Продукты питания станут драйвером роста e-commerce-рынка
Уровень онлайн-продаж продуктов питания может измеряться в триллионах руб к 2024 году
Продажи продуктов питания демонстрируют самый быстрый рост на рынке электронной коммерции. Ожидается, что в 2021 г. сумма от онлайн-продаж продовольствия достигнет отметки в 400 млрд руб., а к 2024 г. превысит 1,1 трлн руб. Прогноз сформирован Infoline, сообщает «Коммерсантъ». Выход онлайн-продавцов продуктов на новые территории, расширение выбора продукции и внедрение доставки алкоголя помогут реализовать прогноз.
По итогам первого полугодия текущего года уровень онлайн-продаж продуктов питания стал в 2,5 раза выше по сравнению с 2020 г. и превысил 150 млрд руб. По прогнозам Infoline, именно продажа продовольствия должна стать «двигателем» роста всего онлайн-рынка с увеличением в нем доли с 5,3 до 18,8%.
Для многих жителей крупных городов вошло в привычку покупать продукты только онлайн, сообщается в обзоре. За прошлый год число покупателей превысило 60 млн человек, что более чем на 40% выше, чем до пандемии. Продавцы также не останавливаются на достигнутом, продолжая расширяться в регионы, как сообщает генеральный директор Infoline Иван Федяков, и во многих городах уровень продаж близок к московскому.
Десять крупнейших игроков занимают 87% всего рынка онлайн-продаж продуктов. В прошлом году показатель был равен 80%.
На первом месте Х5 Group — совокупный онлайн-оборот увеличился на 64,4%, до 23,6 млрд руб., год к году. За ней идут «Сбермаркет» (21,7 млрд руб.) и «Вкусвилл» (21,2 млрд руб.). Год к году их оборот компаний вырос на 233 и 437% соответственно. Четвертое место досталось «Самокату» (увеличение продаж до 15,9 млрд руб. — на 419%). И пятое место у «Яндекс.Лавки» (11,7 млрд руб, рост на 244%).
Уровень консолидации рынка онлайн-торговли продуктами питания уже может быть предельным и вряд ли на нем появятся новые крупные компании, считает Федяков. Для того, чтобы зайти на рынок, понадобятся очень высокие обороты и работа с небольшой рентабельностью.
В «Яндексе» тоже подтвердили информация о большой роли FMCG (продуктов питания и товаров повседневного спроса) в электронной коммерции. За апрель — июнь 2021 года FMCG в e-commerce-бизнесе компании составил 39%, это даже выше 33% доли электроники. В «Яндексе» рост онлайн-продаж продовольствия объясняют небольшим проникновением онлайн в этой категории, около 2%, по сравнению с 10–15% общепита.