Что происходит с малым и средним бизнесом в Москве и регионах на третьей неделе самоизоляции


Исследования | 21 Апреля 2020 14:42

ИТ-компания «Эвотор» проанализировала активность малого и среднего бизнеса на третьей нерабочей неделе. Доля работающих торговых точек выросла за неделю на 3,4 п. п., торговый оборот увеличился на 6,7 п. п. Наиболее активно малый бизнес возобновлял работу в Амурской, Оренбургской, Свердловской и Кемеровской областях, Забайкальском крае и в республике Алтай. В то же время в Москве число работающих предприятий продолжает сокращаться

Аналитики ИТ-компании «Эвотор» сравнили торговый оборот и количество работающих предприятий малого и среднего бизнеса на третьей нерабочей неделе с 13 по 19 апреля с показателями докризисной недели со 2 по 8 марта.

— На третьей неделе самоизоляции доля работающих малых и средних предприятий составила 47,8% от показателей начала марта, что на 3,4 п. п. выше, чем на второй нерабочей неделе. На неделе с 6 по 12 апреля доля открытых точек была ниже ― 44,4%. Выручка предприятий МСБ на третьей нерабочей неделе достигла 51% относительно показателей начала марта. Для сравнения, на неделе 6–12 апреля выручка малого и среднего бизнеса составляла 44,3% от мартовской.

— В целом по стране в два раза выросло количество работающих салонов красоты — с 8,9% до 19,4%, по сравнению с началом марта. При этом выручка этого сегмента выросла незначительно — с 14,1% до 18,5% от показателей начала марта. Это связано с тем, что, хотя в ряде регионов салонам разрешили работать, покупательский спрос невысок, а список услуг ограничен в связи с карантинными мероприятиями.

— Одним из лидеров по приросту за третью нерабочую неделю стал сегмент ателье. По рекомендации Минпромторга РФ ателье во многих регионах начали шить маски и открылись как точки продаж. Доля открытых ателье увеличилась с 15,1% на второй неделе до 23,4% на третьей нерабочей неделе. Выручка этого сегмента выросла с 18,7% на второй нерабочей неделе от показателей начала марта до 34,2% на третьей.

— Также увеличилась доля работающих точек по ремонту бытовой техники ― с 35,1% до 45,2%, оптик ― с 30,8% до 38,3%, химчисток ― с 38,7% до 45,3%. Выросла выручка у организаций ЖКХ ― с 85,4% до 116,8%, магазинов инструментов ― с 50% до 76,6%, пекарен ― с 53,1% до 77,7%.

— Россияне стали чаще ходить в ближайшие магазины за продуктами. На третьей нерабочей неделе выручка специализированных продуктовых магазинов превысила докризисный уровень, увеличившись с 87,9% на второй неделе до 102,9%. Выручка магазинов «у дома» выросла с 76,8% до 86,9%.

— Оборот пивных магазинов увеличился до 98% к докризисному времени (на предыдущей неделе ― 94,1%). Оборот алкомаркетов немного снизился — с 83% на второй неделе до 81,3% на третьей неделе относительно показателей начала марта. Выручка табачных киосков выросла с 78,9% до 83,5%. Оборот несетевых аптек за неделю практически не изменился — 66,2% на третьей нерабочей неделе и 65,5% на второй относительно начала марта.

«Несмотря на послабления ограничительных мер, введенные во многих регионах, в стране по-прежнему не работает больше половины малых и средний предприятий, а общая выручка едва превысила 50% от докризисной. Наиболее критическая ситуация в Москве, где доля работающих торговых точек составляет уже менее четверти и продолжает сокращаться. Покупательский спрос упал, так что даже в работающих сегментах большинство предприятий работает в убыток», — отмечает генеральный директор ИТ-компании «Эвотор» Андрей Романенко.

Распределение по регионам

В Москве действуют наиболее жесткие ограничения работы торговых точек, поэтому доля работающих предприятий МСБ продолжает сокращаться. По данным «Эвотора», на неделе с 13 по 19 апреля в столице работало 24,7% точек от показателей начала марта, в то время как на второй неделе ― 26,9%.

В Санкт-Петербурге число работающих МСП на третьей неделе самоизоляции выросло всего на 1,7 п. п., до 35,9% от мартовских показателей.

Самый высокий прирост вновь открытых торговых точек на третьей нерабочей неделе зафиксирован в регионах, где местные власти ввели послабления режима повышенной готовности. Так, в Амурской области доля работающих точек выросла с 54,6% до 77,9% от показателей начала марта после того, как правительство области расширило список непродовольственных товаров первой необходимости. В этот список включили медицинские изделия, оптику, ткани, садово-огородную технику и инвентарь, стройматериалы, средства для ремонта автомобилей, средства связи, табак и другое.

Также число работающих торговых точек выросло в Забайкальском крае ― до 74,7% с 55,6%, в Оренбургской области ― до 59,2% с 43,9%, в Свердловской области ― до 54,7% с 42,4%, в республике Алтай ― до 66,6% с 56,4%, в Кемеровской области ― до 66% с 56%.

Доля работавших предприятий МСБ на третьей нерабочей неделе к началу марта:
Волгоградская область: 52,9%,+ 2,2 п.п. к предыдущей неделе, 6–12 апреля
Воронежская область: 57,3%, +0,8 п. п.
Иркутская область: 67,6%, +5,2 п. п.
Калининградская область: 46,2%, +1,4 п. п.
Краснодарский край: 36,3%, +4,8 п. п.
Красноярский край: 57,3%, +2,7 п. п.
Нижегородская область: 41,1%, +1,2 п. п.
Новосибирская область: 65,1%, +6,1 п. п.
Псковская область: 52,3%, +7,6 п. п.
Республика Башкортостан: 50,3%, +5,8 п. п.
Республика Крым: 39,7%, +0,9 п. п.
Республика Татарстан: 37,6%, +3,2 п. п.
Самарская область: 61,4%, +4,3 п. п.
Ставропольский край: 43,5%, +0,2 п. п.

Для анализа использовались данные онлайн-касс «Эвотор» ― более 620 тыс. устройств по всей России. Сравнивалось среднедневное количество онлайн-касс, пробивающих от 1 чека в день, за неделю и среднедневной оборот по этим кассам за неделю. Показатели двух нерабочих недель ― с 6 по 12 апреля и с 13 по 19 апреля ― сравнивались с данными за докризисную неделю со 2 по 8 марта.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинге, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


последние новости


doc id = 41

Спецпроекты

Новости партнеров

Be online, go offline!

Все события

Календарь

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама