Как менялись потребительские настроения россиян в 2019 году


Исследования | 22 Января 2020 12:58

В середине 2018 года из-за пенсионной реформы, роста цен на бензин и повышения НДС резко снизились оценки материального положения населения. Однако с мая 2019 года ситуация начала постепенно улучшаться. Параллельно рос индекс потребительских настроений и увеличивалась доля населения, совершавшего крупные покупки. Такой вывод приводится в исследовании Фонда «Общественное мнение», в котором участвовали 2 тыс. россиян старше 18 лет

Материальное положение семей

В период с июня 2018 по январь 2019 г. россияне все хуже оценивали динамику материального положения своих семей, говорится в опросе Фонда «Общественное мнение». Этому способствовало несколько факторов, в частности рост цен на бензин в мае — июне 2018 г. и решение государства увеличить пенсионный возраст. После этих событий доля россиян, считающих, что материальное положение их семьи за последний год ухудшилось, выросла с 26% в мае до 32% в июне 2018 г.

Введение НДС и сохранявшаяся выше 4% инфляция в первые месяцы 2019 г. подняли и удерживали долю негативных оценок в январе — апреле на уровне 35%. С мая напряжение стало спадать, и к декабрю 30% опрошенных говорили об ухудшении материального положения. Одновременно доля отметивших улучшение выросла с 11% в апреле 2019 г. до 15% в декабре и достигла максимального значения с сентября 2014 г.

Социально-экономические события повлекли за собой увеличение доли потребителей, который ожидали ухудшения материального положения в семье: с 12% в мае 2018 г. до 24% в июне того же года. Ожидания сильнее ухудшились перед  новогодними праздниками, и в январе 2019 г. доля пессимистично настроенных россиян составила уже 27%. Разворот в тенденции также проявился весной 2019 г. года — к декабрю доля разделяющих негативные настроения снизилась до 20%, а позитивные — выросла до 23% (по сравнению с 19–21% во второй половине 2018 г.).

Потребительские настроения и поведение

Потребительские настроения россиян также ощутимо ухудшились летом 2018 г., а затем к январю 2019-го: разница между теми, кто считал ситуацию благоприятной для крупных трат, и теми, кто, наоборот, считал ее неподходящей, составляла в начале 2019 г. 18–19 пунктов в пользу последних. С весны 2019 г. года разрыв начал сокращаться и к концу года составлял 4–9 пунктов. В декабре 31% россиян оценивали ситуацию как плохую для осуществления крупных покупок и 22% — как хорошую. Это небольшое ухудшение по сравнению с ноябрем.

Самое сильное падение индекса потребительских настроений (ИПН) произошло в июне 2018 г. после резкого подорожания бензина, повторное — в конце того же года. Однако с февраля 2019 г. начался постепенный рост потребительских настроений.

Наибольший вклад в увеличение ИПН внес рост индекса крупных покупок и индекса оценки изменения личного материального положения за последний год. Их прирост с апреля составил 9 и 8 пунктов соответственно.

Несмотря на оживление потребительских настроений, ИПН остается на уровнях заметно ниже весны 2018 г. Причина в том, что ожидания относительно перспектив развития страны в 2020 г. и через пять лет до сих пор остаются далеки от уровня мая 2018 г.

На протяжении всего 2019 г. наблюдался рост потребительской активности россиян, поддержанный в начале года ростом объемов потребительского кредитования, а в середине — реальных доходов. Он особенно наглядно прослеживался в постепенном увеличении доли семей, осуществлявших расходы на покупки техники для дома, мебели, мобильных телефонов, аудио-, видео-, фототехники и других товаров длительного пользования, покупка которых не связана с сезонными факторами. Расходы на ремонт, образование и отдых подвержены сезонным колебаниям, но и по ним наблюдается увеличение за двухлетний период. Относительно неизменной на всем протяжении измерений остается лишь доля семей, осуществлявших крупные траты на лечение, — расходы, в наименьшей степени зависящие от изменения цен и доходов.

Как менялись потребительские настроения россиян в 2019 году

Как менялись потребительские настроения россиян в 2019 году

Как менялись потребительские настроения россиян в 2019 году

Как менялись потребительские настроения россиян в 2019 году

Как менялись потребительские настроения россиян в 2019 году

Как менялись потребительские настроения россиян в 2019 году

Как менялись потребительские настроения россиян в 2019 году

Как менялись потребительские настроения россиян в 2019 году

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинге, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


последние новости


doc id = 41

Спецпроекты

Новости партнеров

Be online, go offline!

Все события

Календарь

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама