это историческими и географическими, то есть объективными причинами. На такой большой территории люди, раньше не имевшие возможности быстрой связи друг с другом, а также не имевшие каких-либо развлечений, теперь, что называется, наверстывают упущенное. Естественно, спустя какое-то время тренд изменится, когда подрастет новое поколение, для которого компьютер, интернет, социальные сети не будут чем-то новым в их жизни, а будут самой обычной вещью, как телевизор.
На социальные сети с одной стороны давит проблема монетизации, с другой – как не отпугнуть рекламой пользователя. По мнению Хандуровой, социальная сеть должна стать для пользователя в своем роде интернетом в интернете, network, где он не просто будет сидеть часами на своей странице, или на страницах своих знакомых, рассматривая фотографии и обмениваясь сообщениями. В этом случае реклама в социальных сетях будет выглядеть также органично, как и во всем интернете.
Глобальный рынок рекламы стремится к объединению усилий на разных платформах, уверен Брэнт Брин. В России глобальные компании не имеют таких сильных позиций, как в остальном мире, на первых местах здесь локальные компании. Однако Россия очень быстро адаптируется к новым технологиям и перенимает западный опыт. Новинки, появляющиеся на Западе – речь идет о новых услугах, интернет-компаниях и т.д. – довольно быстро появляются и адаптируются в России.
Что в таком случае мешает рекламному рынку развиваться еще быстрее? Кроме упомянутой Михаилом Герчуком инфраструктуры, в России пока нет интеграции усилий рекламных агентств, интернет-компаний, мобильных и других – как раз то, что есть на Западе. Именно объединение усилий поможет быстрее понять, что именно нужно пользователю, уверена Татьяна Хандурова. Со своей стороны Евгений Ломизе считает, что необходимо помочь мелкому и среднему бизнесу придти в интернет. Агентствам нужно быстрее адаптироваться к изменениям, так как сегодня большинство агентств слишком традиционны. Также должны появится компании, специализирующиеся именно на рекламе в интернете – крупные агентства зачастую не понимают всей специфики этого рынка.