Как пандемия изменила отношение россиян к технологиям и повлияла на развитие цифровой экономики
В самоизоляции люди больше пользовались технологиями, но в долгосрочной перспективе остается угроза развития негативного отношения к цифровому миру
Dentsu Aegis Network представила результаты ежегодного глобального исследования цифровой экономики и ее влияния на общество Digital Society Index 2020. В этом году эксперты сфокусировались на том, как пандемия COVID-19 изменила отношение людей к технологиям и повлияла на развитие цифровой экономики. Опрос проводился в марте-апреле, на которые пришелся пик пандемии и ограничительных мер по всему миру, среди 32 тысяч человек в 22 странах, включая Россию.
«Технооптимизм» растет
- По сравнению с прошлым годом люди стали чаще использовать цифровые сервисы:
более половины респондентов из России заявили, что начали активнее пользоваться
банковскими продуктами онлайн и совершать покупки в интернете. В мире
показатель выше — три четверти опрошенных.
- Почти треть россиян (29%) и респондентов из разных стран согласились, что
технологии помогли им не потерять связь с семьей, друзьями и окружающим миром
во время самоизоляции. Еще 35% респондентов из России отметили, что цифровые
сервисы помогали расслабиться и отдохнуть, а также приобрести новые навыки и
знания.
- Люди стали больше верить в способность технологий решать социальные проблемы, такие как вызовы COVID-19 для здравоохранения и других сфер. Доля оптимистов в отношении значимости технологий для общества выросла до 54% против 45% в 2019 г. (в России аналогичная динамика).
Люди не перестали бояться технологий
В долгосрочной перспективе существует угроза «техлэша» (techlash) —
негативного отношения к технологиям, которое ощущается во всем мире в последние
годы, говорится в отчете.
- Почти половина опрошенных россиян (47%) по-прежнему считают, что темпы
технологических изменений слишком быстрые (показатель практически не изменился
с 2018 г.). В мире показатель выше — 54%. Респонденты также стремятся к
цифровому балансу: почти половина респондентов намерены выделять время на
«отдых» от гаджетов.
- 30% респондентов из России, как и годом ранее, уверены в том, что цифровые
технологии увеличивают неравенство между богатыми и бедными.
- Негативное влияние цифровых технологий на здоровье и благополучие отметили
22% опрошенных россиян. Разрыв между странами в этом отношении наиболее
заметен: наибольшую обеспокоенность высказывают в Китае (64%), более
оптимистично настроены в Венгрии (20%). Помимо прочего респонденты указывают,
что технологии заставляют их чувствовать себя более напряженными, им становится
труднее «отключиться» от digital (13% в мире и 9% в России). Помимо прочего
респонденты указывают, что технологии заставляют их чувствовать себя более
напряженными, им становится труднее «отключиться» от digital (13% в мире и 9% в
России).
- Только 23% россиян верят, что новые технологии, такие как искусственный интеллект и робототехника, будут создавать рабочие места в будущем.
Текущие настроения приводят к пересмотру взаимоотношений между потребителями и брендами, отмечают эксперты. Почти половина респондентов из России (66% в мире) ожидают, что компании будут использовать технологии во благо обществу в ближайшие 5-10 лет.
Прежде всего, это касается развития продуктов и услуг, которые улучшают здоровье и благополучие – такие ожидания разделяют 52% опрошенных потребителей в России. Полезный опыт будет находиться в центре внимания каждого бизнеса не только во время пандемии, но и в течение всего следующего десятилетия.
«Массовая самоизоляция поместила всех нас в центр небывалого социального эксперимента, когда в один день digital стал ответственным за удовлетворение наших базовых потребностей: заказ еды, работа, учеба, развлечения и даже встречи с близкими теперь в онлайне. С одной стороны, новая реальность предоставила брендам новые возможности коммуникации с потребителями, с другой — привела к совершенно другому уровню ожиданий с их стороны. В качестве ответа на эти запросы компаниям придется уделять больше внимания созданию индивидуальных решений, которые помогают людям улучшить качество жизни, а не просто продвигают товар или услугу», — комментирует Наталья Кузьмина, директор по развитию продуктов подразделения Research and development(R&D).