«Яндекс.Маркет» и GfK проанализировали потребительское поведение в онлайн-магазинах
Сравнение цен и экономия сил стали основными факторами для покупки онлайн у россиян. Об этом сообщают результаты совместного исследования «Яндекс.Маркета» и аналитической компании GfK. При этом поиск выгодных предложений начинает терять актуальность. В прошлом году возможность сэкономить интересовала 52% опрошенных, это на 2,8% меньше, чем в 2021 г.
Доля онлайн-покупок по акции впервые снизилась за последние пять лет. Если в 2021 г. 80% онлайн-покупателей отмечали, что их последняя покупка в интернете была со скидкой, то в 2022 г. доля снизилась до 77%. В 2018–2019 гг. этот показатель держался на уровне 71%, а затем рос вплоть до 2021 г. Наиболее привлекательная для россиян акция — бесплатная доставка. На втором месте — скидки, на третьем — кешбэк.
Доля покупок в онлайн-магазинах со смартфонов и планшетов превысила 67%. Со смартфонов чаще всего приобретают продукты, детскую одежду и товары для ухода за малышами, декоративную косметику и парфюмерию. Покупая с мобильных, люди почти в четыре раза чаще пользуются приложениями магазинов, чем сайтами. Доля заказов, совершенных с ПК (персональный компьютер), в два раза меньше — 31%. С ПК продолжают заказывать электронику и бытовую технику.
Потребители предпочитают пользоваться самовывозом. Так, 74% онлайн-покупателей хотя бы раз за последний год пользовались самовывозом из пункта выдачи заказов или магазина. В 2022 г. этот показатель вырос на 2 п. п. по сравнению с 2021 г. (по сравнению с 2019 г. — на 5 п. п.).
Также аналитики выделили топ категорий в онлайн-магазинах. Самый популярный сегмент товаров — одежда и обувь для взрослых: эти товары хотя бы раз в течение года покупали онлайн более 65% респондентов. На втором месте — средства личной гигиены (64%). На третьем — продукты питания (55%).
Исследование проводилось в конце сентября 2022 г. методом онлайн-опроса среди 4,2 тыс. онлайн-покупателей в возрасте 16–55 лет, проживающих в российских городах. Также в исследовании приводятся данные телефонного опроса 2,4 тыс. онлайн-покупателей.