24 Ноября 2021 | 09:39

Более 90 тыс. самозанятых сотрудничают с маркетплейсами

Большая часть из них предпочитает заниматься производством собственных товаров, хотя ограничение на торговлю предметами, требующими сертификации, создают для них неудобства

Более 90 тыс. самозанятых занимаются сейчас продажей товаров на маркетплейсах, говорится в совместном исследовании AliExpress Россия, Ozon и Wildberries (есть в распоряжении AdIndex). Больше всего самозанятых работает с Wildberries — 80 тыс. человек, а всего продавцов на платформе 400 тыс. С AliExpress сотрудничают более 7 тыс. самозанятых. Ozon начал работать с этой категорией предпринимателей только с конца сентября 2021 г. По словам представителя маркетплейса, за это время оферту сервиса приняли порядка 3,3 тыс. самозанятых.

Согласно закону, самозанятые не могут заниматься перепродажей товаров или торговлей предметами, требующими сертификации (одежда, обувь, духи и так далее). Они могут производить товары: 61% опрошенных занимаются исключительно созданием продукции. Также представители этой категории предпринимателей могут работать как менеджеры по ведению магазина на маркетплейсе. 11% респондентов рассказали, что оказывают услуги другому продавцу, оформляя карточки товаров, загружая ассортимент на платформу и так далее. Остальные участники опроса совмещают производство товаров и работу менеджера.

Чаще всего предприниматели регистрируются как самозанятые из-за желания продавать свои товары онлайн и на маркетплейсах — об этом рассказали 35% респондентов, уже вышедших на платформы. Почти 30% опрошенных решили стать самозанятыми, чтобы оптимизировать налогообложение. Еще 9% зарегистрировались из-за требований работодателя по основному или дополнительному месту работы. 

При этом предприниматели, уже работающие на себя, чувствуют, чего им не хватает и что ограничивает их деятельность. Например, большая часть опрошенных (63%) испытывает дефицит разрешенных видов деятельности: 78% хотели бы заняться перепродажей товаров, 83% — производством и продажей товаров, подлежащих сертификации и маркировке. Половина респондентов (50%) рассказали, что им не хватает сервисов, которые оказывают бизнес-услуги: банковские, логистические, торговые. Самозанятым тяжелее получить кредит, оформить лизинг или автоматизацию выставления счетов, договориться со службой доставки. Также предпринимателям из этой категории не нравится, что не все маркетплейсы готовы с ними работать.

Исследование проводилось в октябре 2021 г. с помощью онлайн-опроса 1200 самозанятых продавцов российских маркетплейсов. Анкета разрабатывалась совместно с экспертами «Бизнес-платформы ОНФ». По данным ФНС, которые приводит издание, на ноябрь 2021 г. статус самозанятых в России имеют более 3,5 млн человек.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Сбер Рекламодатели 2020
2 Nectarin №1 Digital Index 2020
3 Media Instinct №1 Медиабаинг 2019
–ейтинг@Mail.ru