Госдума снова отклонила законопроект о запрете рекламы лекарств на ТВ
Депутаты регулярно предлагают рассмотреть эту инициативу
Государственная дума отклонила в первом чтении законопроект о запрете рекламы лекарств на радио и ТВ. Информация об этом опубликована в системе обеспечения законодательной деятельности.
Проект, разработанный в 2021 г., предполагал полный запрет рекламы лекарственных средств в теле- и радиопрограммах. Автором инициативы выступил депутат фракции ЛДПР Максим Зайцев. Подобные законопроекты вносятся на рассмотрение Госдумы не первый год. Аналогичного запрета законотворцы требовали в 2018 и 2013 гг.
Мотивация всех трех проектов звучит похожим образом и базируется на утверждении, что реклама лекарств подталкивает россиян к самолечению вместо посещения врача. В пояснительной записке к законопроекту от 2021 г. говорилось, что, согласно открытым данным, «почти все россияне, которые занимаются самолечением, умирают из-за неправильного применения лекарственных средств. В год таких лиц насчитывается около 55 тысяч человек». В проекте от 2020 г. фигурировало число — 60 тыс.
Действующее законодательство запрещает рекламу рецептурных лекарств во всех медиа, кроме специализированных изданий, предназначенных для врачей и фармацевтов. Безрецептурных лекарств эти ограничения не касаются.
Фармкомпании занимают пять строчек в топ-30 крупнейших рекламодателей России по версии AdIndex. В 2020 г. компании Reckitt, «Отисифарм», GSK Consumer Healthcare, Sanofi Aventis и Bayer AG потратили более 15 млрд руб. на закупку рекламы в пяти основных медиа, из них 13 млрд руб. — на ТВ.