Коронавирус добавил $900 млрд глобальному рынку онлайн-торговли
Каждый пятый доллар, потраченный в рознице, приходится на e-commerce
Пандемия принесла глобальному рынку e-commerce дополнительные $900 млрд в 2020 г. По прогнозам Mastercard, от 20 до 30% этих денег останутся в digital и после снятия ограничений.
Если в 2019-м онлайн-ритейл получал один из семи долларов, потраченных потребителем в рознице, то сейчас каждый пятый доллар тратится в интернете. Такие данные приводятся в исследовании Mastercard’s Recovery Insights: Commerce E-volution.
Объемы международной онлайн-торговли увеличились на 25–30% в период с марта 2020 по февраль 2021 г. Эксперты также наблюдали расширение географии у продавцов, поскольку аудитория быстро оценила удобство и безграничность выбора у себя на диване. В отдельных странах — как развитых, так и развивающихся — e-commerce показал динамику на уровне 60–90%.
Как показал анализ транзакций, среднестатистический пользователь стал покупать товары на большем количестве площадок, чем до пандемии. Например, в 2019 г. житель Италии посещал в среднем 3 интернет-магазина, а в 2020-м их число достигло 3,9 (+30%). В Саудовской Аравии рост составил 33% (2,4 против 1,8), в России этот показатель увеличился на 29% (4,9 против 3,8), в Великобритании — на 22% (3,9 против 3,2).
Пандемия стала лакмусовой бумажкой, по которой можно определить степень цифровизации той или иной экономики. Кризис максимально наглядно продемонстрировал, что динамичные цифровые экономики оказались устойчивыми к потрясениям и имеют наибольший потенциал для дальнейшего роста, говорит Бхаскар Чакраворти, руководитель направления «Глобальный бизнес» в The Fletcher School при Университет Тафтса.
В целом тенденция такова, что страны с высокой долей городского населения, прозрачным законодательством и благоприятными условиями для ведения бизнеса извлекут наибольшую выгоду из коронакризиса.
Например, до пандемии доля e-com в Канаде составляла 12%, на пике ограничений она достигла 25%, а сейчас опустилась до 15%. В Великобритании, по оценкам Mastercard, эти показатели составили 22/31/24% соответственно, в России — 5/14/7%.
Ожидается, что долгосрочный эффект от формирования «ковидных» привычек ощутят два сегмента — продуктовый ритейл и дискаунтеры. Им удастся удержать значительную часть онлайн-выручки, от 40 до 80%.