Врачам прописали таблетки от жадности
Владимир Путин призвал фармотрасль к цивилизованности и законопослушности
В прошлую пятницу на совещании по развитию фармацевтической промышленности Владимир Путин выразил резкое возмущение практикой сотрудничества фармацевтических концернов с медицинскими специалистами, выходящей из законодательных норм в коррумпированные форматы. По словам премьера, помимо «рекомендательного» продвижения среди пациентов препаратов компаний-интересантов, производители лекарств «спонсируют корпоративные мероприятия, разного рода семинары, в том числе с выездом на теплые моря», которые охватывают тысячи специалистов». Премьер при этом не отрицал, что фармацевтические компании вправе рекламировать свою продукцию, но, по его словам, они должны это делать цивилизованно и в полном соответствии с общепризнанными этическими нормами, российским законодательством.
Adindex.ru обратилась к генеральному директору группы компаний Medinform (КГ TWIGA), специализирующемуся на маркетинговых услугах в фармотрасли, Елене Стрелецкой, с просьбой прояснить, нарушением каких норм был так недоволен председатель правительства, и какие последствия для бизнеса может иметь пристальное внимание премьера к индустрии. По словам эксперта, добросовестные фармацевтические компании никогда не идут на нарушение законодательства. Их представители действуют сугубо в формате информирования, предоставляя медицинским работникам данные последних исследований лекарственных препаратов, результаты клинических испытаний и пр. «Практикующие врачи физически не обладают достаточным временем для регулярного обзора новостей медицины и фармацевтики, а в их практике это жизненно важно, в буквальном смысле этого слова. Но врач сам принимает решение о выборе той или иной схемы лечения, руководствуясь своим опытом и полученными знаниями», - комментирует Елена Стрелецкая.
Однако не все компании действуют с подобной щепетильностью. «Мы полагаем, - продолжает Елена, - что премьер имеет ввиду тот факт, что в существующей системе информирования врачей не обходится без перегибов. Фармацевтические компании борются за лояльность врачей, и существует большое искушение использовать наиболее очевидные и поэтому привлекательные методы. Однако к ним прибегают далеко не все фармацевтические компании. Большинство наших клиентов дорожит своей репутацией и придерживается разрешенных способов информирования врачебного сообщества».
Разрешенных способов у отрасли, зажатой в законодательные тиски, не так много, но они есть. Одним из легитимных маркетинговых инструментов, в частности, является информирование врачей одновременно о нескольких препаратах, когда консультант не акцентуирует предложения отдельных компаний, а предоставляет врачам объективную картину последних исследований.
О других "перегибах" в своем выступлении сообщил сам глава правительства. Кроме непосредственного протекционизма, отрасли, по его словам, «следует избавиться от так называемых фармпредставителей, работающих в медучреждениях», а «в экспертных советах по новым лекарствам не должны работать специалисты, которые получают денежное вознаграждение от производителей этих лекарств».