Какие привычки останутся у потребителей после пандемии
Коронакризис и самоизоляция могут надолго изменить поведение людей, что отразится на розничной торговле. Согласно исследованию Accenture, покупатели стараются уделять больше внимания ментальному здоровью, сокращать объем пищевых отходов и быть более рациональными в расходах — такой образ жизни будет присущ потребителям, по крайней мере, на ближайшие полтора года, считают эксперты
В период самоизоляции люди меняют свой образ жизни и приоритеты в затратах, серьезнее относятся к своему здоровью и экологическим последствиям покупок. Такие изменения в поведении потребителей могут быть долгосрочными, считают эксперты компании Accenture, которые провели исследование среди 3 тыс. потребителей в 15 странах в начале апреля.
«Пандемия, скорее всего, приведет к более устойчивой и здоровой эре потребления в ближайшие 10 лет, заставив нас задуматься о балансе между консьюмеризмом и глобальными проблемами устойчивости. В то же время это сигнал для компаний: пора быть гибкими и приводить портфель продуктов и сервисов в соответствие с меняющимися моделями потребления. Это будет важно и после окончания пандемии», — отметил Оливер Райт, управляющий директор и глава глобальной практики потребительских товаров Accenture. Он добавил, что выявленные привычки будут присущи потребителям, предположительно, в течение 18 месяцев.
Изменения в покупательском поведении
- Средства личной гигиены (+33,7%), чистящие средства (25,2%) и
консервированные продукты (20,6%) — топ-3 категории товаров, на которые вырос
спрос среди потребителей, независимо от уровня их обеспокоенности ситуацией.
При этом люди стали покупать меньше одежды (-29,4%), бьюти-продукции (-16,9%),
товаров для красоты (-21,7%) и алкоголя (-13,9%).
- Со 2 по 6 апреля люди стали чаще, чем в начале периода самоизоляции,
сокращать пищевые отходы (68%). Популярным трендом становится также шопинг,
учитывающий полезность покупок для здоровья (59%), и принятие решений,
отвечающих принципам устойчивого развития (54%).
- Все больше людей покупают продукты питания в интернете. Из ответивших, что
последняя покупка продовольственных товаров была совершена онлайн, каждый пятый
респондент раньше не покупал продукты в интернете. Сейчас 32% покупок товаров
из разных категорий были сделаны в режиме онлайн, в дальнейшем этот показатель,
как ожидается, вырастет до 37%.
- В период пандемии здоровье вышло на первый план. Около 60% респондентов
стали тратить больше времени на заботу о себе и своем ментальном благополучии,
более половины потребителей (57%) начали активнее заниматься спортом дома.
Примерно 50% опрошенных стали делать больше покупок для здоровья и планируют
продолжать делать это впредь.
Отношение к происходящему вокруг
- Большинство опрошенных переживают из-за возможности заражения и
экономической ситуации в период пандемии. Хотя обеспокоенность собственным
здоровьем и финансовым благополучием довольно высока (по 64%), люди гораздо
больше волнуются из-за здоровья окружающих (82%) и экономического кризиса в
целом (88%).
- Самая большая доля потребителей (39%) старается придерживаться
рационального подхода при оценке ситуации в мире, анализирует информацию в СМИ
и старается приобретать только самые необходимые товары: продукты питания и
предметы личной гигиены. Распространены также «индивидуалисты» (22%), которые
копят предметы первой необходимости и не чувствуют себя связанными с другими
людьми в период кризиса. Третьим популярным типом потребителей стали
«беспокоящиеся» — люди, которые находятся в курсе новостей о COVID-19, сильно
волнуются о будущем и о своем здоровье.
- Самыми базовыми потребностями для большинства потребителей стали здоровье
друзей и семьи (80%), а также персональное здоровье (78%). Немаловажна для
людей финансовая сохранность (42%), безопасность еды и лекарств (37%) и
собственная защищенность (31%).
- Около 30% респондентов собираются больше работать из дома после пандемии, половина из них — те, кто ранее никогда не работал удаленно. Три четверти (74%) тех, кто регулярно трудился в офисе, признались, что им понравилось выполнять свои задачи в условиях самоизоляции.