25 Ноября 2021 | 13:30

Активнее и короче: «Яндекс» изучил индустрию подкастов

Исследование основано на статистике «Яндекс.Музыки»

Ежемесячно на платформе «Яндекс.Музыки» запускается в среднем по 400 шоу, подсчитал стриминговый сервис. Пиковых значений этот показатель достигал во время первого карантина (апрель–май 2020 г.) и в марте 2021 г. — тогда каждый месяц запускалось около 500 новых проектов. Новые эпизоды подкастов публикуются в среднем раз в десять дней.

Компания исходит из того, что в каталоге «Музыки» представлены почти все русскоязычные подкасты, поэтому он позволяет судить о сегменте в целом.

Данные «Яндекса» свидетельствуют о значительном росте активности подкастеров. Если в течение последнего месяца примерно три тысячи проектов выпускали новые эпизоды, то три года назад активных аудиошоу на русском языке было в восемь раз меньше. В настоящее время каталоге сервиса насчитывает 11,5 тыс. наименований.

Чаще всего авторы публикуют от одного до десяти эпизодов — таких чуть более половины. От 11 до 20 выпусков делают примерно 16% шоу, а растянуть удовольствие на 50+ эпизодов решается 13%. Самыми плодовитыми «аудиосериалами» на русском языке оказались «Светлый вечер» (3748 эпизодов), «Для ума» (2241) и «What’s up, страна!» (1388).

Анализ показывает, что подкасты становятся короче: у шоу, которые появились в последние полтора года, медианная длительность выпусков почти на десять минут меньше по сравнению с теми, что начали выходить в 2017–2018 гг.

Сейчас медианная длительность выпуска слегка превышает 30 мин. Из активных подкастов самые длинные выпуски записывают в «Бесценном опыте», каждый идет около четырех часов. Самые короткие эпизоды замечены в подкасте «Слова»: большинство укладывается в 30 секунд.

По количеству подкастов самой крупной категорией является «Общество и культура», к ней относится примерно каждое четвертое шоу. На втором месте — «Наука и образование», на третьем — «Бизнес и работа». Если оценивать общую длительность всех выпусков, то «Общество и культура» остается лидером, но «Новости» отодвигают «Науку и образование» на третье место. Примечательно, что новостные подкасты самые плодовитые: их новые эпизоды выходят чаще, чем у других категорий.

Среди категорий самые длинные выпуски в «Играх» (в среднем один час) и «Футболе», самые короткие — в детских и языковых проектах.

Подкасты, как и музыку, слушают в основном на мобильных устройствах — на них приходится примерно три четверти всех прослушиваний. Оставшуюся четверть делят компьютеры и «Яндекс.Станции»: последние опережают ПК за счет детского контента (сказки и другие подкасты для детей часто включают на умных колонках). Небольшая доля прослушиваний (около 0,1 %) приходится на бортовые компьютеры автомобилей и приложение для умных телевизоров.

Число прослушиваний подкастов в уикенд практически не отличается от потребления в рабочие дни. Зато авторы публикуют заметно меньше новых эпизодов в субботу и воскресенье.

Подкасты по будням начинают слушать немного раньше, чем музыку, и заканчивают немного позже. С 21 до 23 часов происходит всплеск числа прослушиваний — это родители ставят детям сказки на ночь.

Согласно замерам GlobalWebIndex, в мировом масштабе россиян нельзя назвать любителями аудиоформата: на радио они тратят в среднем 43 мин в день, на прослушивание стриминговых сервисов — 48 мин. Это один из самых низких показателей наряду с Японией и Южной Кореей. Для сравнения: житель ЮАР проводит с радио 1 ч 27 мин, со стримингами — 2 ч 3 мин, в США — 1 ч 10 мин и 1 ч 43 мин соответственно.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Сбер Рекламодатели 2020
2 Nectarin №1 Digital Index 2020
3 Media Instinct №1 Медиабаинг 2019
–ейтинг@Mail.ru