03 Августа 2023 | 17:00

FMCG-рынок восстановился за шесть месяцев 2023 года

По итогам первого полугодия 2023 г. FMCG-индустрия стабилизировалась. Продажи на омниканальном рынке в июне выросли на 8,5%, что было обусловлено вкладом реального спроса (10,1%) на фоне дефляции (минус 1,6%), согласно отчету NielsenIQ.

К середине 2023 г. темпы продаж почти во всех каналах современной розницы ускорились. Особенно это заметно в минимаркетах — единственном офлайн-канале, который развивается двузначными темпами как в денежном, так и в натуральном выражении.

Однако основной вклад в рост рынка внес формат дискаунтеров. Из 6,1% роста всего омниканального рынка сразу 5,1 п. п. обеспечено положительным вкладом таких магазинов. Это происходит за счет высокой доли дискаунтеров в структуре продаж всех FMCG — в денежном выражении она составляет более 55%. Помимо этого, активно увеличивается доля онлайн-рынка. За год она выросла на 0,9 п. п. — до 7,6%.

С точки зрения динамики покупательского спроса в разбивке по федеральным округам ярко выделяются регионы (за исключением Северо-Западного ФО). В них динамика натуральных продаж восстанавливается значительно быстрее. Например, в Уральском ФО темпы роста рынка в три раза быстрее, чем в Центральном.

Более того, за последние шесть месяцев выросла и доля регионов в структуре рынка: суммарно Юг, Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток прибавили в доле более 2% за счет сокращения Центрального и Северо-Западного ФО. 

Такое перераспределение на омниканальном рынке отчасти происходит за счет развития интернет-торговли в регионах. В январе — июне 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом годом ранее доля регионов в структуре онлайн-рынка FMCG выросла почти на 5 п. п. Это происходит преимущественно благодаря снижению доли Центрального федерального округа, на который теперь приходится 47,6% денежного оборота.

Восстановление спроса на омниканальном рынке активнее всего происходит в продуктовой группе: холодных напитках, кондитерских изделиях, снеках. Среди продовольственных товаров эти категории стали одними из самых быстрорастущих в денежном выражении. А с точки зрения вклада в рост омниканального рынка особенно отличились энергетические напитки и сырое мясо — они стали ключевыми драйверами рынка в первом полугодии.

В непродовольственных категориях наблюдается похожий тренд. Эта группа товаров постепенно восстанавливается за счет роста спроса при одновременной дефляции. Самый высокий вклад в развитие группы внесли категории: средства личной гигиены, уход за телом и уход за волосами. И несмотря на то, что с точки зрения натуральных продаж индустрия все еще находится в отрицательной зоне, во втором квартале темпы ее развития на омниканальном рынке начали ускоряться.

В первом полугодии пятая часть непродовольственных товаров стала продаваться в интернете, впервые составив 21,9% и увеличившись на 2,7 п. п. год к году в денежном выражении. Семь из десяти ключевых индустрий с самой высокой долей онлайн-продаж представлены именно непродовольственной группой.

В интернет-магазинах и на маркетплейсах продажи товаров повседневного спроса за последние шесть месяцев выросли на 24%. Вклад реального спроса составил 27,1%, а оставшиеся минус 3,1% обусловлены дефляцией.

В мае и июне номинальный рост онлайн-рынка составил 43–44%, а дефляция в этот период превысила средние показатели в пять раз — минус 15%.

Развитие онлайн-канала происходит за счет все большего проникновения сервисов в повседневную жизнь покупателей, которые чаще переключаются от стратегии закупок в интернете в пользу заказа маленьких корзин (1–5 позиций в чеке). Это отражается не только на росте числа заказов, но и на усилении значимости категорий с коротким сроком хранения. 

Одновременно увеличивается и доля интернет-торговли. В январе — июне 2023 г. она выросла почти на 1 п. п. год к году и достигла 7,6% в структуре омниканального рынка.

«Учитывая, что в текущий момент покупательская уверенность укрепляется, можно ожидать, что все больше покупателей будут постепенно отходить от сберегательной модели поведения и наращивать траты», — говорится в отчете. 

Ранее сообщалось, что российские покупатели начали охотнее приобретать продукты собственных торговых марок (СТМ) в средних и премиальных сегментах. Максимальный темп роста был зафиксирован в мясе, колбасах, твердом, мягком и плавленом сырах, пастеризованном молоке, пиве, воде и печенье. На такие СТМ приходится до 50% продуктовой торговли.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.